См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

ПИСЬМО
от 15 мая 2012 г. N 939/06-12

В связи с обращением по вопросу наличия согласования с налоговыми органами позиции Федеральной нотариальной палаты, изложенной в письме за исх. N 325/06-12 от 28.02.2012, в отношении возможности применения формы N 56 "Удостоверительной надписи о свидетельствовании подлинности подписи представителя юридического лица" (утверждена приказом Минюста России N 99 от 10 апреля 2002 г.), при свидетельствовании подлинности подписи заявителя на заявлении, представляемом в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица "ООО" при его создании, сообщаю.

В отдельных случаях, когда отсутствует утверждаемая Министерством юстиции Российской Федерации форма удостоверительной надписи, отражающая совершаемое конкретное нотариальное действие, и в случаях, когда отдельные формы не полностью отражают существо совершаемого нотариального действия, Федеральная нотариальная палата в целях координации деятельности нотариальных палат субъектов Российской Федерации вырабатывает и сообщает нотариальным палатам свою позицию о возможном применении в нотариальной практике аналогичных утвержденных Минюстом РФ форм, имея в виду, что отсутствие соответствующей формы удостоверительной надписи не дает оснований для отказа в совершении нотариального действия.

При необходимости, Федеральная нотариальная палата запрашивает мнение соответствующего министерства или ведомства по вопросам применения законодательства, мнение которых доводится до сведения нотариальных палат.

В рассматриваемом случае Федеральная нотариальная палата не видит оснований для запроса мнения налоговых органов по затронутому вопросу, поскольку выражает мнение лишь Федеральной нотариальной палаты.

Что касается разъяснения Федеральной нотариальной палаты по применению указанной формы удостоверительной надписи N 56, то оно дано, исходя из норм статей 9, 12, 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в новой редакции) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее "Закон") в их взаимной связи.

В частности, согласно статей 12 (подпункт "а" части первой) и 13 (п. 2) Закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица подписанное зявителем заявление в регистрирующий орган представляется по установленной форме в порядке, предусмотренном статьей 9 названного Закона.

Заявителем при государственной регистрации юридического лица при его создании является учредитель или учредители юридического лица (подпункт "б" п. 1.3 части первой статьи 9 Закона), заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (пункт 1.2 части первой ст. 9 Закона). В этом случае, как считает Федеральная нотариальная палата, исходя из установленного статьей 12 Закона содержания заявления заявителя, подлинность подписи заявителя-учредителя(ей) юридического лица должна быть засвидетельствована с использованием указанной выше формы N 56, предусматривающей проверку полномочий заявителя.

Что касается отказа регистрирующего органа в осуществлении государственной регистрации юридического лица, то он может быть произведен только в случаях, указанных в статье 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Одним из оснований отказа является подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации (подпункт "д" пункта 1 указанной статьи Закона).

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке (статья 23 пункт 5 Закона).

Президент Палаты
М.И.САЗОНОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области