См. Документы Федерального фонда обязательного медицинского страхования

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 12 апреля 2002 г. N 1376/80-1/и

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ
В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с поступающими запросами об условиях использования средств обязательного медицинского страхования при повышении заработной платы работникам лечебно - профилактических учреждений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2001 N 775 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" (далее именуется Постановление) разъясняет следующее.

Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что постановления Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Пунктом 3 Постановления предусмотрено повышение тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных (местных) бюджетов, за счет средств соответствующих бюджетов, что однозначно определяет конкретный источник средств повышения заработной платы работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных (местных) бюджетов.

В связи с этим повышение заработной платы работникам лечебно - профилактических учреждений является исключительной обязанностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления как органов, на которых в соответствии со статьями 86 и 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации возложено финансирование содержания учреждений, находящихся в их собственности.

Лечебно - профилактические учреждения по своим признакам являются организациями бюджетной сферы - бюджетными учреждениями в соответствии с нормами Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации. Следует отметить, что понятия "учреждение здравоохранения системы обязательного медицинского страхования" и "учреждение обязательного медицинского страхования" в действующем законодательстве отсутствуют.

Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемых им полностью или частично. В соответствии с организацией охраны здоровья граждан в Российской Федерации собственником учреждения здравоохранения могут выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляющие финансирование учреждений здравоохранения по статьям расходов бюджетной классификации, утвержденной Федеральным законом от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством территориальный фонд обязательного медицинского страхования не выступает работодателем в трудовых отношениях с работниками лечебно - профилактических учреждений, в то время как именно на данную сторону трудового правоотношения возложена статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность выплачивать заработную плату в полном объеме и в установленные сроки.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 (в редакции Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" за счет средств обязательного медицинского страхования предоставляется медицинская и лекарственная помощь в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным ФОМС 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Минздравом РФ от 06.04.2001 N 2510/3586-01-34 и Минфином РФ от 27.04.2001 N 12-03-14, зарегистрированным Минюстом России 20.06.2001 N 2756, определено, что оплата медицинской помощи в пределах территориальной программы ОМС осуществляется по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно Методическим рекомендациям по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации 28.08.2001 N 2510/9257-01 и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 28.08.2001 N 3159/40-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации от 28.08.2001 N 12-03-03, в составе тарифа возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования подлежат оплата труда и начисления на оплату труда.

Учитывая, что основным принципом формирования территориальных программ обязательного медицинского страхования является сбалансированность объемов, структуры гарантируемой медицинской помощи и необходимых для их реализации финансовых средств, увеличение тарифов на медицинские услуги без ресурсного обеспечения является недопустимым.

Таким образом, возложение во исполнение Постановления на территориальные фонды обязательного медицинского страхования обязанности по использованию средств обязательного медицинского страхования на повышение заработной платы работникам лечебно - профилактических учреждений является незаконным и влечет за собой нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, предназначенных на оплату предоставленной гражданам медицинской помощи в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования.

В случае осуществления субъектом Российской Федерации собственного правового регулирования в противоречие федеральному законодательству информацию об этом следует представлять в органы прокуратуры для принятия мер, предусмотренных Федеральным законом от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Директор
А.М.ТАРАНОВ