См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

ПИСЬМО
от 15 июля 2011 г. N 12-1-5/1274

О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 25.05.2011 N А-02/5-364 и сообщает, что Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) не наделяет Банк России полномочиями давать толкование по вопросам его применения. Вместе с тем, считаем возможным сообщить мнение Департамента, не являющееся официальным толкованием Федерального закона.

1 - 2. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона установлена обязанность кредитных организаций идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона.

Согласно статье 3 Федерального закона, клиент - это физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

Исходя из указанной нормы Федерального закона полагаем, что клиентами являются лица, которым кредитная организация оказывает услугу на разовой или постоянной основе либо при осуществлении банковских операций, закрытый перечень которых указан в части 1 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" либо при осуществлении иных сделок, открытый перечень которых указан в части 2 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

В соответствии со статьей 824 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга) одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Учитывая, что в рассматриваемом в письме случае третье лицо (должник), которое впоследствии должно произвести платеж кредитной организации (финансовому агенту), не находится на обслуживании в кредитной организации, т.е. не является ее клиентом, то, по нашему мнению, в этом случае кредитная организация не обязана идентифицировать данное лицо (должника).

Вместе с тем, если упомянутое лицо (должник) открывает в данной кредитной организации банковский счет (в том числе для возврата задолженности) либо возвращает долг наличными денежными средствами в соответствии с действующим законодательством, то его следует рассматривать в качестве лица, находящегося на обслуживании (клиента), и идентифицировать в порядке и объеме, определенными Федеральным законом и Положением Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 262-П).

Относительно идентификации выгодоприобретателя сообщаем, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона выгодоприобретателем является лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом. В этой связи полагаем, что в данном случае должника не следует рассматривать в качестве выгодоприобретателя.

3 - 4. Полагаем, что в целях установления требуемых для идентификации клиента сведений кредитная организация вправе использовать любые доступные на законных основаниях достоверные источники информации.

Таким образом, полагаем допустимым использование выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в качестве источника информации и сведений, требуемых для идентификации клиента - юридического лица, независимо от того, представлена выписка клиентом либо получена кредитной организацией самостоятельно в электронном виде с использованием Web-технологии посредством установления доступа к разделам сайта ФНС России в сети Интернет (в соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом ФНС России от 31.03.2009 N ММ-7-6/148@).

5. Неисполнение кредитной организацией требований об идентификации представителя клиента является нарушением Федерального закона, за которое к кредитной организации могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Полагаем, что в случае, изложенном в шестом абзаце ответа на вопросы 1 - 2, если клиент кредитной организации будет иметь соответствующие полномочия действовать от имени должника при возврате уступленной задолженности наличными средствами, его можно будет рассматривать в качестве представителя должника.

Заместитель директора
А.В.ОДИНЦОВ