См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ

ПИСЬМО
от 17 мая 2022 г. N 38-5-3/1414

В связи с поступающими от профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - ПУРЦБ) обращениями, связанными с Указами N 79 <1>, N 81 <2>, N 95 <3> (далее при совместном упоминании - Указы), Департамент инвестиционных финансовых посредников Банка России направляет ответы на часто задаваемые ПУРЦБ вопросы и просит Национальную ассоциацию участников фондового рынка и Саморегулируемую организацию "Национальная финансовая ассоциация" довести их до сведения своих членов.

--------------------------------

<1> Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций".

<2> Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации".

<3> Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".

Вопрос 1. Выдается ли разрешение, предусмотренное подпунктом "г" пункта 1 Указа N 81, на совершение сделок (операций) на организованных торгах иностранного организатора торговли?

Ответ. Нет, разрешение, предусмотренное подпунктом "г" пункта 1 Указа N 81, выдается Банком России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации на совершение сделок (операций) исключительно на организованных торгах, проводимых российскими организаторами торговли.

Вопрос 2. Требуется ли ПУРЦБ, осуществляющему брокерскую деятельность, получать в соответствии с Указом N 81 разрешение на совершение в интересах клиентов - резидентов Российской Федерации сделок с иностранными ценными бумагами на организованных торгах иностранных организаторов торговли, осуществляемых (исполняемых) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, с участием иностранного вышестоящего брокера?

Ответ. В соответствии с Указом N 81 сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, осуществляемые (исполняемые) резидентами Российской Федерации с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений.

Вместе с тем согласно пункту 12 Указа N 95 лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, не признаются лица, отвечающие одновременно требованиям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 12 Указа N 95 (далее - Специальные иностранные лица).

Соответственно ПУРЦБ, осуществляющему брокерскую деятельность, не требуется получать разрешение, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Указа N 81, в случае если сделки (операции) в интересах его клиентов - резидентов Российской Федерации совершаются им с участием иностранного вышестоящего брокера с иностранными ценными бумагами на организованных торгах иностранных организаторов торговли с контрагентами - Специальными иностранными лицами <4>. При этом любые сделки (операции) нерезидентов (за исключением международных компаний и международных фондов, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах") с ценными бумагами, учет прав на которые осуществляется на счетах депо, совершаются с использованием счетов депо типа "С" <5>.

--------------------------------

<4> С учетом подпункта "в" пункта 1 Указа N 81.

<5> Пункт 4 Указа N 95, пункт 2 Решения Совета директоров Банка России от 18.03.2022 "Об установлении режима счетов типа "С" для проведения расчетов и осуществления (исполнения) сделок (операций) в целях исполнения обязательств, названных в Указе Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами", пункт 1.8 Официальных разъяснений Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".

В то же время в случае невозможности идентифицировать контрагента по сделкам (операциям), совершаемым ПУРЦБ в интересах клиентов - резидентов Российской Федерации с участием иностранного вышестоящего брокера с иностранными ценными бумагами на организованных торгах иностранных организаторов торговли на совершение таких сделок (операций) требуется разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Указа N 81.

Вопрос 3. Требуется ли ПУРЦБ получать в соответствии с Указом N 81 разрешение на совершение в своих интересах сделок купли и продажи иностранных ценных бумаг на организованных торгах иностранных организаторов торговли, осуществляемых (исполняемых) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, через иностранных вышестоящих брокеров?

Ответ. В соответствии с Указом N 81 по общему правилу требуется получение разрешения на совершение резидентами Российской Федерации сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.

Вместе с тем, помимо указанного выше в ответе на вопрос 2 исключения, как следует из пояснений пункта 1.11 Официальных разъяснений Банка России N 2-ОР <6>, не требуется получение резидентом - ПУРЦБ разрешения в соответствии с Указом N 81 на совершение сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, в своих интересах с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, если ценные бумаги хранятся у иностранного депозитария, иностранного банка, иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, предполагающих (осуществляющих) учет прав на ценные бумаги, их хранение за пределами территории Российской Федерации, а расчеты по сделкам с такими ценными бумагами осуществляются по счетам (вкладам), открытым резидентам в иностранных банках, иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, информация о которых раскрыта резидентами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

--------------------------------

<6> Официальное разъяснение Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".

Вопрос 4. Где содержится перечень иностранных государств, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, который необходимо использовать в целях исполнения Указов?

Ответ. Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 N 430-р "Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц".

Вопрос 5. Необходимо ли получение разрешения на внесение изменений в условия сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на ценные бумаги в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 Указа N 81, в части изменения срока исполнения обязательств по второй части договора внебиржевого репо, заключенного в интересах лица иностранного государства, совершающего недружественные действия?

Ответ. Разрешения в соответствии с Указом N 81 выдаются на совершение (исполнение) непосредственно сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги.

В связи с этим для изменения условий договора репо в части срока исполнения обязательств по его второй части получение разрешения не требуется в силу того, что само по себе такое изменение сделкой (операцией), влекущей за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, не является.

Вопрос 6. Необходимо ли получение разрешения на осуществление сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на ценные бумаги в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 Указа N 81, заключенной в интересах клиента, обладающего гражданством как Российской Федерации, так и иностранного государства, совершающего недружественные действия (при наличии статуса валютного резидента Российской Федерации и статуса налогового резидента иностранного государства, осуществляющего недружественные действия)?

Ответ. Согласно пункту 1.10 Официальных разъяснений от 18.03.2022 N 2-ОР в целях применения Указов при определении лиц, являющихся резидентами, необходимо руководствоваться понятием "резидент", определенным в статье 1 Федерального закона N 173-ФЗ <7>. При этом резидент - гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, с учетом положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" рассматривается только как резидент - гражданин Российской Федерации.

--------------------------------

<7> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Таким образом, для совершения сделок в интересах клиента, обладающего гражданством как Российской Федерации, так и иностранного государства, совершающего недружественные действия, получения разрешения на их осуществление (исполнение) не требуется, в случае если контрагентом по таким сделкам (операциям) выступает резидент, Специальное иностранное лицо, лицо иностранного государства, не совершающего недружественные действия <8>.

--------------------------------

<8> С учетом подпункта "в" пункта 1 Указа N 81.

Вопрос 7. Необходимо ли получение разрешения в соответствии с Указами на осуществление сделки (операции) на заключение в режиме "РПС с ЦК <9>" на Срочном рынке Московской Биржи (ФОРТС <10>) сделки купли-продажи расчетного фьючерсного контракта между резидентом-продавцом и недружественным нерезидентом-покупателем?

--------------------------------

<9> Режим переговорных сделок с ЦК, адресные.

<10> Фьючерсы и опционы российской торговой системы.

Ответ. В соответствии с подпунктами "а", "б" и "г" пункта 1 Указа N 81 получение разрешения, выдаваемого Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации), требуется для осуществления (исполнения) резидентами с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество. При этом осуществление (исполнение) указанной в вопросе сделки (заключение договора, являющегося расчетным производным финансовым инструментом) само по себе не влечет за собой возникновения права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество и, соответственно, получения разрешения на ее осуществление (исполнение) не требует.

Вместе с тем Указом N 95 установлен временный порядок исполнения обязательств по финансовым инструментам, к которым в силу подпункта 22 пункта 1 статьи 2 Закона N 39-ФЗ <11> относится фьючерсный договор как вид производных финансовых инструментов.

--------------------------------

<11> Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

В связи с этим при исполнении обязательств по расчетному фьючерсному договору необходимо руководствоваться порядком исполнения обязательств по финансовым инструментам, установленным Указом N 95.

Вопрос 8. Вправе ли ПУРЦБ, подконтрольный иностранной компании, зарегистрированной в государстве, совершающем недружественные действия, не относить себя к категории "лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия" с учетом того, что владельцем указанной иностранной компании является гражданин Российской Федерации?

Ответ. В соответствии с пунктом 12 Указа N 95 и пунктом 8 Указа N 126 <12> в целях применения Указа N 81, а также Указа N 95 лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, не признаются лица, отвечающие одновременно следующим требованиям:

--------------------------------

<12> Указ Президента Российской Федерации от 18.03.2022 N 126 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования".

а) они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами;

б) информация о контроле над ними раскрыта российскими юридическими лицами или физическими лицами, названными в подпункте "а" пункта 12 Указа N 95, налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, ПУЦРБ вправе не относить себя к лицам, которые находятся под контролем лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия, при выполнении обозначенных выше условий.

Вопрос 9. Вправе ли ПУРЦБ перечислять денежные средства клиента - лица иностранного государства, совершающего недружественные действия, находящиеся на специальном брокерском счете типа "С", если клиент дал такое согласие, на свой собственный банковский счет?

Ответ.

Решением Совета директоров Банка России <13> установлен режим специального брокерского счета типа "С" для учета денежных средств клиентов-нерезидентов в валюте Российской Федерации, предусматривающий ограниченный перечень операций по списанию денежных средств со специального брокерского счета типа "С".

--------------------------------

<13> Решение Совета директоров Банка России от 18.03.2022 "Об установлении режима счетов типа "С" для проведения расчетов и осуществления (исполнения) сделок (операций) в целях исполнения обязательств, названных в Указе Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".

При этом указанным Решением Совета директоров Банка России не предусмотрены операции по списанию денежных средств со специального брокерского счета типа "С", на котором учитываются денежные средства клиентов-нерезидентов, предоставивших брокеру право их использования, в целях их перевода на собственный банковский счет брокера, без получения разрешения.

В связи с этим вышеназванные операции возможны только в случае получения соответствующего разрешения.

Вопрос 10. Признается ли для целей применения подпункта "а" пункта 3 Указа N 79 валютной операцией, связанной с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа, приобретение на вторичном рынке резидентом Российской Федерации номинированной в иностранной валюте облигации иностранного эмитента (еврооблигации)?

Ответ. Для целей применения подпункта "а" пункта 3 Указа N 79 приобретение на вторичном рынке резидентом Российской Федерации номинированной в иностранной валюте облигации иностранного эмитента (еврооблигации) не признается валютной операцией, связанной с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 Указа N 81 со 2 марта установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия. На совершение таких сделок в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа N 81 по общему правилу требуется разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Директор Департамента
инвестиционных финансовых посредников
О.Ю.ШИШЛЯННИКОВА