См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"

ПИСЬМО
от 15 апреля 2015 г. N 10-0789-ВГ

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Учреждение) рассмотрело обращение и по существу изложенных в нем вопросов в рамках своей компетенции сообщает.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее - Закон о кадастре).

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о кадастре государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.

Согласно части 8 статьи 41 Закона о кадастре:

сведения о здании, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости;

в случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

При этом Закон о кадастре не освобождает кадастрового инженера от необходимости использовать для подготовки технического плана предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации для соответствующих случаев документы.

Кроме того, Законом о кадастре не определены случаи отсутствия разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта.

В то же время согласно требованиям к подготовке технического плана здания, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке" (далее - Требования), установлено, что если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации (далее - Декларация), подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке Декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона о кадастре.

Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что до 01.03.2018 не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ (при этом объекты индивидуального жилищного строительства к таким исключениям не отнесены).

При этом необходимо отметить, что, согласно:

- части 10 статье 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

- части 13 статьи 1 ГрК РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

- части 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно пункту 16 Требований, если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав Приложения.

Таким образом возможен государственный кадастровый учет здания, представляющего собой индивидуальный жилой дом, на основании технического плана, подготовленного на основании декларации в случае.

- постановки такого объекта на учет;

- изменения сведений о таком объекте, внесенных в ГКН как в порядке, установленном статьей 45 Закона о кадастре, так и в порядке, установленном в статье 16 Закона о кадастре.

В то же время по рассматриваемому вопросу в письме от 06.05.2014 N ОГ-Д23-3272 "По вопросу государственного кадастрового учета объектов индивидуального жилищного строительства" Минэкономразвития России высказало позицию, согласно которой:

- если действующим законодательством не предусмотрены выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подготовка проектной документации, отсутствует технический паспорт, изготовленный до 01.01.2013, то технический план может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости;

- в отношении объектов индивидуального жилищного строительства градостроительное законодательство Российской Федерации не освобождает от необходимости получения разрешения на строительство (реконструкцию), органу кадастрового учета, в том числе в целях разрешения возникающих вопросов в процессе рассмотрения представленных на государственный кадастровый учет документов для учета такого созданного объекта индивидуального жилищного строительства, технический план в отношении которого подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости, следует запрашивать в соответствующем уполномоченном органе сведения относительно выданного им разрешения на строительство самостоятельно (при отсутствии такового в составе Приложения к техническому плану).

По вопросу осуществления государственного кадастрового учета в случае непоступления в орган кадастрового учета сведений относительно выданного разрешения на строительство Учреждением в адрес филиалов направлено письмо от 11.09.2014 N 10-3028-КЛ "О рассмотрении обращения".

Заместитель директора
В.А.ГРИГОРЬЕВА

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"

ПИСЬМО
от 11 сентября 2014 г. N 10-3028-КЛ

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Учреждение) рассмотрело обращение и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с позицией Минэкономразвития России, изложенной в письме от 06.05.2014 N ОГ-Д23-3272, учитывая, что в отношении объектов индивидуального жилищного строительства градостроительное законодательство Российской Федерации не освобождает от необходимости получения разрешения на строительство, органу кадастрового учета, в том числе в целях разрешения возникающих вопросов в процессе рассмотрения представленных на государственный кадастровый учет документов для учета такого созданного объекта индивидуального жилищного строительства, технический план в отношении которого подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости, следует запрашивать в соответствующем уполномоченном органе сведения относительно выданного им разрешения на строительство самостоятельно.

Однако Учреждение считает возможным отметить, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе/приостановлении осуществления кадастрового учета, только если такое решение допускается в соответствии с правилами статей 26 - 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).

Разрешение на строительство не входит в перечень обязательных документов для подготовки технического плана (часть 8 статьи 41 Закона о кадастре).

По мнению Учреждения, отсутствие разрешения на строительство не может препятствовать проведению кадастрового учета и включению в государственный кадастр недвижимости сведений о созданном (в том числе самовольно) объекте недвижимости.

По мнению Учреждения, при поступлении в орган кадастрового учета ответа на запрос из соответствующего уполномоченного органа с информацией о том, что разрешение на строительство не выдавалось, органу кадастрового учета целесообразно уведомить уполномоченные органы о проведении кадастрового учета в отношении объектов недвижимости, на которые не выдавалось разрешение на строительство (в частности, сообщить кадастровый номер объекта недвижимости, адрес, а также кадастровый номер земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости (при наличии)).

Относительно расхождения характеристик объекта недвижимости, указанных в разрешении на строительство и указанных кадастровым инженером в техническом плане на основании декларации об объекте недвижимости, Учреждение считает возможным отметить, что в государственный кадастр недвижимости сведения об объекте недвижимости вносятся на основании технического плана соответствующего объекта недвижимости. Разрешение на строительство в данном случае не является документом-основанием для подготовки технического плана, следовательно, по мнению Учреждения, указанные расхождения не являются основанием для отказа/приостановления в осуществлении кадастрового учета.

Кроме того, за качество выполняемых работ кадастровый инженер несет ответственность. За внесение заведомо ложных сведений, в том числе и в технический план, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, лицо, осуществляющее кадастровую деятельность, несет административную ответственность (часть 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Заместитель директора
К.А.ЛИТВИНЦЕВ