См. Документы Федеральной антимонопольной службы
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 24 октября 2023 г. N ПИ/87940/23
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
ФАС России, рассмотрев обращение по вопросу заключения государственных контрактов на оказание услуг почтовой связи (прием, обработка, перевозка и доставка внутренней письменной корреспонденции; франкирование письменной корреспонденции с нанесением оттиска ГЗПО на 1 почтовое отправление или стикер) на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), сообщает следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляются заказчиком, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" утвержден исчерпывающий перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба (далее - Перечень).
В Перечень включена услуга по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
Таким образом, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе только на услуги, указанные в Перечне.
Вместе с тем нанесение оттисков ГЗПО франкировальными машинами возможно только при оказании услуг по пересылке письменной корреспонденции.
Согласно положениям статей 2, 29 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" государственные знаки почтовой оплаты являются подтверждением оплаты услуг почтовой связи.
В соответствии с пунктом 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234, для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются ГЗПО. В качестве ГЗПО используются, в том числе: почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки, оттиски ГЗПО, наносимые франкировальными машинами.
Приказом ФАС России от 11.10.2022 N 725/22 "Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую АО "Почта России" (далее - Приказ N 725/22), установлены тарифы на виды отправлений и услуг, осуществляемые АО "Почта России", в число которых входит отправка простой и заказной корреспонденции.
ФАС России считает, что продажа ГЗПО не должна рассматриваться как отдельная услуга, так как является подтверждением оплаты оказанных услуг общедоступной связи, в связи с чем, заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика АО "Почта России" на оказание услуг, указанных в Приказе N 725/22, руководствуясь при этом пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Дополнительно ФАС России сообщает, что вопрос наличия или отсутствия нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок рассматривается в каждом конкретном случае при проведении контрольного мероприятия, исходя из положений контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом фактических обстоятельств осуществления закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе специфики конкретной закупки.
П.В.ИВАНОВ