См. Документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ОБЪЕДИНЕННАЯ ДИРЕКЦИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ" МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА

И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 декабря 2016 г. N АБ/04-01-2157

ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России рассмотрело обращение по вопросу предоставления жилищной субсидии гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и сообщает.

1. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон) порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

Предоставление социальных выплат (жилищных субсидий) гражданам указанной категории осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - подпрограмма, Правила).

Процедура предоставления государственных жилищных сертификатов гражданам в рамках подпрограммы предусматривает ряд мероприятий, в том числе заполнение документов, форма которых приведена в приложениях к Правилам. Оформление документов, предусмотренных Правилами, производятся на основании паспортных данных гражданина - участника Подпрограммы.

Основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, является паспорт (п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации"). Такие же положения содержатся и детализируются в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (далее - Положение). В соответствии с п. 1 Положения паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, граждане для постановки на учет и участия в подпрограмме должны представить в качестве документа, удостоверяющего личность, свой паспорт.

2. Статьей 5 Закона определен круг лиц, признаваемых членами семьи гражданина, выезжающего (выехавшего) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, т.е. на законодательном уровне закреплено понятие "член семьи гражданина - получателя жилищной субсидии".

Членами семьи гражданина, выехавшего из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г. и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина.

Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, признаются членами семьи данного гражданина, если они были вселены им в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство (по прежнему месту жительства). В исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Указанное положение учтено пунктом 17 Правил.

В Законе и Правилах не содержится временных ограничений по совместному выезду членов семьи из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Из приведенного в обращении случая следует, что гражданин проживал в браке совместно с супругой и сыном в районах Крайнего Севера, а в настоящее время проживает с указанными членами семьи совместно в Волгоградской области по одному адресу. По мнению ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России, несмотря на то, что супруга и сын гражданина, состоящего на учете, выехали позже из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, они могут претендовать на получение жилищной субсидии в составе семьи данного гражданина, состоящего на учете в Волгоградской области.

В случае, если члены одной семьи будут состоять раздельно в разных очередях, то будет затруднительным выполнение ими требований статьи 6 Закона и пункта 44 Правил по представлению обязательства о передаче жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности в государственную (муниципальную) собственность или обязательства о расторжении договора социального найма. Гражданину, не представившему обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность, сертификат не выдается (пункт 44.1 Правил).

Кроме того, следует отметить, что двойной учет одной и той же семьи в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии по субъекту Российской Федерации, недопустим, т.к. приведет к искажению отчетности о региональной потребности в жилищных субсидиях, которые в соответствии с пунктами 26 и 27 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, ежегодно представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы. Представленные государственному заказчику подпрограммы сведения о количестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в дальнейшем учитываются при распределении по субъектам Российской Федерации бюджетных средств на предоставление социальных выплат гражданам указанной категории.

Заместитель генерального директора

А.Н.БАБАРИЦКИЙ