См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 14 июля 2014 г. N АД/28082/14

О ПРАВОМЕРНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ КОНТРАКТОВ ФИНАНСОВОЙ
АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА)

Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела обращение о правомерности заключения долгосрочных контрактов финансовой аренды (лизинга) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и сообщает следующее.

Существенные условия договора финансовой аренды (договора лизинга) определены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге), в соответствии с которыми арендодатель обязуется приобрести в собственность имущество и предоставить арендатору это имущество за плату во временное пользование.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о лизинге предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. При этом по договору лизинга лизингополучатель обязуется по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи.

В соответствии со статьей 19 Закона о лизинге договором лизинга может быть предусмотрена возможность перехода предмета лизинга в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.

Вместе с тем, Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Исключения из сферы применения Закона о контрактной системе, установленные в части 2 статьи 1 Закона о контрактной системе, не содержат указания на возможность заключения договора финансовой аренды (лизинга) без применения положений Закона о контрактной системе.

Таким образом, по мнению ФАС России, государственные, муниципальные заказчики обязаны руководствоваться Законом о контрактной системе при заключении ими договора финансовой (аренды) лизинга.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 БК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 БК РФ, на срок реализации указанных решений.

Иные государственные контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Государственные контракты, предметом которых является поставка товаров на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, предусматривающие встречные обязательства, не связанные с предметом их исполнения, могут заключаться в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В настоящее время федеральные законы о федеральном бюджете принимаются на предстоящий финансовый год и два плановых периода. Таким образом, лимиты бюджетных обязательств устанавливаются на три года.

Учитывая вышеизложенное, заказчик, в случае доведения до него лимитов бюджетных обязательств на срок более одного года, вправе при осуществлении закупки заключать государственные контракты на срок более одного года.

По вопросу заключения долгосрочных контрактов на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных средств, ФАС России сообщает следующее.

Правила принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 г. N 1071.

Согласно указанным правилам, заказчики вправе принять решение о заключении долгосрочного контракта:

- в пределах средств, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации либо решениями главных распорядителей средств федерального бюджета о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, принимаемыми в соответствии со статьей 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на срок, предусмотренный указанными актами и решениями;

- на срок и в пределах средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, которые предусмотрены инвестиционными проектами, осуществляемыми на принципах государственно-частного партнерства;

- в рамках государственных программ Российской Федерации. При этом такие государственные контракты заключаются при условии определения в таких программах объектов закупок с указанием планируемых результатов выполнения работ, оказания услуг, сроков осуществления закупки, предельного объема средств на оплату результатов выполненных работ, оказанных услуг с разбивкой по годам;

- на срок и в пределах средств, которые предусмотрены решением Правительства Российской Федерации, устанавливающим планируемые результаты выполнения работ, оказания услуг, описание состава работ, услуг, предельный срок выполнения работ, оказания услуг с учетом сроков, необходимых для определения подрядчиков, исполнителей, предельный объем средств на оплату долгосрочного государственного контракта с разбивкой по годам.

Учитывая вышеизложенное, заказчики вправе заключать государственные (муниципальные) контракты, предметом которых является финансовая аренда (лизинг) на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных средств, с учетом условий, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 г. N 1071 при заключении таких контрактов для федеральных нужд, а также при заключении контрактов для нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

А.В.ДОЦЕНКО