ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

ПИСЬМО
от 26 января 2016 г. N 168/03-16-3

О ПОРЯДКЕ
СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УДОСТОВЕРЕНИЮ СДЕЛОК,
СВЯЗАННЫХ С РАСПОРЯЖЕНИЕМ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ

В дополнение к письму Федеральной нотариальной палаты (исх. N 43/03-16-3 от 13 января 2016 года) о размере нотариального тарифа при удостоверении сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, сообщаю следующее.

При исчислении размера государственной пошлины для нотариального удостоверения в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 391-ФЗ) сделок по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу, сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, а также сделок по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, следует руководствоваться положениями абзаца второго подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно указанным положениям, нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, определяют вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины на основании документа, представленного плательщиком, в котором указана стоимость имущества, определяемая с учетом следующих особенностей:

стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения;

стоимость земельных участков может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или федеральным органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и его территориальными подразделениями.

При этом нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки). В случае представления нескольких документов с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

При удостоверении указанных сделок нотариус вправе взимать наряду с нотариальным тарифом в размере государственной пошлины плату за услуги правового и технического характера. Вместе с тем, учитывая определенную Федеральным законом N 391-ФЗ роль нотариуса в защите интересов социально незащищенных категорий граждан, социальную значимость указанных сделок и целесообразность повышения привлекательности их нотариального удостоверения, обращаю внимание на необходимость при взимании платы за услуги правового и технического характера исходить в каждом конкретном случае из индивидуальных возможностей участников удостоверяемой сделки.

Прошу довести изложенную в настоящем письме информацию до сведения нотариусов, членов нотариальных палат субъектов Российской Федерации.

Президент
Федеральной нотариальной палаты
К.А.КОРСИК