См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 30 мая 2022 г. N ПИ/52292/22

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная антимонопольная служба, рассмотрев обращение по вопросу предоставления позиции о наличии состава административного правонарушения в действиях сотрудников уполномоченного органа, уполномоченного учреждения в случае выявления нарушений требований действующего законодательства при описании объекта закупки, обосновании начальной (максимальной) цены контракта и формировании проекта контракта, сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 указанной статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих.

Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями.

Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

В соответствии с частью 10 статьи 26 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями.

Частью 3 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Данные правовые акты должны соответствовать законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, положения порядка взаимодействия заказчика и уполномоченного органа, уполномоченного учреждения должны соответствовать в том числе положениям статьи 26 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона о контрактной системе.

Из совокупного толкования приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что должностные лица заказчика при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несут персональную ответственность за описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, формирование проекта контракта с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, должностными лицами, допустившими нарушения при описании объекта закупки, обосновании начальной (максимальной) цены контракта, формировании проекта контракта требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, могут являться должностные лица заказчика, на которых непосредственно в соответствии с внутренними локальными актами возложена обязанность за составление извещения и документов по закупке, либо в ином порядке, предусмотренном заказчиком.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 1.5, 2.1, 2.4 КоАП лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие лица, за которое законодательством установлена административная ответственность, при этом административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Дополнительно ФАС России сообщает, что вопрос о наличии состава административного правонарушения решается должностным лицом, уполномоченным на составление протокола, в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств дела.

П.В.ИВАНОВ