См. Документы Федеральной антимонопольной службы
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 апреля 2022 г. N КТ/39533/22
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
УСТАНОВЛЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ГРАНИЦ ТОВАРНОГО РЫНКА
ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ О НАРУШЕНИИ СТАТЕЙ 14.4
И/ИЛИ 14.8 ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ"
В целях единообразия рассмотрения территориальными антимонопольными органами заявлений о недобросовестной конкуренции и по результатам совещания 02.03.2022 рабочей группы по обсуждению вопросов, связанных с применением антимонопольного законодательства, состоявшегося в Суде по интеллектуальным правам, ФАС России направляет для использования в работе следующие рекомендации.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В силу части 3 указанной статьи дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы. Федеральный антимонопольный орган вправе рассматривать указанное дело независимо от места совершения нарушения либо места нахождения или места жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы.
Пунктом 3.13 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2012 N 25125), и пунктом 1.4.3 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 N 244 (Зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2007 N 10441), установлена обязанность территориального антимонопольного органа направить заявление, материалы, дело в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении заявления, материалов, дела, если будет установлено, что предполагаемое нарушение совершено на территории деятельности двух и более территориальных органов.
При рассмотрении заявлений, материалов, указывающих на признаки нарушения статей 14.4 и/или 14.8 Закона "О защите конкуренции", связанных с приобретением и использованием и/или приобретением исключительного права на товарный знак, необходимо обращать внимание на следующие аспекты установления географических границ соответствующего товарного рынка.
Распространение действия правовой охраны товарного знака на всю территорию Российской Федерации (статья 1479 ГК РФ) и предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства в виде нарушения норм статей 14.4 и 14.8 (в части приобретения исключительного права на товарный знак без использования такого права) Закона "О защите конкуренции" само по себе не означает, что географические границы товарного рынка охватывают всю территорию Российской Федерации.
Если хозяйствующий субъект зарегистрирован в одном субъекте Российской Федерации и фактически ведет свою деятельность в этом субъекте, рассмотрение заявления, материалов, дела о нарушении им антимонопольного законодательства относится к полномочиям территориального органа этого субъекта Российской Федерации.
Если заявление, материалы, дело указывают на пересечение между разными субъектами Российской Федерации (например, хозяйствующий субъект зарегистрирован в одном субъекте, а ведет деятельность в другом субъекте, или деятельность хозяйствующего субъекта распространяется на два и более субъекта), территориальный орган должен направить в ФАС России ходатайство о наделении полномочиями на рассмотрение соответствующих заявления, материалов, дела или направить запрос о разрешении вопроса о принятии ФАС России таких заявления, материалов, дела к своему производству либо о передаче на рассмотрение соответствующему территориальному органу.
Географические границы товарного рынка при использовании товарного знака в сети Интернет, в том числе при дистанционной продаже товаров, определяются с учетом обстоятельств конкретного дела.
Среди прочих обстоятельств должны учитываться особенности товара (связанные, например, со сроками и условиями хранения, особенностями перевозки), наличие географических ограничений в соответствующих лицензионных договорах, территория доставки товара, определенная самим продавцом.
Так, если на своем сайте в сети Интернет хозяйствующий субъект указал готовность доставлять товар по всей территории Российской Федерации - географические границы рынка охватывают территорию Российской Федерации. Если хозяйствующий субъект оповещает потребителей об ограничениях по доставке (например: кондитерская объявляет на своем сайте, что доставляет пирожные только в границах города), и при этом отсутствуют доказательства того, что хозяйствующий субъект поступает иначе, - географические границы товарного рынка определяются соответствующим образом с учетом объявленных ограничений.
Таким образом, при рассмотрении заявлений о недобросовестной конкуренции в виде нарушения запретов, установленных статьями 14.4 и/или 14.8 Закона "О защите конкуренции", необходимо учитывать вышеуказанные обстоятельства.
В связи с изложенным ФАС России напоминает территориальным органам о необходимости своевременно направлять ходатайства о наделении полномочиями на рассмотрение заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства в целях предотвращения случаев отмены принимаемых решений в связи с выходом комиссиями территориальных антимонопольных органов за пределы своих полномочий.
К.М.ТАУКЕНОВА