См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 26 марта 2024 г. N 28/25182/24

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

ФАС России сообщает, что в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрен механизм контроля за действиями банков при осуществлении такими банками действий, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе предусмотрено, что дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) утверждены, в том числе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, типовая форма, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (далее соответственно - Дополнительные требования, Типовые формы).

ФАС России сообщает, что по результатам проведения контрольных мероприятий на основании жалоб и обращений участников закупок в действиях банков ФАС России устанавливались нарушения части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившиеся в том числе в выдаче независимых гарантий, несоответствующих Типовым формам, Дополнительным требованиям и положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, в случае если при осуществлении закупок товаров, работ, услуг нарушаются права и законные интересы участника закупки, такое лицо вправе обратиться с жалобой в ФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе.

Кроме того, ФАС России направлены в адрес Президента Ассоциации банков "Россия" Г.И. Лунтовского, Президента Ассоциации российских банков Г.А. Тосуняна письма от 21.11.2022 N N ПИ/105307/22, ПИ/105297/22 о необходимости соблюдения банками требований, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1005, при выдаче независимых гарантий (прилагается).

Дополнительно ФАС России отмечает, что банк не отнесен к предусмотренным частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) субъектам контроля, в связи с чем проведение контрольных мероприятий в отношении действий банка, выдавшего ненадлежащую банковскую гарантию для целей участия в закупке, осуществляемой в соответствии с положениями Закона о закупках, не представляется возможным в силу отсутствия полномочий.

Начальник
Управления контроля размещения
государственного заказа
О.В.ГОРБАЧЕВА