См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 17 марта 2020 г. N АК/20629/20

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ"

В связи со вступлением в силу с 01.01.2020 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ) ФАС России сообщает.

1. В силу Федерального закона N 259-ФЗ статья 28 Федерального закона "О рекламе" дополнена частями 5.2 и 5.3, содержащими специальные требования к рекламе услуг по содействию в инвестировании с использованием инвестиционной платформы, а также к рекламе, связанной с привлечением инвестиций с использованием инвестиционной платформы.

Так, согласно части 5.2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама услуг по содействию в инвестировании с использованием инвестиционной платформы должна содержать:

- адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором осуществляется раскрытие информации оператором инвестиционной платформы;

- указание на то, что заключение с использованием инвестиционной платформы договоров, по которым привлекаются инвестиции, является высокорискованным и может привести к потере инвестированных денежных средств в полном объеме.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ под инвестициями понимаются денежные средства, используемые в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта путем приобретения предусмотренных цитируемым Федеральным законом ценных бумаг или цифровых прав либо путем предоставления займа.

По смыслу части 3 статьи 3 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ под услугами по содействию в инвестировании понимаются предоставление оператором инвестиционной платформы в соответствии с правилами инвестиционной платформы доступа к инвестиционной платформе для заключения с лицом, привлекающим инвестиции, договора инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств этой инвестиционной платформы.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ под раскрытием информации оператором инвестиционной платформы понимается обеспечение доступности информации неопределенному кругу лиц путем размещения информации в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте, владельцем которого является оператор инвестиционной платформы.

При этом перечень информации, обязательной к раскрытию оператором инвестиционной платформы, содержится в статье 15 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ.

В части требования по размещению в рекламе указания, предусмотренного пунктом 2 части 5.2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", необходимо отметить, что Федеральный закон "О рекламе" не содержит точного текста такого указания.

Вместе с тем данное указание должно в явной форме и однозначно доводить до сведения потребителей рекламы одновременно как информацию о том, что заключение с использованием инвестиционной платформы договоров, по которым привлекаются инвестиции, является высокорискованным, так и информацию о том, что заключение с использованием инвестиционной платформы договоров может привести к потере инвестированных денежных средств в полном объеме.

Ответственность за нарушение требований части 5.2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в силу части 6 статьи 38 данного Федерального закона несет рекламодатель.

2. В отношении положений части 5.3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" необходимо отметить следующее.

Данная норма устанавливает прямой запрет на размещение (распространение) рекламы, связанной с привлечением инвестиций с использованием инвестиционной платформы посредством:

- предоставления займов;

- приобретения размещаемых акций непубличного акционерного общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции непубличного акционерного общества;

- приобретения утилитарных цифровых прав.

Ответственность за нарушение требований части 5.3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в силу части 6 статьи 38 данного Федерального закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ под утилитарными цифровыми правами понимаются цифровые права, указанные в статье 8 данного Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

Исходя из положений частей 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ, под утилитарными цифровыми правами понимаются возникшие в качестве цифрового права на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы, в соответствии с правилами статьи 13 цитируемого Федерального закона:

- право требовать передачи вещи (вещей);

- право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;

- право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.

При этом в силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ утилитарными цифровыми правами не могут являться право требовать имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, и (или) право требовать имущество, сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению.

3. Антимонопольным органам следует обратить внимание на то, что согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, не допускается.

Статья 5 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ содержит закрытый перечень допустимых способов инвестирования с использованием инвестиционной платформы.

То есть, согласно статье 5 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ инвестирование с использованием инвестиционной платформы может осуществляться исключительно следующими способами:

- путем предоставления займов;

- путем приобретения эмиссионных ценных бумаг (далее - ценные бумаги), размещаемых с использованием инвестиционной платформы, за исключением ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг;

- путем приобретения утилитарных цифровых прав.

Как следствие, размещение (распространение) рекламы, связанной с инвестированием с использованием инвестиционной платформы способами, прямо не указанными в статье 5 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ, не допускается в силу нарушения требований пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".

Ответственность за нарушение требований пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" в силу частей 6 и 7 статьи 38 данного Федерального закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.

С учетом изложенного, обращаем внимание на необходимость руководствоваться указанными изменениями при осуществлении государственного надзора в сфере рекламы.

А.Б.КАШЕВАРОВ