См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
И ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПИСЬМО
от 24 марта 2017 г. N 54-3-2-4/607

О СОДЕРЖАНИИ
ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ ПАЕВЫХ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ

Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления Банка России (далее - Департамент) в целях единообразного применения и недопущения нарушений законодательства, регулирующего деятельность управляющих компаний инвестиционных фондов, просит довести до сведения членов саморегулируемых организаций, осуществляющих деятельность специализированного депозитария и деятельность по управлению инвестиционными фондами, следующую информацию.

Указанием Банка России от 25.08.2015 N 3758-У "Об определении стоимости чистых активов инвестиционных фондов, в том числе о порядке расчета среднегодовой стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда и чистых активов акционерного инвестиционного фонда, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, стоимости имущества, переданного в оплату инвестиционных паев" (далее - Указание N 3758-У) установлены требования к содержанию правил определения стоимости чистых активов (далее - Правила). Правила должны быть разработаны в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" (далее - МСФО (IFRS) 13) и содержать алгоритм определения стоимости активов и величин обязательств.

По мнению Департамента следующие практики не соответствуют МСФО (IFRS) 13 и Указанию N 3758-У и являются некорректными для включения в Правила:

1. Расчет стоимости чистых активов (далее - СЧА) на основании цен на финансовые инструменты, наблюдаемых на даты, предшествующие дате, на которую рассчитывается СЧА, то есть исторических цен.

Согласно определению, представленному в МСФО (IFRS) 13, справедливая стоимость должна отражать цену, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки.

Исторические цены не должны использоваться в Правилах как явно (например, в формулировках вида "при отсутствии цены на дату расчета используется котировка за последние 90 дней"), так и неявно (например, использование рыночной цены, которая при отсутствии достаточного количества сделок по итогам торгового дня может устанавливаться как последняя рассчитанная цена за последние 90 дней).

В соответствии с МСФО (IFRS) 13 историческая цена не является источником данных первого уровня иерархии справедливой стоимости и не всегда достоверно отражает справедливую стоимость без соответствующей корректировки. Такая корректировка может потребоваться, в том числе когда после даты, по состоянию на которую наблюдалась цена, произошли какие-либо существенные события, например, изменения ключевой ставки.

2. Отсутствие в Правилах конкретных количественных параметров, при соответствии которым рынок считается активным. Согласно МСФО (IFRS) 13 в качестве первого шага при определении справедливой стоимости актива необходимо определить его ценовую котировку на активном рынке (при наличии). Критерии активного рынка организация определяет самостоятельно.

3. Использование в Правилах критериев активного рынка вида "наличие хотя бы одной цены спроса за период". В МСФО (IFRS) 13 активный рынок определяется как рынок, на котором операции с активом или обязательством проводятся с достаточной частотой и в достаточном объеме, позволяющем получать информацию об оценках на постоянной основе. Таким образом, наличие на рынке только цен спроса, а не сделок, противоречит определению активного рынка, что не соответствует МСФО (IFRS) 13.

4. Приоритетное использование исторических цен, даже при наличии корректировок. В соответствии с пунктом 67 МСФО (IFRS) 13 методы оценки, применяемые для оценки справедливой стоимости, должны в максимальной степени использовать релевантные наблюдаемые исходные данные и сводить к минимуму использование ненаблюдаемых исходных данных. Таким образом, использование иных методов оценки (в том числе скорректированных исторических цен) возможно только при отсутствии информации о наблюдаемых на отчетную дату ценах как на активном рынке, так и на рынке, который не является активным.

Дополнительно Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1.17 Указания N 3758-У Правила помимо прочего должны содержать иную информацию, необходимую для определения СЧА, в том числе случаи, когда производится корректировка исторических данных, алгоритм таких корректировок, а также критерии признания рынка активным.

Директор
Ф.Г.ГАБУНИЯ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области