См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 7 июля 2017 г. N АК/46404/17

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение о порядке формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - Перечень ЖНВЛП), и сообщает следующее.

В настоящее время порядок ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, не поставлен Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) и Правилами установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 (далее - Правила), в зависимость от системы налогообложения, применяемой организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю лекарственными препаратами.

Позиция ФАС России по вопросу порядка применения надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, в зависимости от применяемых хозяйствующими субъектами, участвующими в цепи реализации соответствующего лекарственного препарата, систем налогообложения размещена на официальном сайте ФАС России (http://fas.gov.ru/) в разделе "Направления деятельности" - "Тарифное регулирование" - "Лекарственные средства" - "Разъяснения", публикация от 20.10.2015 "Об уточнении методики расчета порядка формирования отпускной цены ЖНВЛП" и от 09.11.2015 "О порядке формирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП организациями, находящимися на общей системе налогообложения и организациями, находящимися на УСН или являющимися плательщиками ЕНВД".

Согласно части 2 статьи 63 Закона об обращении лекарственных средств организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил сумма оптовых надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, применяемых всеми организациями оптовой торговли, участвующими в реализации этого лекарственного препарата на территории субъекта Российской Федерации, не должна превышать соответствующий предельный размер оптовой надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 154 Налогового кодекса Российской Федерации организации оптовой торговли лекарственными препаратами, применяющие общую систему налогообложения, начисляют налог на добавленную стоимость (далее - НДС) поверх примененной ими оптовой надбавки, так как налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров, что предусматривает необходимость начисления налога на добавленную стоимость непосредственно на отпускную цену поверх оптовой надбавки.

В связи с изложенным ФАС России считает, что организациям оптовой торговли и организациям розничной торговли, находящимся на общей системе налогообложения (то есть являющимся плательщиками НДС), необходимо формировать отпускную цену на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, суммируя цену приобретения ЖНВЛП без НДС (если поставщик ЖНВЛП является плательщиком ЕНВД или находится на УСН, то есть не является плательщиком НДС - фактическую цену приобретения ЖНВЛП у такого поставщика), надбавку (размер которой не превышает предельный размер оптовой или розничной надбавки, установленный в субъекте Российской Федерации для данной ценовой группы), исчисленную от фактической отпускной цены производителя без НДС, и налог на добавленную стоимость, исчисленный от суммы, полученной в результате сложения вышеуказанных цены приобретения и надбавки.

А.Б.КАШЕВАРОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области