См. Документы Федеральной антимонопольной службы
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 26 февраля 2013 г. N АГ/6917/13
ПО ВОПРОСУ
ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ОФОРМЛЕНИЕ И ВЫДАЧУ ВРЕМЕННЫХ ПРОПУСКОВ
ДЛЯ ВЪЕЗДА/ВХОДА В КОНТРОЛИРУЕМУЮ ЗОНУ АЭРОПОРТА
ФАС России рассмотрел письмо Камчатского УФАС России о взимании Государственным унитарным предприятием "Камчатское авиационное предприятие" (далее - ГУП "КАП") платы за оформление и выдачу временных пропусков на спецтранспорт и на физических лиц ФКУ "Камчатская региональная поисково-спасательная база для прохода/проезда в контрольную зону аэропорта "Петропавловск-Камчатский".
В соответствии с положениями статей 83, 84 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, а лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.
При этом сторонами отношений по обеспечению авиационной безопасности, в том числе по предотвращению доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта, является аэропорт и эксплуатант.
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - приказ Минтранса N 110) утвержден перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание: воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и порядок применения аэронавигационных и аэропортовых сборов. Пунктом 3.2 указанного Приказа предусмотрено, что к числу аэропортовых сборов относится сбор за обеспечение авиационной безопасности, устанавливаемый за обеспечение авиационной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Федеральными авиационными правилами "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. N 142 (далее - ФАП N 142), включая в т.ч. осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту.
В соответствии с пунктами 4, 10, 11, 14 ФАП N 142 авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.
Инструкция должна предусматривать в том числе ограничения проезда и нахождения транспортных средств на перроне, рулежных дорожках, взлетно-посадочных полосах аэропорта.
Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, обязаны соблюдать требования инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.
Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.
Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации предполагает совокупность правил и процедур допуска лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия).
Таким образом, исходя из анализа норм действующего законодательства, деятельность по оформлению и выдаче пропусков для лиц и транспортных средств сторонних организаций для въезда/входа в контролируемую зону аэропорта является неотъемлемой частью пропускного внутриобъектового режима в рамках обеспечения авиационной безопасности в аэропорту и способом его осуществления, а следовательно, не подлежит дополнительной оплате, поскольку при формировании стоимостной основы сбора за обеспечение авиационной безопасности главный оператор (оператор) аэропорта, имеющий соответствующий сертификат соответствия на оказание услуги по обеспечению авиационной безопасности, учитывает данные затраты аэропорта.
Кроме того, пунктом 4 приказа Минтранса N 110 установлен закрытый перечень дополнительных услуг по авиационной безопасности. Услуга по оформлению и выдаче пропусков для лиц и транспортных средств сторонних организаций для въезда/входа в контролируемую зону аэропорта в этот перечень не включена.
Данные положения подтверждаются и судебной практикой.
Так, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.09.2010 N А33-16464/2009 и третьего арбитражного апелляционного суда от 12.07.2011 N А33-19159/2010 отмечено, что перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации включает сбор за обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта, включая осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту охрану контролируемой территории аэропорта, который взимается аэропортов только с авиаперевозчиков (эксплуатантов). Оформление временных и постоянных пропусков непосредственно работникам сторонних организаций является частью пропускного режима и способом его осуществления, в связи с чем не подлежит дополнительной оплате по причине компенсации затрат аэропорта сбором за обеспечение авиационной безопасности.
По вопросу применения письма ФАС России от 21.03.2001 N АГ/3658.
Приказ Федеральной авиационной службы от 11.10.1996 N 71 "О совершенствовании системы аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации" (далее - приказ ФАС N 71) устанавливает перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, а также порядок их применения в редакции приказа Минтранса N 110 с момента его издания.
Таким образом, в настоящее время приказ ФАС N 71 в гражданской авиации не применяется и ссылки на положения этого документа не корректны.
Также по мнению ФАС России, ФКУ "Камчатская региональная поисково-спасательная станция" является сторонней организацией, проход сотрудников которой и въезд спецтранспорта организации в контролируемую зону аэропорта "Петропавловск-Камчатский" обеспечивается по пропускам.
А.Н.ГОЛОМОЛЗИН