См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

ПИСЬМО
от 17 марта 2011 г. N 12-1-5/382

О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 01.12.2010 N А-02/5-912 и с учетом позиции Юридического департамента сообщает следующее.

Банк России не наделен правом официального толкования норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон). Вместе с тем считаем возможным высказать мнение по поставленным в обращении вопросам.

По первому и второму вопросам.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона.

В соответствии с абзацем 7 подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона в числе сведений, которые кредитная организация обязана документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган по подлежащим обязательному контролю операциям, указаны сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Полагаем, что сопоставление вышеуказанных норм статьи 7 Федерального закона свидетельствует о том, что в целях его исполнения представителем физического или юридического лица следует считать лицо, совершающее операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет физического или юридического лица, полномочия которого подтверждены доверенностью, договором, законом либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Кроме того, следует принимать во внимание положения главы 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Так, согласно статье 182 ГК РФ представителем является лицо, действующее от имени другого лица, в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Кроме того, учитывая положения статьи 53 ГК РФ, а также положения федеральных законов, определяющих порядок создания, реорганизации, ликвидации и правовое положение различных юридических лиц, в частности, Федерального закона "Об акционерных обществах" (статья 69) и Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (статья 40), полагаем, что представителем юридического лица является также единоличный исполнительный орган юридического лица.

Учитывая, что одним из критериев, определяющих необходимость идентификации представителя клиента, является осуществление операции с денежными средствами, полагаем, что если полномочия лиц, указанных в пунктах б), в) и г) вопроса (лиц, которым предоставлены права по снятию/зачислению денежных средств со/на счета юридического лица, передаче в банк расчетных документов или распоряжений на осуществление операций/сделок по счету клиента, то есть права на совершение действий, в результате которых в дальнейшем будут совершаться операции по счету клиента - юридического лица), подтверждены, в том числе, доверенностью или договором, либо физическое лицо является единоличным исполнительным органом юридического лица, таких лиц, в целях Федерального закона, следует считать представителями клиента.

По третьему и четвертому вопросам.

Во исполнение требований подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона кредитная организация обязана проводить мероприятия по установлению в отношении представителя клиента сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, при этом их достоверность должна быть подтверждена с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.

В то же время требование в отношении идентификации физических лиц, установленное подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, носит общий характер и распространяется как на физических лиц - граждан Российской Федерации, так и на физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства.

С учетом изложенного полагаем, что при проведении идентификации представителя клиента - физического лица кредитная организация вправе запрашивать только те документы, которыми физическое лицо обязано располагать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 5 пункта 5 статьи 7 Федерального закона кредитным организациям запрещается заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных Федеральным законом.

По пятому вопросу.

Полагаем, что идентификацию представителя, являющегося единоличным исполнительным органом юридического лица, следует проводить в момент открытия банковского счета юридическому лицу. Идентификацию иных лиц, являющихся представителями физического либо юридического лица, следует проводить в момент, когда указанные лица будут обозначены клиентом в качестве его представителей.

По шестому вопросу.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 262-П) кредитные организации могут проводить упрощенную идентификацию физических лиц, в частности, при осуществлении ими банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, предусмотренных Инструкцией Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция Банка России N 113-И).

С 01.11.2010 вступила в силу Инструкция Банка России от 16.09.2010 N 136-И "О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция N 136-И), которой Инструкция Банка России N 113-И признана утратившей силу.

Издание Инструкции N 136-И было обусловлено, в первую очередь, принятием Банком России Указания от 02.04.2010 N 2423-У "О переводе обменных пунктов в статус иных видов внутренних структурных подразделений кредитных организаций (филиалов кредитных организаций), о закрытии обменных пунктов и об упорядочении деятельности внутренних структурных подразделений", в соответствии с которым кредитные организации не вправе открывать обменные пункты.

Кроме того, Инструкцией N 136-И были внесены изменения в перечень операций с наличной иностранной валютой и чеками, преимущественно технического характера, которые осуществляются уполномоченными банками (их филиалами).

Учитывая изложенное, полагаем, что с 01.11.2010 кредитными организациями может проводиться упрощенная идентификация физических лиц при осуществлении ими операций, указанных в главе 3 Инструкции N 136-И.

Заместитель директора
И.В.ЯСИНСКИЙ