См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 26 марта 2010 г. N ИА/8413

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

ФАС России рассмотрел обращение по вопросу размещения платежных терминалов самообслуживания и торговых автоматов горячего питания на территории подразделений органов внутренних дел (далее - Обращение) и сообщает.

1. В соответствии со статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

Согласно существующей судебной практике договоры, в рамках которых предоставляется право на размещение, в частности, терминалов для приема платежей, по своей правовой природе относятся к договорам аренды. К договорам, определяющим правовой режим пользования отдельными частями здания, в частности, стеной, частью здания, не являющейся помещением, применяются по аналогии положения законодательства о договоре аренды (Постановление Пленума Высшего арбитражного суда от 23.07.2009 N 64, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.12.2009 N КГ-А40/12815-09).

В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" если в аренду сдаются части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).

При обращении за регистрацией договора аренды заявитель представляет данные, позволяющие определенно установить имущество, передаваемое арендатору в качестве объекта аренды в виде части помещения. Описание части помещения, его точного местоположения в помещении, размера площади в экспликации, поэтажном плане позволяет индивидуализировать такой объект (Постановление ФАС Московского округа от 30.09.2008 N КГ-А40/7700-08 по делу N А40-1269/08-94-10).

2. В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Вместе с тем согласно части 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 данной статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и составлять более чем двадцать квадратных метров.

Таким образом, при размещении платежных терминалов самообслуживания и торговых автоматов горячего питания в случаях, указанных в Обращении, проведение торгов в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции не требуется.

Вместе с тем в целях исключения нарушения требований статей 15, 16 Закона о защите конкуренции и обеспечения равных возможностей хозяйствующих субъектов на размещение указанного оборудования в помещениях, находящихся во владении и (или) пользовании органов внутренних дел, ФАС России для отбора лиц, с которыми будут заключены договоры на размещение указанного оборудования, рекомендует применение процедур торгов либо иных публичных процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации.

И.Ю.АРТЕМЬЕВ