См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 26 апреля 2010 г. N АЦ/12144

О РАЗЪЯСНЕНИИ
ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ"

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение о разъяснении по вопросам применения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и сообщает.

1. В соответствии с частью 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 указанной статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. Данная норма распространяется как на случаи передачи государственного или муниципального имущества по результатам проведения торгов, так и на передачу имущества без проведения торгов в соответствии с исключениями, предусмотренными частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

2. Частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции установлено, что до 01.07.2015 разрешается заключение на новый срок без проведения торгов (конкурса, аукциона) договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 данного Закона и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых) (далее - Закон N 209-ФЗ), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно статье 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования одна сторона обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Следовательно, договор аренды и договор безвозмездного пользования являются различными договорами, к которым применяются соответствующие положения и правила, содержащиеся в действующем законодательстве.

Таким образом, действие части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции не распространяется на заключение договора безвозмездного пользования на новый срок, а также на его переоформление в договор аренды и последующую пролонгацию.

С учетом изложенного, передача прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества, ранее предоставленного на основании договора безвозмездного пользования, без проведения торгов на условиях аренды в соответствии с частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции будет являться нарушением требований, установленных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

3. В соответствии с пунктом 28 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила), размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов в соответствии с настоящими Правилами является публичной офертой, предусмотренной статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 50 (120) Правил, заявка на участие в конкурсе (аукционе) подается в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией (документацией об аукционе). Подача заявки на участие в конкурсе (аукционе) является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Таким образом, поскольку подача единственным участником заявки на участие в торгах является акцептом оферты, организатор торгов обязан заключить договор аренды государственного или муниципального имущества с данным участником конкурса (аукциона).

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция может быть предоставлена, в том числе, для таких целей, как обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции регулируется статьей 20 Закона о защите конкуренции.

4. По вопросу проведения конкурсов (аукционов) на право заключения договоров аренды на срок менее пяти лет ФАС России сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 34 (108) Правил конкурсная (аукционная) документация разрабатывается организатором конкурса (аукциона), специализированной организацией и утверждается организатором конкурса (аукциона).

В соответствии с пунктом 40 (114) Правил конкурсная (аукционная) документация должна содержать сведения, в том числе, о сроках заключаемого договора.

Таким образом, организатором конкурса (аукциона) самостоятельно устанавливаются требования о сроках договора, заключаемого по результатам конкурса (аукциона) в соответствии с действующим законодательством.

При этом пунктами 39 (113) Правил установлено, что указываемый в конкурсной (аукционной) документации о торгах срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в соответствии с Законом N 209-ФЗ в перечни государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее пяти лет.

На основании вышеизложенного заключение договоров на государственное или муниципальное имущество, не включенное в указанные выше перечни государственного или муниципального имущества, возможно на срок менее пяти лет.

5. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, разработан во исполнение части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

Нарушение положений Правил будет являться нарушением статей 17, 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции, нарушение правил, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции, является основанием для признания судом торгов (конкурса, аукциона) и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ