См. Документы Федеральной антимонопольной службы
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 6 февраля 2009 г. N АЦ/3109
О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ
СТАТЬИ 17.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ"
Федеральная антимонопольная служба России рассмотрела обращение по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и сообщает.
В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляется по результатам проведения торгов.
1. В целях реализации положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции до 1 июля 2010 года разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Закона N 209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых). При этом заключение указанных договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2010 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Следовательно, заключение договоров субаренды муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства может осуществляться без проведения торгов, но не более чем до 1 июля 2010 года в случае, если они подпадают под категорию субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренных статьей 4 Закона N 209-ФЗ, но не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, указанными в части 3 статьи 14 Закона N 209-ФЗ, и субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).
2. В соответствии с Законом о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее также договоры), в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно следующими способами:
1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;
2) без проведения торгов, в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции;
3) без проведения торгов, в случае предоставления указанного имущества в виде государственной или муниципальной помощи в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.
Исчерпывающий перечень целей предоставления государственного или муниципального имущества содержится в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции и не включает в себя образовательную, медицинскую деятельность.
ФАС России также сообщает, что в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении находится законопроект N 144206-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", согласно которому исчерпывающий перечень целей предоставления государственной или муниципальной помощи, содержащийся в статье 19 Закона о защите конкуренции, предлагается дополнить целью оказания экономической поддержки некоммерческим организациям для достижения, в частности, социальных целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, обеспечения безопасности и правоохранительной деятельности государства.
3. Исходя из сферы применения Закона о защите конкуренции действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи заключения договоров по передаче прав на государственное или муниципальное имущество некоммерческим организациям, которые не осуществляют деятельность, приносящую им доход (предпринимательскую деятельность), то есть не являющимся хозяйствующими субъектами.
Вместе с тем, поскольку в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяется на случаи заключения данных договоров с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность, приносящую доход.
Таким образом, если в период владения и пользования государственным или муниципальным имуществом, полученным без торгов некоммерческой организацией, не имеющей статуса хозяйствующего субъекта, данная организация начнет осуществлять деятельность, приносящую ей доход, орган государственной власти или орган местного самоуправления, который принял решение о передаче данной организации государственного или муниципального имущества, должен принять меры по прекращению использования данного имущества и по его возврату в целях предоставления такого имущества в соответствии с Законом о защите конкуренции - на торгах или с предварительным согласованием с антимонопольным органом в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.
При этом статья 17.1 Закона о защите конкуренции также применяется в случаях, когда некоммерческие организации, являющиеся хозяйствующими субъектами, осуществляют предпринимательскую деятельность без использования предоставленного государственного или муниципального имущества.
Таким образом, передача учреждениям муниципального имущества во владение и (или) пользование, в случае, если данная организация не осуществляет деятельность, приносящую доход, и не будет ее осуществлять после получения данного имущества, возможна без проведения торгов, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, и без предварительного согласования с антимонопольным органом.
Дополнительно ФАС России сообщает, что разъяснения по вопросам применения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции размещены на официальном сайте федерального антимонопольного органа в сети "Интернет" www.fas.gov.ru.
А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ