См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 5 августа 2022 г. N МШ/74227/22

О НОВЫХ СТАНДАРТАХ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИМЕНЕНИЮ НАЧИНАЯ
С БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2022 ГОД

Министерством финансов Российской Федерации приняты новые стандарты бухгалтерского учета, подлежащие применению, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год (приказы Минфина России от 16.01.2018 N 208н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" и от 17.09.2020 N 204н "Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения"). Кроме того, с 1 января 2022 г. применяется Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете", утвержденный приказом Минфина России от 16.04.2021 N 62н.

Новыми стандартами бухгалтерского учета изменены классификация затрат с точки зрения принадлежности к объектам бухгалтерского учета (активы или расходы) на дату их осуществления, порядок переноса величины затрат (например, затраты на ремонт, обесценение основных средств, затраты по долгосрочным договорам аренды) в состав расходов, признаваемых для целей формирования финансового результата деятельности, подходы к формированию стоимости основных средств и к документальному подтверждению понесенных затрат для целей признания их в бухгалтерском учете.

Таким образом, вследствие указанных изменений одни и те же хозяйственные операции, относящиеся к расходам на аренду, ремонт и амортизацию основных средств, будут отражены в бухгалтерском учете за 2021 и 2022 годы по-разному. При этом экономическая сущность, период осуществления затрат, порядок расчета с контрагентами и оформление документов в рамках гражданско-правовых отношений с контрагентами (акт выполненных работ или оказанных услуг, счет-фактура) остаются неизменными.

ФАС России отмечает, что экономическая обоснованность расходов и порядок их учета в составе необходимой валовой выручки регулируемых организаций определяются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основами ценообразования в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствующих регулируемых сферах деятельности.

Начиная с 2022 года применение новых стандартов бухгалтерского учета является обязательным, при этом данное обстоятельство не влечет изменение подходов к оценке экономической обоснованности расходов, учитываемых в необходимой валовой выручке (далее - НВВ) регулируемых организаций, которые основываются на принципах регулирования тарифов, установленных в отраслевых федеральных законах и в утвержденных Правительством Российской Федерации основах ценообразования. Кроме того, не меняется терминология и сущность затрат, установленные в смежных областях права (регулирование инвестиционной деятельности, требования к проведению ремонтных работ и т.п.).

С учетом вышеизложенного ФАС России рекомендует руководствоваться следующим:

1. При оценке экономической обоснованности расходов на ремонт подлежат рассмотрению (оценке) все планируемые затраты на ремонт независимо от порядка классификации их в бухгалтерском учете: в составе капитальных вложений или в составе операционных (подконтрольных) расходов. Сумма расходов на ремонт для включения в НВВ определяется в соответствии с положениями основ ценообразования в соответствующих регулируемых сферах деятельности. При этом учитываются данные раздельного учета затрат на ремонт по видам деятельности и другим аналитическим разрезам, установленным нормативными правовыми актами в сфере ценообразования.

2. Расходы на амортизацию основных средств для включения в НВВ определяются в соответствии с основами ценообразования в соответствующих регулируемых сферах деятельности (на уровне, равном сумме отношений первоначальной стоимости основных средств регулируемой организации (в том числе с учетом стоимости проведенной реконструкции или модернизации) без учета ее увеличения на сумму затрат на ремонт, техническое обслуживание и технический осмотр, к сроку полезного использования таких активов, определяемому в момент принятия основных средств к учету или измененному в результате проведенной реконструкции или модернизации (изменение срока полезного использования, кроме указанного в настоящем абзаце, не учитывается при расчете суммы амортизации, включаемой в НВВ).

При расчете экономически обоснованного размера амортизации срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Классификация ОС N 1).

Амортизация прав пользования активами, сформированными в соответствии с нормами ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" и отраженными в составе основных средств, не включается в состав необходимой валовой выручки в целях исключения двойного учета затрат в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Обесценение основных средств, отражаемое в бухгалтерском учете, не влияет на порядок расчета амортизации, включаемой в НВВ.

3. В соответствии с положениями основ ценообразования в соответствующих регулируемых сферах деятельности расходы на аренду основных средств определяются исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Исключением является предусмотренное основами ценообразования в соответствующих регулируемых сферах деятельности определение расходов на аренду помещений, транспорта и земельных участков для включения в состав НВВ для регулируемых организаций в сфере электроэнергетики, а также иных расходов на аренду объектов, не относящихся к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, либо объектов, входящих в состав таких систем, в сфере водоснабжения и водоотведения. Такие расходы определяются в соответствии с основами ценообразования в соответствующих регулируемых сферах деятельности с учетом договоров, заключенных по результатам конкурсных процедур, а также анализа средних цен на соответствующей территории в сопоставимых условиях.

При этом величина амортизации с 2022 года при финансовой аренде у арендодателя (неоперационной аренде) определяется регулируемой организацией (арендатором) самостоятельно на основании первоначальной стоимости арендуемых основных средств, подтвержденной данными документов бухгалтерского учета арендодателя (карточка учета основных средств), и максимального срока полезного использования, установленного Классификацией ОС N 1. Первоначальная стоимость арендуемых основных средств не включает в себя изменения, обусловленные затратами на восстановление ОС и (или) обесценение основных средств.

Данные бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности регулируемой организации используются только с целью установления факта нахождения объектов в аренде наряду с иными подтверждающими обосновывающими документами.

4. Ведение бухгалтерского учета регулируемой организацией осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ каждая хозяйственная операция в бухгалтерском учете подлежит оформлению первичными учетными документами.

Формы и состав первичных учетных документов определяет руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, за исключением случаев, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая принятие новых стандартов бухгалтерского учета, информация о фактических расходах, отражаемая в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с новыми стандартами, может не совпадать с фактическими обязательствами в момент их возникновения у регулируемой организации. В этой связи органам регулирования при установлении тарифов необходимо проводить комплексный анализ экономической обоснованности расходов, руководствуясь основами ценообразования в соответствующих регулируемых сферах деятельности, используя в том числе документы, оформленные в рамках гражданско-правовых отношений с контрагентами (договор, акт приема-передачи, акты оказанных услуг, счета-фактуры, реестры, содержащие данные для расчета амортизационных отчислений в соответствии с карточками учета основных средств, и др.).

Руководитель
М.А.ШАСКОЛЬСКИЙ