См. Документы Федеральной антимонопольной службы
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 декабря 2022 г. N 28/119344/22
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
ФАС России, рассмотрев обращение по вопросу правомерности установления требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО) при проведении закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки с учетом требований Закона о закупках, положения о закупке.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки с учетом положений Закона о закупках, положения о закупках, при этом такие требования не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Вместе с тем Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми положения об обязанности СРО представлять по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов СРО по состоянию на 01.09.2022 утратили силу.
С учетом изложенного, установление в извещении (после 01.09.2022) об осуществлении закупки требования к участникам о предоставлении выписки из реестра СРО является излишним, в связи с чем вышесказанные действия заказчика, по мнению ФАС России, могут содержать признаки нарушения пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
При этом действия заказчика по отклонению заявки участника закупки за не предоставление в составе заявки выписки из реестра членов СРО могут содержать признаки нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона о закупках возможно установить при рассмотрении конкретной закупки при поступлении жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", исходя из положений документации о закупке и всех обстоятельств дела.
Начальник
Управления контроля размещения
государственного заказа
О.В.ГОРБАЧЕВА