См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА

ПИСЬМО
от 12 октября 2010 г. N 15-1-3-9/4779

О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 26.03.2004 N 254-П

Департамент банковского регулирования и надзора Банка России (ДБРН) рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 02.09.2010 N А-02/5-652 о применении пункта 3.7.2.2 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П) и сообщает следующее.

По вопросу 1.

В отношении разъяснений ДБРН по вопросу содержания кредитных договоров в части определения условий, при наступлении которых заемщик получает право исполнять обязательства по ссуде в более благоприятном режиме, сообщаем, что позиция по указанному вопросу неоднократно доводилась ДБРН до сведения как территориальных учреждений Банка России, так и кредитных организаций.

Разъяснения ДБРН по данным вопросам также размещены на Экстранет-портале, созданном для взаимодействия с кредитными организациями и территориальными учреждениями Банка России. Указанные разъяснения сводятся к следующему.

В соответствии с подходами, содержащимися в п. 3.7.2.2 Положения N 254-П, ссуда признается реструктурированной в случае, если на основании соглашений с заемщиком изменены существенные условия первоначального договора в сторону, более благоприятную для заемщика.

Вместе с тем, согласно п. 3.7.2.2 Положения N 254-П не любое изменение условий первоначального кредитного договора рассматривается как реструктуризация ссуды. Так, в случае, если:

- договор, на основании которого ссуда предоставлена, содержит условия, при наступлении которых заемщик получает право исполнять обязательства по ссуде в более благоприятном режиме (например, изменение срока погашения ссуды (основного долга и (или) процентов), размера процентной ставки, порядка ее расчета), и параметры этих изменений и в дальнейшем указанные условия наступают фактически;

- соблюдаются параметры изменений условий исполнения обязательств по ссуде, предусмотренные договором, на основании которого ссуда предоставлена, то кредитная организация вправе не признавать такую ссуду реструктурированной.

Относительно вопроса о том, что может рассматриваться в качестве "условий", отмечаем следующее.

Под условиями, при наступлении которых заемщик получает право исполнять обязательства по ссуде в более благоприятном режиме, следует понимать обстоятельства, наступление которых приводит к возможности установления для заемщика более благоприятного режима исполнения обязательств перед банком-кредитором. Примером "условий" могут быть изменения условий поставки товаров, выручка от реализации которых является источником погашения кредита, изменение производственного цикла заемщика, изменение условий расчетов с контрагентами, удлинение сроков реализации продукции (товаров, работ, услуг) в связи с расширением деятельности, освоением новых рынков, сменой направления деятельности. Также в качестве "условия" может рассматриваться факт снижения ставки рефинансирования Банка России, который может являться предпосылкой для снижения кредитной организацией ставки по кредитному договору.

По вопросу 2.

В отношении вопроса о правомерности осуществления территориальными учреждениями Банка России оценки обоснованности классификации ссуд и размера сформированного резерва сообщаем, что такое право в общем виде предусмотрено ст. 72 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)". Указанное право также реализовано в главе 9 Положения N 254-П.

Так, в соответствии с п. 9.1 Положения N 254-П территориальные учреждения Банка России проводят оценку активов, в том числе оценивают обоснованность классификации ссуд и размера сформированного резерва, руководствуясь требованиями и методами, предусмотренными Положением N 254-П.

Оценка качества обслуживания долга является неотъемлемой частью комплексной оценки ссуды. В случае отсутствия в договоре, на основании которого ссуда предоставлена заемщику, указанных условий и/или параметров, и фактическом изменении существенных условий первоначального договора в сторону, более благоприятную для заемщика, ссуда должна признаваться реструктурированной и качество обслуживания долга по данной ссуде необходимо оценивать с учетом требований п. 3.7.2 Положения N 254-П.

Таким образом, оценка территориальными учреждениями Банка России в рамках проводимых ими проверок кредитных организаций содержания кредитных договоров на предмет наличия/отсутствия в них условий, при наступлении которых заемщик получает право исполнять обязательства по ссуде в более благоприятном режиме, представляется обоснованным.

По вопросу 3.

В отношении права территориального учреждения Банка России требовать от кредитной организации доформирования резервов по ссуде отмечаем следующее.

В соответствии с п. 9.5 Положения N 254-П, если Банк России (его территориальное учреждение) в соответствии с Положением N 254-П оценивает отдельные ссуды (портфели однородных ссуд) иным образом, чем кредитная организация, то на основании ст. 72 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России (его территориальное учреждение) требует от кредитной организации реклассифицировать ссуду и (или) уточнить резерв в соответствии с оценкой, данной Банком России (его территориальным учреждением). При этом требование территориального учреждения Банка России о реклассификации ссуды и/или доформировании резерва на возможные потери по ссуде до величины, установленной Банком России на момент нарушения, должно предъявляться на ближайшую отчетную дату.

Заместитель директора
В.В.ЧИСТЮХИН

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области