См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 16 ноября 2017 г. N ВК/79958/17

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (далее - Обращение).

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе связанные с порядком заключения договоров, регулируются положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.

В соответствии с частью 3 статьи 13, частью 3 статьи 14 и частью 3 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении договоры водоснабжения и водоотведения, а также договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения являются публичными договорами.

Согласно части 8 статьи 13, части 8 статьи 14, части 15 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении договоры горячего водоснабжения, договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - постановление N 645).

В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1275 утверждено Положение о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу.

Таким образом, в случае осуществления закупки за счет средств государственного оборонного заказа заказчики обязаны применять типовые условия контрактов, утвержденные Постановлением N 1275.

Вместе с тем, следует обратить внимание, что в соответствии с частью 15 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, требования частей 4 - 9, 11 - 13 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).

Законом о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в частности, в сфере услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).

Таким образом, при заключении договоров на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, а также договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения следует применять типовые договоры, утвержденные постановлением N 645.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является Министерство экономического развития Российской Федерации, в связи с чем Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения вправе обратиться в Минэкономразвития России по вопросам о разъяснении положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В.Г.КОРОЛЕВ