См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 21 марта 2012 г. N ИА/8457

О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 2.9 КОАП

Во исполнение пункта 2 раздела V протокола заседания Совета территориальных органов ФАС России от 6 сентября 2011 г. N 2, ФАС России обобщил практику применения территориальными органами и судами статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) за 2011 г.

За 2011 год территориальными органами ФАС России вынесено 591 постановление о прекращении производств по делам об административных правонарушениях в связи с малозначительностью, из которых:

- по статье 9.15 КоАП - 22;

- по статье 9.16 КоАП - 21;

- по статье 14.6 КоАП - 1;

- по статье 14.9 КоАП - 76;

- по статье 14.31 КоАП - 77;

- по статье 14.32 КоАП - 21;

- по статье 19.5 КоАП - 8;

- по статье 19.8 КоАП - 82.

За 2011 год судами вынесено 218 решений об отмене постановлений территориальных органов ФАС России и их прекращении ввиду малозначительности административного правонарушения. Из них:

- по статье 9.15 КоАП - 6;

- по статье 9.16 КоАП - 16;

- по статье 14.6 КоАП - 2;

- по статье 14.9 КоАП - 15;

- по статье 14.31 КоАП - 55;

- по статье 14.32 КоАП - 17;

- по статье 19.5 КоАП - 7;

- по статье 19.8 КоАП - 14;

- по статье 20.25 КоАП - 2.

В отношении должностных лиц судами отменено в связи с малозначительностью административного правонарушения 33 постановления территориальных органов ФАС России, из которых:

- по статье 14.6 КоАП - 1;

- по статье 14.9 КоАП - 15;

- по статье 14.31 КоАП - 8;

- по статье 14.32 КоАП - 8;

- по статье 19.8 КоАП - 1.

При отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью суд в основном учитывал следующие обстоятельства:

- формальное наличие состава правонарушения при отсутствии существенной угрозы общественным отношениям;

- отсутствие каких-либо вредных последствий в результате совершенного правонарушения;

- непричинение вреда интересам граждан, обществу, государства;

- раскаяние в содеянном правонарушении;

- правонарушение было устранено при исполнении предписания антимонопольного органа либо до составления протокола об административном правонарушении;

- штраф несоразмерен совершенному правонарушению;

- административное правонарушение совершено впервые.

В большинстве случаев судебные акты, отменяющие постановления территориальных органов ФАС России, обжалуются в вышестоящие судебные инстанции. Так, в апелляционной инстанции обжаловано 30 судебных актов, в кассационной - 16.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Необходимо отметить, что 11.03.2009 в адрес территориальных органов ФАС России были направлены Методические рекомендации по применению антимонопольными органами статьи 2.9 КоАП (в части прекращения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, по малозначительности).

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2010 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Согласно пункту 6 указанных Методических рекомендаций при наличии доказательств совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31 - 14.33, частей 2.1 - 2.6 статьи 19.5, частей 3 - 5 статьи 19.8 КоАП, должностные лица антимонопольного органа не вправе освобождать нарушителя от административной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 2.9 КоАП.

Однако за 2011 г. территориальными органами ФАС России вынесено 98 постановлений о прекращении производств по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьями 14.31 и 14.32 КоАП, в связи с малозначительностью.

Учитывая изложенное, ФАС России указывает территориальным органам ФАС России на недопустимость освобождения нарушителя от административной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 2.9 КоАП, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьями 14.31 - 14.33 КоАП.

И.Ю.АРТЕМЬЕВ