См. Документы Федерального фонда обязательного медицинского страхования

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 16 января 2024 г. N 00-10-101-2-06/451

О РАСХОДОВАНИИ СРЕДСТВ ОМС

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд), рассмотрев письмо о разъяснении по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования, сообщает следующее.

Исходя из части 8 статьи 33 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) и пункта 8 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, Федеральный фонд не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

1. Расходы на капитальный ремонт оборудования, в том числе медицинского.

Частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ определена структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, которая включает в себя в том числе расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества.

Согласно пункту 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

В пункте 195 Правил ОМС указано, что в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяется в том числе группа затрат на содержание объектов движимого имущества.

В соответствии с пунктом 204 Правил ОМС затраты на содержание объектов движимого имущества могут быть детализированы в том числе по группе затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт движимого имущества.

Таким образом, капитальный ремонт медицинского оборудования Правилами ОМС не предусмотрен.

Вместе с тем в соответствии с частью 6 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ в составе расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) формируется нормированный страховой запас, включающий в том числе средства для финансового обеспечения мероприятий по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.

2 Расходы на арендные и лизинговые платежи без ограничения размера платежа за один объект.

В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.12.2023 N 625-ФЗ) структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе расходы на арендную плату за пользование имуществом, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до четырехсот тысяч рублей за единицу.

Согласно пункту 204 Правил ОМС затраты на содержание объектов движимого имущества могут быть детализированы в том числе по группе затрат на арендную плату, в том числе на финансовую аренду объектов (лизинг), а также выкуп предмета лизинга в соответствии со статьей 624 Гражданского кодекса Российской Федерации, при отсутствии у медицинской организации в течение трех месяцев просроченной кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования с ограничением платежа в размере до одного миллиона рублей в год за один объект лизинга.

До вступления в силу положений приказа Минздрава России от 13.12.2022 N 789н "О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 108н" (начало действия приказа - 10.01.2023) размер арендных платежей на содержание объектов движимого имущества не ограничивался. В случае если договором финансовой аренды (лизинга) предусматривался выкуп предмета лизинга в соответствии со статьей 624 Гражданского кодекса Российской Федерации, то расходы по приобретению предмета лизинга не должны были превышать ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

3. Расходы на уплату финансовых санкций (штрафов, пени), в том числе по результатам контрольно-экспертных мероприятий, проведенных страховыми медицинскими организациями.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи согласно части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ включает в себя в том числе прочие расходы.

Согласно пункту 10.9 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н, статья 290 "Прочие расходы" КОСГУ детализируется подстатьями КОСГУ и включает статьи 292 "Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах"; 293 "Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)"; 295 "Другие экономические санкции". На подстатью 295 "Другие экономические санкции" отнесены расходы по оплате иных экономических санкций, не отнесенные к подстатьям 292 - 294 КОСГУ.

Таким образом, выплата штрафных санкций и пеней, может осуществляться за счет всех источников финансирования медицинской организации, в том числе средств обязательного медицинского страхования.

4. Контрольные мероприятия, осуществляемые территориальным фондом по результатам проверок, проведенных органами государственного контроля и надзора.

Реализация результатов проверок, проведенных органами государственного контроля и надзора, не относится к компетенции территориальных фондов.

5. Приобретение в 2022 году основных средств медицинскими организациями, оказывающими высокотехнологичную медицинскую помощь по видам, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 2505, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в рамках Раздела I и Раздела II Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащего в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, включают в себя расходы на приобретение единицы основных средств без ограничения их стоимости.

Председатель
И.В.БАЛАНИН