См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 декабря 1994 г. N 24

При этом направляются для использования в практической работе Методические указания об организации проведения документальных ревизий учреждений системы Центрального банка Российской Федерации.

С их изданием утрачивают силу соответствующие разделы Рекомендаций по проверке и ревизии деятельности учреждений банков СССР от 28 января 1988 года.

Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
В.И.СОЛОВОВ

Утверждаю
Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
В.И.СОЛОВОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ РЕВИЗИЙ
УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Документальная ревизия или проверка (в дальнейшем - ревизия) - одна из форм контроля деятельности учреждений, предприятий и организаций (в дальнейшем - учреждения) системы Центрального банка Российской Федерации (в дальнейшем - Банк) в части соблюдения ими действующего законодательства, правил и инструкций, регулирующих совершение различных банковских операций, обеспечение сохранности денежных средств и ценностей, постановки бухгалтерского учета и отчетности, а также контроля за целевым использованием расходуемых банком средств, полнотой получения доходов, своевременности и правильности исполнения нормативных указаний Банка России.

Ревизия является действенным средством выявления имеющихся недостатков в работе и укрепления служебной дисциплины.

2. При проведении документальных ревизий лица, проводящие ревизию, руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, инструкциями, приказами и другими нормативными документами Банка России.

Ревизия назначается руководством вышестоящего по отношению к ревизуемому учреждению Банка России, которое (руководство) утверждает состав ревизионной бригады и руководителя ревизии.

При выполнении служебных обязанностей в ходе ревизии ревизующие лица из числа служащих Банка России (в дальнейшем - ревизоры) подчиняются только руководителям ревизии.

3. Ревизоры должны знать и соблюдать методы и приемы проведения ревизии проверяемых участков работы, объективно и принципиально освещать выявленные ревизией факты нарушений общегражданского законодательства и нормативных документов Банка России, проявлять принципиальность в оценке выявленных недостатков с обязательным отражением их в акте ревизии.

4. Ревизионный департамент Банка России должен обеспечить ежегодное проведение комплексных ревизий обеспечения сохранности ценностей, состояния расчетов, законности и целевого использования централизованных кредитных ресурсов, а также совершения внутрибанковских операций каждого территориального Главного управления (Национального банка) Банка России и его ГРКЦ.

Ежегодные ревизии РКЦ и других учреждений, подведомственных Главному управлению (Национальному банку), обеспечиваются их ревизионными службами.

Ревизии отдельных участков (обеспечение сохранности денежной наличности и других ценностей, хранящихся в расчетно-кассовых центрах, организация межбанковских расчетов, рефинансирования коммерческих банков за счет централизованных кредитных ресурсов, выполнение конкретных нормативных актов и т.п.) проводятся ревизионными службами периодически, по мере необходимости, вне зависимости от сроков проведения комплексных ревизий.

5. Срок проведения комплексных ревизий, как правило, не должен превышать 30 дней. Состав ревизионных бригад определяется с учетом объема и особенностей деятельности ревизуемого учреждения Банка. В необходимых случаях срок ревизии может быть продлен руководителем, назначившим ревизию.

6. Комплексные ревизии проводятся за период деятельности учреждений Банка, начиная с первого числа месяца начала предыдущей ревизии. В случае необходимости по отдельным вопросам руководитель ревизии может назначить проверки и за более ранний период.

7. Ревизии могут проводиться и по требованию правоохранительных органов. Основанием для такой ревизии является письменное решение руководителя или начальника Главного управления, в ведении которого находится подлежащее обревизованию учреждение, на основании постановления (определения) правоохранительных органов о назначении ревизии, в котором указываются обстоятельства, повлекшие необходимость ревизии, ее вид, объем и порядок производства, формулируется задание ревизорам в виде конкретных вопросов, подлежащих проверке.

8. Ревизии проводятся таким образом, чтобы не нарушался нормальный ход текущей работы ревизуемого учреждения.

9. Ревизионная деятельность планируется. Годовые планы проведения ревизий с перечнем ревизуемых учреждений (без указания времени их проведения) или участков работы утверждаются соответственно руководством Банка России или начальниками Главных управлений (Национальных банков) Банка России по подведомственным им учреждениям.

Квартальные планы с указанием конкретных сроков проведения ревизий утверждаются Директором Ревизионного департамента (начальниками ревизионных служб) и хранятся в условиях, исключающих утечку информации о их содержании. Копии планов работы ревизионных служб Главных управлений (Национальных банков) на предстоящий год представляются ежегодно Ревизионному департаменту Банка России не позднее 20 декабря.

10. Руководитель ревизии несет полную ответственность за качественное ее проведение и соответственно организует работу ревизионной бригады.

11. Перед выездом на ревизию руководитель бригады и ревизоры должны ознакомиться с отчетными и другими материалами, характеризующими работу ревизуемого учреждения, в т.ч. с актом предыдущей ревизии, принятыми по ним мерами и отчетами об устранении выявленных недостатков.

12. В составляемых заданиях на проведение ревизии учитываются особенности проверяемых учреждений и определяются конкретные участки их деятельности, подлежащие ревизии.

В обязательном порядке в задании предусматриваются проверки наличия денег и ценностей, обеспечения их сохранности, правомерности и правильности совершаемых кредитных, расчетных и кассовых операций, правильности начисления и полноты взыскания процентов и других доходов, соблюдения сметы расходов, а также проверка тех участков, на которых ранее имели место грубые нарушения, злоупотребления или хищения государственных средств.

Задание подписывает Директор Ревизионного департамента (начальник ревизионного отдела (управления) территориального Главного управления (Национального банка)) Банка.

13. В период подготовки к ревизии ее руководитель знакомит ревизоров с порученными им участками работы. С учетом этого ревизорами разрабатывается индивидуальный календарный план выполнения задания по ревизии.

14. Руководство Ревизионного департамента (начальник ревизионного отдела (управления) или руководитель ревизии) проверяет готовность ревизионной бригады к проведению ревизии и инструктирует ее перед выездом на ревизию.

15. Ревизия должна начинаться внезапно. Для обеспечения фактора внезапности руководитель ревизии и ревизоры наделяются правом на беспрепятственный доступ в учреждения Банка, а в кассовые помещения - в сопровождении одного из должностных лиц, ответственных за сохранность денег и ценностей.

16. Руководитель ревизии предъявляет документ на право проведения ревизии руководителю ревизуемого учреждения. Последний обеспечивает ревизоров достаточным помещением и необходимым инвентарем для хранения документов, средствами организационной и вычислительной техники, канцелярскими принадлежностями.

Выделенное ревизорам помещение, в котором остаются на ночь документы, по окончании рабочего дня должно закрываться на ключ, опечатываться печатью и по возможности сдаваться под охрану.

17. В начальном периоде ревизии руководитель бригады и, по его усмотрению, отдельные ревизоры дополнительно изучают на месте необходимые материалы, условия работы структурных подразделений, общую постановку сохранности денег и материальных ценностей и вносят уточнения в ранее составленные планы ревизии.

18. В процессе проведения ревизии руководитель ревизионной бригады оказывает методическую помощь ревизорам, осуществляет контроль за соблюдением ими методов ревизии, качеством обревизования тех или иных операций и участков работы.

19. Руководитель ревизии принимает меры к тому, чтобы лица, ответственные за сохранность ценностей, а в соответствующих случаях и другие работники учреждений Банка присутствовали при проверке состояния пропускного режима, инвентаризации материальных ценностей и других аналогичных действий.

20. При выявлении оснований для рассмотрения вопроса о злоупотреблениях и хищениях государственных средств и в других нестандартных случаях руководитель ревизии обязан ограничить или контролировать доступ служащих ревизуемого учреждения к подлинным, в том числе хранящимся в архиве, расчетно-денежным и другим документам.

21. Руководитель ревизии наделяется и другими правами, в частности:

- принимать решение о ревизии участков работы, не предусмотренных утвержденным заданием;

- расширять размеры и углублять качество проверки расчетно-денежных операций в случаях появления сомнений в обоснованности списания средств и ценностей, организовывать проверки отражения отдельных проверяемых операций в коммерческих банках с привлечением работников, занятых инспектированием;

- требовать письменные объяснения ответственных работников проверяемых учреждений по вопросам, возникающим в ходе проведения ревизий;

- требовать от руководителей ревизуемых учреждений в соответствующих случаях отстранения от исполнения служебных обязанностей отдельных лиц;

- изымать в установленном порядке документы в случаях обнаружения подделок, подлогов и иных злоупотреблений;

- опечатывать до полного обревизования своей сургучной печатью денежные хранилища, хранилища со специмуществом и материальные склады;

- запрашивать от других учреждений, предприятий и организаций справки и копии документов, связанных с операциями ревизуемых учреждений Банка, подведомственных ему предприятий и организаций, а также от коммерческих и кооперативных банков для конфиденциального использования.

22. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизии, руководителем и главным бухгалтером ревизуемого учреждения Банка, а также должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей проверяемого учреждения Банка. При наличии разногласий по акту со стороны представителей ревизуемого учреждения акт подписывается ими с одновременным приложением к акту письменных возражений или замечаний.

23. При выявлении в процессе ревизии хищений и злоупотреблений составляется промежуточный акт с изъятием первичных документов и немедленным докладом об этом Директору Ревизионного департамента и службе безопасности для принятия соответствующих мер.

24. Изложение акта ревизии должно быть объективным, кратким и ясным. Выявленные недостатки и нарушения описываются обязательно со ссылкой на конкретные положения (статьи, пункты) соответствующих инструкций, положений или иных нормативных актов. В акте не следует приводить примеры нарушений, не носящих принципиального характера, а также дублировать информацию, содержащуюся в приложениях к акту, в частности, в "Справке о ревизии наличия денег и ценностей, проверке участков работы и отдельных операций ...". При выявлении многочисленных однородных недостатков их следует группировать в таблицах, прилагаемых к акту, а в акте приводить лишь итоговые данные со ссылкой на приложение, которое подписывается ревизором и должностным лицом структурного подразделения, ответственным за проверяемый участок работы.

Серьезные упущения и нарушения должны получать в акте исчерпывающее отражение с указанием характера нарушения, его последствий, причин появления, конкретных должностных лиц, в результате действия или бездействия которых они были допущены, а также рекомендации руководству ревизуемого учреждения о мерах по их устранению. Акт ревизии должен обязательно содержать общее заключение ревизионной бригады о положении дел на каждом обревизованном участке работы (соответствует требованиям, если нет, то в чем и почему).

Акт ревизии не должен дублировать сведения, содержащиеся в текущей и годовой отчетности и информациях ревизуемого учреждения Банка России, в справке последующего контроля, если приняты меры по устранению выявленных недостатков.

25. Ревизоры принимают меры для того, чтобы выявленные ими нарушения и недостатки были устранены уже в процессе ревизии.

О проведенных в период ревизии мероприятиях по устранению выявленных нарушений и недостатков в работе руководитель учреждения Банка представляет руководителю ревизии справку, на основании которой делается соответствующая запись в акте ревизии.

26. При установлении повторяющихся недостатков и нарушений, выявленных предыдущей ревизией, руководитель ревизии выясняет причины такого положения дел, о чем указывается в акте ревизии.

27. Итоги ревизии рассматриваются руководителем ревизии совместно с руководителями соответствующих подразделений ревизуемого учреждения банка. В отдельных случаях (установление фактов хищений, злоупотреблений, незаконных операций и т.д.) докладывается местным руководящим органам.

28. Руководитель ревизии, кроме акта ревизии, представляет лицу, назначившему ревизию, докладную записку, в которой кратко освещается состояние дел в обревизованном учреждении, принятые меры по устранению вскрытых недостатков, а также мероприятия обревизованного учреждения Банка России по устранению выявленных недостатков.

29. Соответствующие разделы акта ревизии с приложением относящихся к ним материалов направляются структурным подразделениям Банка России или Главного управления (Национального банка) для использования в практической работе и установления контроля за устранением выявленных нарушений.

Руководители структурных подразделений в недельный срок письменно сообщают Ревизионному департаменту (начальнику ревизионной службы) о результатах рассмотрения направленной им информации с изложением мер, которые ими будут приняты в связи с этой информацией.

30. Результаты ревизии должны быть рассмотрены лицом, назначившим ревизию, не позднее чем в двухнедельный срок со дня получения акта ревизии. Руководитель ревизии в пределах указанного срока готовит с учетом мнений структурных подразделений Банка доклад руководству Банка о проведенной ревизии и предложениях, выносимых на решение руководства Банка по результатам ревизии (поручениям, приказ, письмо - рекомендация и т.п.).

31. Начальники ревизионных служб при территориальных Главных управлениях (Национальных банках) по окончании ревизии, проведенной по заданию руководства Банка России или Ревизионного департамента, в установленный срок при завершении ревизии направляют в Ревизионный департамент Банка акт в двух экземплярах со всеми приложениями к нему.

32. Ревизии, проводимые по специальным вопросам и поручениям, производятся, а их результаты оформляются в том же порядке, что и комплексные ревизии.

33. Ревизионный департамент, ревизионные отделы (управления) при территориальных Главных управлениях (Национальных банках) периодически организуют изучение материалов ревизий и на основе анализа наиболее типичных недостатков в работе вносят соответствующие предложения по организации ревизии или по совершенствованию банковской работы.

Директор
Ревизионного департамента
А.Т.ЛАВРОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области