ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

ПИСЬМО
от 12 июля 2013 г. N 1534/06-07

В связи с обращением по поводу вызова налоговыми органами нотариусов в качестве свидетелей для подтверждения совершения нотариальных действий по свидетельствованию подлинности подписи лиц на заявлениях (уведомлениях, сообщениях) о государственной регистрации юридического лица сообщаю.

Федеральная нотариальная палата разделяет содержащуюся в обращении позицию о неправомерности вызова налоговыми органами нотариусов в качестве свидетелей для дачи пояснений в связи с совершенными ими нотариальными действиями, что является нарушением одного из основополагающих принципов осуществления нотариальной деятельности - принципа сохранения профессиональной тайны.

Налоговые органы и их должностные лица не отнесены к категории органов и должностных лиц (суд, прокуратура, органы следствия, судебные приставы-исполнители), для которых Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (статья 5) установлен специальный порядок получения информации о любых совершенных нотариальных действиях. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 6 статьи 85) нотариусы обязаны сообщать в налоговые органы только о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения (включая сведения о степени родства между дарителем и одаряемым).

При этом Налоговым кодексом Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 90) определено, что не могут вызываться налоговыми органами в качестве свидетелей для дачи показаний лица, которые в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей обладают информацией, необходимой для проведения налогового контроля, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц.

Из представленных материалов следует, что в качестве основания для вызова нотариусов налоговым органом была указана статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 4). Полномочия вызывать налогоплательщиков в налоговый орган для дачи пояснений в связи с уплатой налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, предоставлены налоговым органам в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - налоговый контроль) (пункты 1 - 3 статьи 30, пункт 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом необходимо учитывать, что проведение налогового контроля строго регламентировано формами такого контроля, определенными Налоговым кодексом Российской Федерации (абзац второй пункт 1 статьи 82). К формам налогового контроля отнесено в том числе получение объяснений налогоплательщиков в связи с исполнением законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, из содержания нормы статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 4), по мнению Федеральной нотариальной палаты, следует, что право налоговых органов вызвать налогоплательщика для дачи пояснений в порядке осуществления налогового контроля может распространяться на нотариуса только в случае необходимости получения пояснений по поводу исполнения законодательства о налогах и сборах непосредственно самим нотариусом, в том числе в связи с уплатой нотариусом налогов.

Федеральная нотариальная палата принимает во внимание, что налоговые органы в соответствии с действующим законодательством уполномочены не только контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах, но и осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - регистрация юридических лиц) (абзац второй пункта 1, пункт 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 в ред. от 20.03.2013). Однако правоотношения по регистрации юридических лиц не регулируются законодательством о налогах и сборах, в связи с чем не могут являться предметом налогового контроля. Налоговые органы вправе проверить представленные им для регистрации юридического лица документы в том объеме, который определен Федеральным законом 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (статья 9). Таким образом, осуществляемая налоговыми органами проверка соблюдения правильности оформления документов, представленных для проведения регистрации юридического лица, не может производиться в формах, предусмотренных законодательством для осуществления налогового контроля (включая вызов свидетеля для дачи пояснений).

Исходя из проведенного анализа вышеобозначенных положений законодательства о налогах и сборах и законодательства о регистрации юридических лиц в их взаимосвязи представляется, что вызов налоговыми органами нотариусов в качестве свидетелей для дачи пояснений по совершенным ими нотариальным действиям не согласуется с положениями законодательства.

Президент палаты
М.И.САЗОНОВА