См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 5 октября 2020 г. N ЦА/86314/20

О ДАЧЕ РАЗЪЯСНЕНИЙ

ФАС России во исполнение пункта 37 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2020 году, утвержденного приказом ФАС России от 17.04.2020 N 410/20, подготовлены разъяснения порядка применения Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 1284 (далее - ПНД), с учетом сложившейся практики применения ПНД.

В соответствии с положениями ПНД Федеральная антимонопольная служба определена в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением ПНД.

Под владельцем инфраструктуры согласно пункту 2 ПНД понимается субъект естественной монополии, регулирование деятельности которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), который является собственником инфраструктуры и (или) распоряжается инфраструктурой на ином законном основании.

В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Таким образом, требования, закрепленные в ПНД, распространяются только на владельцев инфраструктуры, которые являются хозяйствующими субъектами - субъектами естественной монополии, то есть на хозяйствующих субъектов, занятых производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии определяется путем выявления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона о естественных монополиях.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" линейно-кабельное сооружение связи - объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.

Исходя из положений пункта 2 ПНД, под инфраструктурой для размещения сетей электросвязи подразумеваются специальные объекты инфраструктуры и (или) сопряженные объекты инфраструктуры.

Специальными объектами инфраструктуры являются специально созданные или приспособленные для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) объекты инфраструктуры, к которым относятся сооружения связи, в том числе линейно-кабельные сооружения связи (за исключением кабелей связи, в том числе их части), здания, сооружения либо отдельные помещения в них, специально созданные для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов), столбовые и стоечные опоры.

Сопряженными являются объекты инфраструктуры, в том числе созданные для целей, не связанных с оказанием услуг электросвязи, которые могут использоваться для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и к которым относятся в том числе воздушные линии электропередачи, столбовые опоры, мосты, туннели, прочие дорожные сооружения и коллекторы.

В силу указания пункта 9 ПНД владелец инфраструктуры обязан раскрывать пользователям инфраструктуры информацию об условиях и порядке доступа к инфраструктуре.

Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц путем размещения на сайте владельца инфраструктуры в информационно-коммуникационной сети "Интернет", либо в печатных средствах массовой информации, территорией распространения которых является Российская Федерация (официальные печатные издания), а также предоставление такой информации по запросу пользователя инфраструктуры.

Согласно пункту 10 ПНД в состав информации, подлежащей опубликованию владельцем инфраструктуры в соответствии с ПНД, входят:

а) перечень специальных объектов инфраструктуры, к которым может быть предоставлен доступ владельцем инфраструктуры в соответствии с пунктом 18 ПНД;

б) порядок формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре, включая условия дифференциации тарифов;

в) информация о порядке и условиях выполнения запросов на предоставление информации о доступе к конкретным объектам инфраструктуры;

г) реестр заявлений о предоставлении доступа к инфраструктуре, который ведется владельцем инфраструктуры в соответствии с пунктом 22 ПНД;

д) сведения о размере платы за предоставление информации, предусмотренной пунктом 13 ПНД.

Формы раскрытия информации, предусмотренной ПНД, а также правила заполнения указанных форм утверждены приказом ФАС России от 06.05.2015 N 329/15.

В соответствии с действующим законодательством владелец инфраструктуры обязан раскрывать порядок формирования тарифов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на своем официальном сайте и (или) в средствах массовой информации, а именно опубликовать ссылки на источники, в которых опубликованы документы владельца инфраструктуры, включая методические рекомендации, устанавливающие порядок формирования тарифов на предоставление доступа к инфраструктуре, то есть последовательность действий или процедур по установлению тарифов, включая состав затрат, учитываемых при формировании тарифа.

Раскрытие порядка формирования тарифа иным образом не соответствует требованиям ПНД, что подтверждается судебной практикой, а именно постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.03.2019 по делу N А56-52127/2018.

Ответственность за нераскрытие или раскрытие не в полном объеме информации в соответствии с ПНД предусмотрена статьей 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 23.51 КоАП РФ рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренных статьей 19.8.1 КоАП РФ, осуществляет в пределах своих полномочий руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), его заместители; руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), их заместители.

Таким образом, в случае поступления в территориальный орган ФАС России заявлений, материалов, содержащих признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 19.8.1 КоАП РФ, в части нераскрытия информации в соответствии с ПНД, такие заявления, материалы следует направлять в центральный аппарат ФАС России в течение 7 дней со дня регистрации в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с уведомлением заявителя).

В соответствии с пунктом 38 ПНД тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

Согласно пункту 40 ПНД владелец инфраструктуры вправе дифференцировать тарифы на доступ к инфраструктуре в зависимости от количества объектов инфраструктуры или их части, к которым предоставлен доступ, сроков их использования, а также технологических особенностей размещения сети электросвязи или ее отдельных элементов.

На основании пункта 18 ПНД для целей организации технологических сетей электросвязи владельцы сопряженных объектов инфраструктуры вправе устанавливать требования, в том числе к предоставлению владельцу инфраструктуры возможности использования сетей электросвязи пользователя инфраструктуры, размещенных на сопряженных объектах инфраструктуры, принадлежащих владельцу инфраструктуры.

Пунктом 29 ПНД установлено, что в договоре могут быть предусмотрены иные обязанности пользователя инфраструктуры, обусловленные технологическими условиями использования инфраструктуры, в том числе обеспечивающие требования безопасности объектов инфраструктуры.

Таким образом, руководствуясь положением пункта 40 ПНД, тарифы на доступ к инфраструктуре устанавливаются владельцами инфраструктуры самостоятельно с возможностью дифференцировать тарифы на доступ к инфраструктуре с учетом особенностей размещения сетей в зависимости от количества объектов инфраструктуры или их части, к которым предоставлен доступ, сроков их использования, а также технологических особенностей размещения сети электросвязи или ее отдельных элементов, в том числе условия о предоставлении владельцу инфраструктуры возможности использования сетей электросвязи пользователя инфраструктуры, размещенных на сопряженных объектах инфраструктуры, принадлежащих владельцу инфраструктуры (в частности, оптических волокон в построенной пользователем волоконно-оптической линии связи).

Согласно пункту 19 ПНД предоставление доступа к инфраструктуре осуществляется на основании договора. Необоснованное уклонение или отказ от заключения договора могут быть обжалованы в судебном порядке либо в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 25 ПНД в случае отсутствия технологической возможности предоставления доступа к инфраструктуре в полном объеме владелец инфраструктуры в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пунктах 20 и 21 ПНД, обязан уведомить заявителя о том, на каких условиях и в каком объеме может быть предоставлен доступ к инфраструктуре.

Таким образом, при наличии технологической возможности, владелец инфраструктуры обязан заключить договор на предоставление доступа к инфраструктуре с заинтересованным хозяйствующим субъектом.

Обстоятельства, связанные с нарушением ПНД, за исключением порядка раскрытия информации владельцем инфраструктуры, рассматриваются на предмет соответствия требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции.

Временно исполняющий
обязанности руководителя
А.Г.ЦЫГАНОВ