См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 11 ноября 2013 г. N АЦ/44557/13

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение по вопросу передачи прав аренды государственного имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, а также внесения указанных прав в залог и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор вправе с согласия арендодателя, в том числе, отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено ГК РФ, другим законом или иными правовыми актами.

При этом, статья 615 ГК РФ предоставляет право арендатору распорядиться правом аренды, но не устанавливает порядок такого распоряжения.

Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества.

В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных в частях 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.

При этом требования статьи 17.1 Закона о защите конкуренции о недопустимости передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества без проведения торгов распространяются на любую передачу такого имущества третьим лицам, предусматривающую переход прав владения и (или) пользования от арендатора к другому лицу.

Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В результате передачи права аренды государственного имущества в уставный капитал хозяйственного общества права владения и (или) пользования государственным имуществом переходят от арендатора к третьим лицам, а арендатор свое арендное право утрачивает.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Дача собственником имущества согласия (задания) на предоставление государственного имущества целевым образом в качестве вклада права аренды государственного имущества в уставный капитал хозяйственного общества без учета требований статьи 17.1 Закона о защите конкуренции может содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 54 Закона Российской Федерации от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге" предметом залога могут быть принадлежащие залогодателю права владения и пользования, в том числе права арендатора, другие права (требования), вытекающие из обязательств, и иные имущественные права.

В соответствии с пунктом 3 статьи 335 ГК РФ залогодателем права может быть лицо, которому принадлежит закладываемое право. Залог права аренды или иного права на чужую вещь не допускается без согласия ее собственника или лица, имеющего на нее право хозяйственного ведения, если законом или договором запрещено отчуждение этого права без согласия указанных лиц.

Вместе с тем, согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственной преференцией является предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных гарантий.

По мнению ФАС России, дача собственником имущества согласия (задания) на предоставление арендных прав в отношении государственного имущества в залог в обеспечение обязательств конкретного хозяйствующего субъекта создает такому субъекту преимущественные условия осуществления коммерческой деятельности, что может содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ