См. Документы Федерального фонда обязательного медицинского страхования

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 23 ноября 2001 г. N 4321/80-1/и

О РАЗЪЯСНЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ, УТВЕРЖДЕННЫХ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 23.08.2001 N 624

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 г." и поступающими запросами территориальных фондов обязательного медицинского страхования о распространении действия Приказа Федерального фонда ОМС от 29.03.96 N 23 "Об утверждении Временного порядка учета погашения задолженности по взносам на ОМС" (далее - Временный порядок) на отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, разъясняет следующее.

Временным порядком (раздел 2) определялась организационная модель, которая могла применяться территориальными фондами обязательного медицинского страхования для обеспечения погашения плательщиками задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Указанная организационная модель погашения задолженности на основании взаимозачетов применялась только в части средств, подлежащих перечислению плательщиком в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Перед осуществлением взаимозачета плательщик должен был обеспечить перечисление страховых взносов и начисленных финансовых санкций, подлежащих внесению в Федеральный фонд ОМС. В случае отсутствия необходимых средств на счетах плательщика вышеуказанное перечисление средств в Федеральный фонд ОМС должен был произвести территориальный фонд за счет собственных ресурсов. Плательщики страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивают страховые взносы на ОМС неработающего населения с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах только в территориальные фонды ОМС.

Кроме того, в соответствии с разделом 2 Временного порядка взаимное погашение задолженности участниками обязательного медицинского страхования производилось на основании соглашения, заключаемого между территориальным фондом обязательного медицинского страхования, плательщиком страховых взносов, медицинским учреждением, страховой медицинской организацией, имеющими взаимную кредиторскую задолженность. Следует особо отметить, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, являющиеся плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, не имели взаимной кредиторской задолженности с медицинскими учреждениями и, следовательно, при отсутствии данного условия не могли являться стороной соглашения о взаимном погашении задолженности.

Акты, составляемые по итогам проведения проверок плательщиков (раздел 2 Временного порядка), в обязательном порядке содержали сведения о суммах, на которые должны начисляться страховые взносы, о доначисленных суммах раздельно в Федеральный и территориальный фонды ОМС, что служит достаточным основанием для вывода, что по смыслу Временного порядка плательщиками являются организации, уплачивающие страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающих граждан.

Разделом 2 Временного порядка предусматривалось, что при осуществлении взаимозачета плательщик должен обеспечить перечисление страховых взносов и начисленных финансовых санкций, подлежащих внесению в Федеральный фонд ОМС. Законодательством Российской Федерации не установлена обязанность по внесению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Следовательно, действие Приказа Федерального фонда ОМС от 29.03.1996 N 23 "Об утверждении Временного порядка учета погашения задолженности по взносам на ОМС" и определенная им организационная модель применяются к плательщикам, на которых законодательством Российской Федерации возлагалась обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование как в территориальный, так и в Федеральный фонды обязательного медицинского страхования, в соответствии с ежегодно принимаемыми федеральными законами о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Таким образом, Временный порядок не регулирует отношений по погашению задолженности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения на основании взаимозачетов.

Имевшие место случаи использования территориальными фондами обязательного медицинского страхования модели погашения задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения на основании взаимозачетов явились результатом неправильного, расширительного толкования Приказа Федерального фонда ОМС от 29.03.1996 N 23.

В связи с чем пунктом 2 Приказа Федерального фонда ОМС от 04.05.2000 N 44 "О применении "Временного порядка учета погашения задолженности по страховым взносам на ОМС", утвержденного Приказом ФФОМС от 29.03.96 N 23" еще раз было указано на недопустимость применения Временного порядка при погашении задолженности и уплате начисленных страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Приказом от 01.12.2000 N 93 "Об отмене "Временного порядка учета погашения задолженности по взносам на ОМС", утвержденного Приказом ФФОМС от 29.03.96 N 23" Федеральный фонд ОМС признал утратившим силу Приказ ФФОМС от 29.03.96 N 23.

Одновременно Федеральный фонд обязательного медицинского страхования разъясняет, что соглашения о взаимозачетах, заключенные территориальными фондами обязательного медицинского страхования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, являются недействительными, не влекущими юридических последствий с момента их заключения.

Директор
А.М.ТАРАНОВ