См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 3 февраля 2023 г. N ПИ/7495/23

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

ФАС России рассмотрела обращения по вопросу применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) при осуществлении закупок на приобретение (поставку) технического, медицинского и иного оборудования (многофункциональные устройства, принтеры, персональные компьютеры, камеры видеонаблюдения) и сообщает следующее.

Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно подпункту "б" пункта 2.1 Постановления N 1236 для целей реализации установленного запрета под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.

Таким образом, если в извещении о закупке, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) установлено, что в рамках исполнения контракта на поставку технического, медицинского или иного оборудования необходимо установить программное обеспечение, то запрет на допуск программного обеспечения, предусмотренный Постановлением N 1236, распространяется на такую закупку.

При этом в соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 1236, в случае отсутствия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных аналога, соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, то заказчику необходимо подготовить соответствующее обоснование.

Вместе с тем ФАС России сообщает, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не регламентированы случаи применения запретов на допуск программного обеспечения, предусмотренных Постановлением N 1236, когда объектом закупки является техническое, медицинское или иное оборудование с предустановленным программным обеспечением, без которого применение такого оборудования по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.

Дополнительно ФАС России отмечает, что аналогичная позиция по указанному вопросу изложена в письме Минцифры России от 15.12.2022 N П11-2-05-106-94501.

П.В.ИВАНОВ