См. Документы Центрального Банка Российской Федерации
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 февраля 1999 г. N 45-Т
РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ БАНКОВСКОГО САНИРОВАНИЯ
Направляются для руководства в работе разъяснения по вопросам, возникающим в практике работы территориальных учреждений Банка России, связанной с организацией банковского санирования, отзывом лицензий на осуществление банковских операций и контролем за ликвидацией кредитных организаций.
В.Н.ГОРЮНОВ
Приложение 1
к письму ЦБ РФ
от 2 февраля 1999 г. N 45-Т
ОТВЕТЫ (ЗАКЛЮЧЕНИЯ)
НА ВОПРОСЫ (ПРЕДЛОЖЕНИЯ) ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО САНИРОВАНИЯ, ОТЗЫВУ ЛИЦЕНЗИЙ
НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЮ
ЗА ЛИКВИДАЦИЕЙ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
┌───┬─────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐ │ N │ Вопрос (предложение) │ Ответ (заключение) │ │п/п│ │ │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │ 1.│Имеется ли противоречие между│Установление экономических нормативов│ │ │Инструкцией Банка России от│ликвидности не исключает осуществление, в│ │ │01.10.97 N 1, в которой значение│случае необходимости, более детального анализа│ │ │норматива текущей ликвидности│балансов кредитных организаций в целях оценки│ │ │(Н3) определено в пределах не ни-│состояния расчетов и соблюдения банками│ │ │же 50%, и Указаниями от 13.11.97│платежной дисциплины. Например, конкретные│ │ │N 18-У, в которых в разделе│задачи анализа расчетов проблемных организаций│ │ │"Методические рекомендации о│определены Методическими рекомендациями о│ │ │порядке оценки мероприятий по│порядке оценки мероприятий по финансовому│ │ │финансовому оздоровлению (планов│оздоровлению (планов санации) кредитных│ │ │санации) кредитной организации"│организаций (от 13.11.97 N 18-У); а для│ │ │(пункт 7) приводится определение│оперативной оценки соблюдения кредитными│ │ │недостатка у кредитной│организациями платежной дисциплины и оценки│ │ │организации ликвидных средств как│способности банка своевременно осуществлять│ │ │разницы между обязательствами до│расчеты направлены указания Банка России от│ │ │востребования и на срок до 30│16.09.98 N 227-Т. │ │ │дней и ликвидными активами, что│ │ │ │обязывает банк иметь ликвидные│ │ │ │активы в размере обязательств. │ │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │ 2.│Какие векселя следует относить к│Оценка стоимости учтенных банком векселей│ │ │категории "имеющие неизвестную│осуществляется идентично расчету оценочной│ │ │платежеспособность" (пункт 10│стоимости ссудного портфеля. Руководствуясь│ │ │Приложения N 2 "Оценка стоимости│п. 2.8.3 Инструкции Банка России от 30.06.97│ │ │активов кредитной организации"│N 62а, учтенные векселя, по своим признакам не│ │ │Указания Банка России от 13.11.97│попадающие в число указанных в этом пункте,│ │ │N 18-У). │следует относить к безнадежным. │ │ │ │К этой категории относятся и векселя│ │ │ │организаций, имеющих неизвестную│ │ │ │платежеспособность, т.е. когда оценка стоимости│ │ │ │векселей невозможна из-за отсутствия отчетных│ │ │ │балансов и другой необходимой информации о│ │ │ │финансовом состоянии плательщика. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │ 3.│Каким образом оценивается│Оценка дебиторской задолженности должна│ │ │возможность взыскания прочей│базироваться на информации, имеющейся в│ │ │дебиторской задолженности (пункт│кредитной организации, о характере и причинах│ │ │11 Приложения N 2 "Оценка│образования дебиторской задолженности, ее│ │ │стоимости активов кредитной│длительности, принятых мерах ко взысканию, о│ │ │организации" Указания Банка│вероятности погашения с учетом имущественного│ │ │России от 13.11.97 N 18-У). │положения дебиторов. │ │ │ │Дебиторская задолженность может│ │ │ │рассматриваться как безнадежная, в частности,│ │ │ │при наличии: │ │ │ │- документов, свидетельствующих об отсутствии│ │ │ │возможности для взыскания дебиторской│ │ │ │задолженности (статьи 416 - 418 ГК РФ,│ │ │ │например, свидетельство о смерти гражданина -│ │ │ │должника); │ │ │ │- надписи судебного пристава - исполнителя на│ │ │ │исполнительном листе о невозможности взыскания│ │ │ │долга; │ │ │ │- документа, подтверждающего ликвидацию│ │ │ │должника (выписка об исключении юридического│ │ │ │лица из Единого государственного реестра,│ │ │ │определение суда о завершении конкурсного│ │ │ │производства должника). │ │ │ │Кроме того, в составе дебиторской│ │ │ │задолженности необходимо выявить расходы,│ │ │ │подлежащие учету по другим статьям│ │ │ │бухгалтерского учета и являющиеся│ │ │ │потенциальными убытками (расходы на содержание│ │ │ │аппарата управления, другие расходы банка,│ │ │ │капитальные затраты). │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │ 4.│Предлагается ввести запрет на│В настоящее время существует ряд│ │ │выход участников банка на период│законодательных норм, регулирующих│ │ │санации; законодательно│ответственность участников юридического лица. В│ │ │определить материальную│частности, это часть вторая пункта 3 статьи 56│ │ │ответственность участников банка│ГК РФ, статья 71 и пункт 2 статьи 84│ │ │за проведение ими рискованной│Федерального закона "Об акционерных обществах",│ │ │политики, повлекшей ухудшение│статья 44 Федерального закона "Об обществах с│ │ │финансового состояния банка и│ограниченной ответственностью". В то же время│ │ │реальную угрозу кредиторам и│практика свидетельствует о том, что данные│ │ │вкладчикам. │нормы применяются крайне неэффективно. В этой│ │ │ │связи в настоящее время Банк России подготовил│ │ │ │предложения по внесению изменений и дополнений│ │ │ │в законодательство, устанавливающие четкие│ │ │ │критерии и меры, применяемые к участникам│ │ │ │кредитных организаций, чьи действия│ │ │ │способствовали или привели к банкротству│ │ │ │кредитной организации. │ │ │ │Что касается запрета на выход участников из│ │ │ │состава банка, то данное ограничение желательно│ │ │ │ввести по отношению к сделкам, в которых│ │ │ │приобретающей стороной является сама кредитная│ │ │ │организация (данное предложение будет учтено│ │ │ │при доработке существующих законопроектов). │ │ │ │Относительно продажи акций (долей) третьим│ │ │ │лицам, то данный запрет будет препятствовать│ │ │ │смене неэффективных собственников. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │ 5.│Какими полномочиями обладает│Полномочия территориального учреждения при│ │ │экспертная группа, направляемая│осуществлении проверок кредитных организаций│ │ │территориальным учреждением Банка│устанавливаются в пределах компетенции,│ │ │России в кредитную организацию,│определяемой федеральными законами и│ │ │имеющую признаки проблемности. │нормативными актами Банка России. В частности,│ │ │ │Положением "О территориальном учреждении Банка│ │ │ │России" от 29.07.98 N 46-П (статья 15, пункт 4)│ │ │ │предусмотрено проведение проверок в проблемных│ │ │ │кредитных организациях в целях экспертной│ │ │ │оценки их активов и пассивов, установления их│ │ │ │реальной стоимости, а также определения│ │ │ │возможности реализации активов, составления│ │ │ │планов финансового оздоровления кредитных│ │ │ │организаций и контроля за их реализацией,│ │ │ │определения состояния и сохранности документов│ │ │ │в указанных кредитных организациях; организация│ │ │ │и проведение работы, связанной с оценкой│ │ │ │возможностей и определением способов│ │ │ │финансового оздоровления и внесение на│ │ │ │утверждение в Банк России предложения о│ │ │ │целесообразности и порядке проведения│ │ │ │мероприятий по финансовому оздоровлению│ │ │ │проблемных кредитных организаций. В случае,│ │ │ │если в задание экспертной группы будет включен│ │ │ │более обширный перечень полномочий, чем это│ │ │ │установлено законом, то их можно предусмотреть│ │ │ │в соглашении между Банком России и│ │ │ │соответствующей кредитной организацией (типовую│ │ │ │форму соглашения можно получить в Департаменте│ │ │ │по организации банковского санирования). │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │ 6.│В настоящее время кредитные│Следует сопоставлять величины достигнутого│ │ │организации могут иметь три│кредитной организацией уровня собственных│ │ │значения уставного капитала:│средств (капитала) по состоянию на начало│ │ │уставный капитал,│финансового года (01.01.98, 01.01.99 и т.п.) и│ │ │зарегистрированный по отчету об│зарегистрированного в уставе кредитной│ │ │итогах выпуска ценных бумаг,│организации уставного капитала. │ │ │уставный капитал,│ │ │ │зарегистрированный в уставе,│ │ │ │фактически оплаченный уставный│ │ │ │капитал. О каком значении│ │ │ │уставного капитала идет речь в│ │ │ │Указании Банка России от 01.06.98│ │ │ │N 245-У. │ │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │ 7.│По отчету на начало года у│В соответствии с действующим законодательством│ │ │кредитной организации сложилась│Российской Федерации (Федеральные законы "О│ │ │прибыль при значении собственных│банках и банковской деятельности", "Об│ │ │средств выше зарегистрированного│акционерных обществах", "Об обществах с│ │ │уставного капитала, по│ограниченной ответственностью") достоверность│ │ │результатам аудиторской проверки│годовой отчетности кредитной организации в│ │ │внесены изменения в отчетность и│обязательном порядке подтверждается аудитором│ │ │финансовый результат - убыток,│(аудиторской компанией). В случаях установления│ │ │значение капитала при пересчете│аудитором (аудиторской компанией)│ │ │снизилось ниже│недостоверности отчетных данных кредитная│ │ │зарегистрированного уставного│организация (территориальное учреждение Банка│ │ │капитала. Какие требования│России) должна сопоставлять величину│ │ │предъявляются в данном случае. │собственных средств (капитала) на начало│ │ │ │финансового года (01.01.98, 01.01.99 и т.п.),│ │ │ │подтвержденную аудитором (аудиторской│ │ │ │компанией), и зарегистрированный в уставе│ │ │ │кредитной организации уставный капитал. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │ 8.│При отзыве лицензии на│Банк России вправе отозвать у кредитной│ │ │осуществление банковских операций│организации лицензию на осуществление│ │ │у банка должны последовательно│банковских операций при наличии хотя бы одного│ │ │применяться все меры,│основания, предусмотренного частью 1 ст. 20│ │ │предусмотренные статьей 75│Федерального закона "О банках и банковской│ │ │Федерального закона "О│деятельности". При этом неоднократное│ │ │Центральном банке Российской│применение мер воздействия, предусмотренных ст.│ │ │Федерации (Банке России)", или│75 Федерального закона "О Центральном банке│ │ │для отзыва лицензии достаточно│Российской Федерации (Банке России)", является│ │ │неоднократного, в течение одного│обязательным условием только при отзыве у│ │ │года, применения отдельных мер│кредитной организации лицензии в соответствии с│ │ │воздействия, предусмотренных этой│п. 5 ст. 20 Федерального закона "О банках и│ │ │статьей. │банковской деятельности". │ │ │ │Выбор мер воздействия определяется в каждом│ │ │ │конкретном случае с учетом характера допущенных│ │ │ │нарушений независимо от последовательности, в│ │ │ │какой они перечислены в статье 75 Федерального│ │ │ │закона "О Центральном банке Российской│ │ │ │Федерации (Банке России)". Подтверждением этому│ │ │ │являются изменения, внесенные в Федеральный│ │ │ │закон "О Центральном банке Российской Федерации│ │ │ │(Банке России)" от 31.07.98 N 151 (статья 1,│ │ │ │пункт 3, подпункты 2 и 3). │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │ 9.│Как минимизировать риск признания│Практические рекомендации по данному вопросу│ │ │приказов Банка России об отзыве│отражены в письме Банка России от 10.03.98│ │ │лицензий на осуществление│N 73-Т ДСП "О совершенствовании работы по│ │ │банковских операций│подготовке материалов об отзыве лицензий на│ │ │недействительными. │осуществление банковских операций". │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │10.│Какими законодательными и│Статья 18 Федерального закона "О бухгалтерском│ │ │нормативными актами определяется│учете" предусматривает, что руководители│ │ │вид и мера ответственности│организаций и другие лица, ответственные за│ │ │руководителя и главного│организацию и ведение бухгалтерского учета, в│ │ │бухгалтера кредитной организации,│случае уклонения от ведения бухгалтерского│ │ │у которой отозвана лицензия, а│учета в порядке, установленном│ │ │после создания ликвидационной│законодательством Российской Федерации и│ │ │комиссии или назначения│нормативными актами органов, осуществляющих│ │ │конкурсного управляющего -│регулирование бухгалтерского учета, искажения│ │ │руководителя ликвидационной│бухгалтерского учета и несоблюдения сроков ее│ │ │комиссии (конкурсного│представления и публикации привлекаются к│ │ │управляющего), за недостоверность│административной или уголовной ответственности.│ │ │отчетности, представляемой в Банк│Кроме того, действующим законодательством│ │ │России. │установлена уголовная ответственность│ │ │ │руководителей и собственников организаций -│ │ │ │должников за неправомерные действия при│ │ │ │банкротстве, преднамеренное и фиктивное│ │ │ │банкротство, сокрытие, фальсификацию│ │ │ │бухгалтерских и иных учетных документов (статьи│ │ │ │195 - 197 УК РФ). В проекте Федерального закона│ │ │ │"О несостоятельности (банкротстве) кредитных│ │ │ │организаций" предусмотрены меры Банка России,│ │ │ │применяемые к арбитражным управляющим в случае│ │ │ │неисполнения или ненадлежащего исполнения ими│ │ │ │своих обязанностей. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │11.│В случае ликвидации кредитной│В соответствии со ст. 109 УПК РСФСР возбуждение│ │ │организации в соответствии с│уголовного дела возможно по любым материалам,│ │ │Федеральным законом "О│дающим основания полагать, что было совершено│ │ │несостоятельности (банкротстве)"│преступление. Такими материалами могут быть│ │ │целесообразно проводить│заявления и объяснения должностных лиц│ │ │правоохранительными органами│предприятий и организаций, платежные документы│ │ │специальное расследование по│юридических лиц. Как правило, эти материалы│ │ │вопросу, не является ли│предоставляют заинтересованные в возбуждении│ │ │банкротство преднамеренным либо│уголовного дела организации по собственной│ │ │фиктивным. │инициативе и они являются достаточными для│ │ │ │этого процессуального действия. При наличии│ │ │ │достаточных оснований, позволяющих предполагать│ │ │ │о наличии признаков уголовно наказуемого│ │ │ │деяния, к которым относится фиктивное или│ │ │ │преднамеренное банкротство кредитной│ │ │ │организации, Банк России должен информировать│ │ │ │прокуратуру и Федеральную службу по делам о│ │ │ │несостоятельности и финансовому оздоровлению. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │12.│Какие меры должны принимать│Территориальные учреждения Банка России обязаны│ │ │учреждения Банка России в целях│обеспечить действенный контроль за соблюдением│ │ │защиты кредиторов в период после│в этот период кредитной организацией правил│ │ │направления пакета документов в│ведения бухгалтерского учета и осуществления│ │ │Банк России на отзыв у кредитной│расчетов. В этих целях в кредитную организацию│ │ │организации лицензии и до│следует направить инспекторскую проверку, либо│ │ │получения приказа, если кредитной│экспертную группу. После назначения конкурсного│ │ │организацией проводится│управляющего он может предъявить иски о│ │ │удовлетворение требований│расторжении заключенных договоров и сделок и│ │ │отдельных кредиторов в ущерб их│признания их недействительными в соответствии│ │ │основной массе. В результате к│со ст. 101 (часть 4) Федерального закона "О│ │ │моменту отзыва лицензии, как│несостоятельности (банкротстве)". │ │ │правило, у кредитной организации│Одновременно при наличии указанных фактов│ │ │не остается качественных активов.│территориальное учреждение должно срочно│ │ │ │направить в Банк России ходатайство об│ │ │ │ускорении рассмотрения вопроса об отзыве│ │ │ │лицензии у соответствующей кредитной│ │ │ │организации. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │13.│Обязаны ли ликвидационные│В соответствии с частью 4 статьи 20│ │ │комиссии банков производить│Федерального закона "О банках и банковской│ │ │доначисление процентов по вкладам│деятельности" (в редакции от 31.07.98) с│ │ │физических лиц от момента отзыва│момента отзыва у кредитной организации лицензии│ │ │лицензии до открытия конкурсного│на осуществление банковских операций: │ │ │производства (статья 98│- срок исполнения обязательств кредитной│ │ │Федерального закона│организации считается наступившим; │ │ │"О несостоятельности│- прекращается начисление процентов, а также│ │ │(банкротстве)"), учитывая, что в│неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых│ │ │соответствии с Положением Банка│(экономических) санкций по обязательствам│ │ │России от 02.04.96 N 264 "Об│кредитной организации. │ │ │отзыве лицензии на осуществление│ │ │ │банковских операций у банков и│ │ │ │иных кредитных организаций в│ │ │ │Российской Федерации" после│ │ │ │получения приказа Банка России об│ │ │ │отзыве лицензии у кредитной│ │ │ │организации прекращаются все│ │ │ │приходные и расходные операции по│ │ │ │балансовым и внебалансовым│ │ │ │счетам, кроме операций,│ │ │ │предусмотренных пунктами 2.1, 5,│ │ │ │6 указанного Положения. │ │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │14.│Какие действия должны быть│1) В случае неисполнения учредителями кредитной│ │ │предприняты территориальным│организации решения суда о ее ликвидации│ │ │учреждением Банка России в│территориальное учреждение Банка России,│ │ │случае: │являющееся истцом по делу о принудительной│ │ │1) невыполнения учредителями│ликвидации кредитной организации, обязано│ │ │банка возложенных на них│обратиться в арбитражный суд с заявлением о│ │ │арбитражным судом обязанностей по│назначении ликвидатора (пункт 24 Постановления│ │ │ликвидации банка, в том числе в│Пленума Верховного Суда Российской Федерации и│ │ │случае отказа учредителей и│Пленума Высшего Арбитражного Суда от 01.07.96│ │ │кредиторов участвовать в│N 6/8). │ │ │заключительном собрании по│2) При досрочном прекращении исполнения своих│ │ │утверждению отчета и│обязанностей конкурсным управляющим│ │ │ликвидационного баланса в случае│территориальное учреждение Банка России должно│ │ │добровольного объявления о│обратиться в арбитражный суд с исковым│ │ │банкротстве; │заявлением о принудительной ликвидации│ │ │2) досрочного прекращения│кредитной организации в соответствии с абзацем│ │ │исполнения конкурсным управляющим│3 пункта 2 статьи 61 ГК РФ. │ │ │своих обязанностей по банку -│ │ │ │банкроту, ликвидируемому с│ │ │ │согласия и под контролем│ │ │ │кредиторов, при отсутствии│ │ │ │средств на содержание│ │ │ │ликвидационной комиссии и│ │ │ │невозможности создания│ │ │ │ликвидационной комиссии в другом│ │ │ │составе. │ │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │15.│С какого момента по ликвидируемым│Проценты по выданным банком ссудам начисляются│ │ │банкам прекращается начисление│до момента исполнения обязательств в│ │ │процентов по ссудной│соответствии с условиями договоров, заключенных│ │ │задолженности банку. │между банком и заемщиками. Учет непогашенных│ │ │ │(просроченных) процентов ведется внесистемно. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │16.│Предлагается в целях наиболее│Предложение заслуживает внимания, однако Банк│ │ │полного сохранения конкурсной│России не вправе осуществлять текущий контроль│ │ │массы, предназначенной для│по операциям корреспондентского счета│ │ │удовлетворения требований│ликвидационной комиссии. Федеральный закон "О│ │ │вкладчиков и кредиторов, контроль│несостоятельности (банкротстве)" наделяет│ │ │за расходованием средств по│кредиторов широкими полномочиями по│ │ │корреспондентскому счету│осуществлению контроля за деятельностью│ │ │ликвидационной комиссии возложить│конкурсных управляющих, в том числе за│ │ │на структурные подразделения ЦБ│расходованием ими конкурсной массы. │ │ │(ГУ и РКЦ). │ │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │17.│Необходимо разработать механизм│Федеральный закон "О несостоятельности│ │ │контроля за деятельностью│(банкротстве)" содержит правовые нормы,│ │ │конкурсных управляющих и│регламентирующие порядок осуществления│ │ │установить их ответственность за│собранием (комитетом) кредиторов и арбитражным│ │ │проведение ликвидации, в т.ч. при│судом контроля за деятельностью конкурсного│ │ │уклонении их от проведения и│управляющего. Так, статья 21 предусматривает│ │ │завершения ликвидационных│ответственность конкурсного управляющего за│ │ │процедур, т.к. на практике их│неисполнение или ненадлежащее исполнение│ │ │деятельность практически не│возложенных на него в соответствии с законом│ │ │контролируется. │обязанностей. Кроме того, статьями 19 и 185│ │ │ │определено, что конкурсный управляющий│ │ │ │действует на основании лицензии (до 01.03.99 -│ │ │ │аттестата специалиста по антикризисному│ │ │ │управлению), выдаваемой Федеральной службой│ │ │ │России по делам о несостоятельности и│ │ │ │финансовому оздоровлению. │ │ │ │В проекте Федерального закона "О│ │ │ │несостоятельности (банкротстве) кредитных│ │ │ │организаций" указывается на необходимость│ │ │ │выдачи конкурсным управляющим кредитных│ │ │ │организаций аттестатов Банком России. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │18.│Кто правомочен утверждать│Утверждение промежуточного ликвидационного│ │ │промежуточный ликвидационный│баланса и окончательного ликвидационного│ │ │баланс и окончательный│баланса при конкурсном производстве│ │ │ликвидационный баланс в случае│законодательными актами Российской Федерации не│ │ │ликвидации кредитной организации│предусмотрено. Конкурсный управляющий не реже│ │ │в порядке конкурсного│одного раза в месяц представляет комитету│ │ │производства. │кредиторов или собранию кредиторов отчет о│ │ │ │своей деятельности, информацию о финансовом│ │ │ │состоянии должников и их имуществе, а после│ │ │ │завершения расчетов с кредиторами - в│ │ │ │арбитражный суд отчет о результатах проведения│ │ │ │конкурсного производства (статьи 115 и 117│ │ │ │Федерального закона "О несостоятельности│ │ │ │(банкротстве)"). В проекте Федерального закона│ │ │ │"О несостоятельности (банкротстве) кредитных│ │ │ │организаций" предусмотрено, что промежуточный│ │ │ │ликвидационный баланс и ликвидационный баланс│ │ │ │составляются и представляются в Банк России в│ │ │ │соответствии с нормативными актами Банка│ │ │ │России. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │19.│Должно ли отражаться в│В соответствии с Указанием Банка России от│ │ │промежуточном балансе банка│19.12.97 N 85-У "О порядке составления│ │ │имущество (например, векселя│промежуточного ликвидационного баланса│ │ │Минфина), если его в наличии нет│кредитных организаций и порядке их согласования│ │ │(утеряно или похищено), а│территориальными учреждениями Банка России" при│ │ │документы, подтверждающие его│составлении промежуточного ликвидационного│ │ │получение банком, имеются. │баланса проводится инвентаризация имущества│ │ │ │кредитных организаций. При выявлении фактов его│ │ │ │недостачи или отсутствия конкурсный управляющий│ │ │ │(ликвидационная комиссия) принимает меры по│ │ │ │поиску утраченного имущества и истребованию его│ │ │ │из чужого незаконного владения. При│ │ │ │невозможности получения имущество списывается│ │ │ │на убытки на основании подтверждающих│ │ │ │документов (в случае хищения - справка из│ │ │ │органов внутренних дел и т.п.). │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │20.│После опубликования в "Вестнике│Статьей 100 Федерального закона "О│ │ │Высшего Арбитражного Суда│несостоятельности (банкротстве)" предусмотрен│ │ │Российской Федерации" информации│минимальный срок для предъявления претензий│ │ │о ликвидации кредитной│кредиторов, однако процедура продления этого│ │ │организации в связи с ее│срока при определенных условиях не оговорена.│ │ │банкротством и о приеме претензий│Следовательно, установление срока для│ │ │от кредиторов банка в течение│предъявления требований кредиторов свыше двух│ │ │двух месяцев допустимо ли│месяцев (необходимого для составления реестра│ │ │продление сроков приема претензий│кредиторов), а также последующее его продление│ │ │от вкладчиков по причине большого│не противоречит действующему законодательству.│ │ │количества вкладчиков и│При этом следует иметь в виду, что выплаты│ │ │невозможности регистрации всех│кредиторам не могут осуществляться до│ │ │кредиторов - вкладчиков в ранее│составления реестра кредиторов. Решение о│ │ │установленные сроки. Какова│продлении срока принятия требований│ │ │процедура продления этих сроков. │согласовывается с кредиторами и публикуется в│ │ │ │местных средствах массовой информации и в│ │ │ │"Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской│ │ │ │Федерации". │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │21.│Следует ли соблюдать│В целях избежания обжалования решения│ │ │установленную законодательством│конкурсного управляющего осуществление│ │ │Российской Федерации очередность│указанных операций по уступке права требования│ │ │удовлетворения требований│целесообразно согласовать с общим собранием│ │ │кредиторов, если конкурсный│(комитетом) кредиторов. │ │ │управляющий будет передавать им│При этом независимо от способа исполнения│ │ │для самостоятельного взыскания│обязательств должна соблюдаться установленная│ │ │часть дебиторской задолженности в│законодательством очередность удовлетворения│ │ │соответствии с пунктом 8 письма│требований кредиторов. │ │ │Банка России от 20.10.97│ │ │ │N 012-33/159 "Разъяснения по│ │ │ │вопросам банковского│ │ │ │санирования". Нужно ли в этом│ │ │ │случае конкурсному управляющему│ │ │ │получать разрешение на совершение│ │ │ │данной операции от собрания│ │ │ │кредиторов, комитета кредиторов│ │ │ │или арбитражного суда. │ │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │22.│До принятия арбитражным судом│Удовлетворение требований вкладчиков в полном│ │ │решения о признании банка│объеме за счет недвижимости кредитных│ │ │несостоятельным (банкротом) суды│организаций по решению суда общей юрисдикции│ │ │общей юрисдикции по искам│влечет прекращение договора банковского вклада│ │ │вкладчиков к банку о взыскании│(включая и начисление процентов). │ │ │сумм вкладов по исполнительным│Отмена определения суда общей юрисдикции о│ │ │листам передавали группам│передаче в собственность группе вкладчиков│ │ │вкладчиков недвижимость. После│недвижимости влечет для сторон двустороннюю│ │ │удовлетворения судом требований│реституцию. │ │ │вкладчиков недвижимостью вклады│Имущество, возвращенное в кредитную│ │ │были закрыты. Указанные действия│организацию после отмены определения суда общей│ │ │были опротестованы конкурсным│юрисдикции, становится частью конкурсной массы.│ │ │управляющим, определения судов│У вкладчиков вновь возникает право требования к│ │ │общей юрисдикции о передаче│кредитной организации, и они становятся ее│ │ │вкладчикам недвижимости были│кредиторами. В этом случае размер их требований│ │ │отменены. В какой сумме должны│устанавливается в сумме, определенной решением│ │ │быть восстановлены эти закрытые│суда (исполнительным актом). Вопрос о│ │ │вклады: в размере по│доначислении процентов до даты отзыва лицензии│ │ │исполнительному листу; по базе│для этой категории вкладчиков должен решаться│ │ │данных банка с доначислением│конкурсным управляющим на равных условиях с│ │ │процентов по вкладам на равных│другими вкладчиками. │ │ │условиях для всех вкладчиков до│ │ │ │даты вынесения решения│ │ │ │арбитражным судом о признании│ │ │ │банка банкротом. │ │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │23.│При согласовании промежуточного│При составлении промежуточного ликвидационного│ │ │ликвидационного баланса правильно│баланса следует руководствоваться указаниями│ │ │ли будет считать входящими│Банка России от 19.12.97 N 85-У, в соответствии│ │ │остатками остатки по балансу,│с которыми составление промежуточного│ │ │представленному в территориальное│ликвидационного баланса кредитных организаций│ │ │учреждение Банка России в│предусматривается в форме оборотной ведомости с│ │ │соответствии с указаниями Банка│приведением входящих остатков по балансу на│ │ │России от 30.12.97 N 118-У "О│дату отзыва у кредитной организации лицензии на│ │ │порядке представления отчетности│осуществление банковских операций либо, при│ │ │кредитными организациями, у│отсутствии такого баланса, по последнему│ │ │которых отозваны лицензии на│представленному в территориальное учреждение│ │ │осуществление банковских│Банка России балансу на отчетную дату,│ │ │операций" (с учетом дополнений и│предшествующую отзыву лицензии. Данное│ │ │изменений) на последнюю отчетную│требование обеспечивает составление│ │ │дату. │промежуточного ликвидационного баланса, который│ │ │ │позволит проанализировать деятельность│ │ │ │кредитной организации в период от отзыва│ │ │ │лицензии до составления промежуточного│ │ │ │ликвидационного баланса. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │24.│Запретить руководителям│Введение такого запрета явится нарушением│ │ │ликвидируемых кредитных│статьи 37 Конституции Российской Федерации. │ │ │организаций переход на другое│ │ │ │место работы до ликвидации│ │ │ │кредитной организации. │ │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │25.│Предусмотреть возможность│При совершении конкурсным управляющим во время│ │ │оперативного воздействия со│проведения ликвидационных процедур операций и│ │ │стороны территориальных│действий, противоречащих действующему│ │ │учреждений Банка России на│законодательству и нарушающих права кредиторов,│ │ │конкурсных управляющих при│территориальное учреждение Банка России│ │ │совершении ими во время│сообщает о таких фактах арбитражному суду,│ │ │ликвидационных процедур операций│комитету кредиторов или собранию кредиторов для│ │ │и действий, противоречащих│принятия мер по устранению нарушений. │ │ │законодательству о│Кроме того, в случаях, когда Банк России│ │ │несостоятельности (банкротстве) и│является кредитором ликвидируемой кредитной│ │ │нормативным документам Банка│организации, он может в соответствии со статьей│ │ │России. │115 Федерального закона "О несостоятельности│ │ │ │(банкротстве)" осуществлять непосредственный│ │ │ │контроль за процессом конкурсного производства.│ │ │ │В силу статьи 116 Банк России может│ │ │ │инициировать ходатайство собрания кредиторов│ │ │ │или комитета кредиторов об отстранении│ │ │ │конкурсного управляющего от исполнения им своих│ │ │ │обязанностей. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │26.│В целях защиты интересов│Частью 4 статьи 20 Федерального закона "О│ │ │кредиторов необходимо разрешить│банках и банковской деятельности" определено,│ │ │совершение сделок по отчуждению│что с момента отзыва у кредитной организации│ │ │имущества кредитной организации│лицензии на осуществление банковских операций│ │ │до создания ликвидационной│до момента создания ликвидационной комиссии│ │ │комиссии в соответствии с│(ликвидатора) или назначения арбитражным судом│ │ │действующим законодательством│конкурсного управляющего запрещаются заключение│ │ │Российской Федерации только на│сделок кредитной организации и исполнение│ │ │основании решения собрания│обязательств по сделкам кредитной организации,│ │ │кредиторов либо комитета│за исключением сделок, связанных с текущими│ │ │кредиторов в случае, если│коммунальными и эксплуатационными платежами│ │ │последнему делегированы│кредитной организации, а также с выплатой│ │ │соответствующие полномочия с│выходных пособий и оплатой труда лиц,│ │ │уведомлением территориальных│работающих по трудовому договору (контракту), в│ │ │учреждений Банка России. │пределах сметы расходов, согласованной с Банком│ │ │ │России либо с уполномоченным представителем│ │ │ │Банка России в случае его назначения. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │27.│Каков порядок торгов правами│В соответствии со статьей 113 Федерального│ │ │требования должника при│закона "О несостоятельности (банкротстве)"│ │ │конкурсном производстве. │конкурсный управляющий вправе выставить на│ │ │ │открытые торги права требования должника, если│ │ │ │иной порядок продажи (уступки) прав требования│ │ │ │должника не установлен собранием кредиторов или│ │ │ │комитетом кредиторов. │ │ │ │Собрание (комитет) кредиторов может│ │ │ │предусмотреть порядок реализации прав│ │ │ │требования, например, путем возмездной уступки│ │ │ │третьим лицам в порядке, предусмотренном│ │ │ │статьями 382 - 390 ГК РФ. Собрание (комитет)│ │ │ │кредиторов вправе установить только возмездный│ │ │ │порядок уступки прав требования должника. │ │ │ │При этом обязательным условием должно являться│ │ │ │зачисление всех средств, полученных по сделке,│ │ │ │на корреспондентский счет кредитной│ │ │ │организации, открытый в Главном управлении│ │ │ │Банка России. │ │ │ │В соответствии с письмом Банка России от│ │ │ │22.06.98 N 04-33-3/2442 следует направлять в│ │ │ │Департамент по организации банковского│ │ │ │санирования информацию об активах кредитных│ │ │ │организаций, у которых отозваны лицензии на│ │ │ │осуществление банковских операций, подлежащих│ │ │ │продаже (реализации) в процессе ликвидации, в│ │ │ │том числе информацию о правах требования,│ │ │ │выставляемых на торги. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │28.│Может ли конкурсный управляющий│В соответствии с Законом РФ "О│ │ │(ликвидационная комиссия)│несостоятельности (банкротстве) предприятий" и│ │ │кредитной организации разместить│Федеральным законом "О несостоятельности│ │ │средства конкурсной массы на│(банкротстве)" целями конкурсного производства│ │ │депозитах в кредитных│является соразмерное удовлетворение требований│ │ │организациях или использовать эти│кредиторов, освобождение должника от долгов и│ │ │средства для приобретения ценных│его ликвидация, а не получение прибыли или│ │ │бумаг и в других коммерческих│создание дополнительных источников доходов. │ │ │целях. │Коммерческое использование средств конкурсной│ │ │ │массы связано с риском предпринимательской│ │ │ │деятельности и может привести к нарушению│ │ │ │имущественных интересов кредиторов. │ │ │ │Кроме того, статьей 105 Федерального закона "О│ │ │ │несостоятельности (банкротстве)" установлено,│ │ │ │что в ходе конкурсного производства конкурсный│ │ │ │управляющий обязан использовать только один│ │ │ │счет должника (основной счет должника), с│ │ │ │которого осуществляются выплаты кредиторам и│ │ │ │оплачиваются расходы, связанные с│ │ │ │осуществлением конкурсного производства. │ │ │ │Таким образом, размещение конкурсной массы на│ │ │ │депозит, а также приобретение ценных бумаг│ │ │ │противоречит положениям статьи 105 указанного│ │ │ │Федерального закона, а также целям конкурсного│ │ │ │производства. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │29.│Имеют ли право арбитражные│В соответствии со статьей 66 Кодекса законов о│ │ │управляющие и лица, привлекаемые│труде РФ правом на ежегодный оплачиваемый│ │ │ими к работе, на ежегодный│отпуск обладают все лица, работающие по│ │ │оплачиваемый отпуск. │трудовому договору на предприятиях и в│ │ │ │организациях, относящихся к любым формам│ │ │ │собственности, независимо от степени занятости,│ │ │ │места выполнения трудовых обязанностей,│ │ │ │занимаемой должности или выполняемой работы,│ │ │ │срока трудового договора и формы оплаты труда. │ │ │ │ В соответствии со статьей 19 Федерального│ │ │ │закона "О несостоятельности (банкротстве)"│ │ │ │арбитражным управляющим может быть назначено│ │ │ │только физическое лицо, зарегистрированное в│ │ │ │качестве индивидуального предпринимателя. Это│ │ │ │означает, что деятельность гражданина в│ │ │ │качестве арбитражного управляющего признается│ │ │ │индивидуальной предпринимательской│ │ │ │деятельностью, и при осуществлении своих│ │ │ │функций он не вступает в трудовые отношения ни│ │ │ │с должником, ни с назначившим его арбитражным│ │ │ │судом. │ │ │ │Лицам, привлеченным к работе конкурсным│ │ │ │управляющим на основании срочного трудового│ │ │ │договора, в том числе членам ликвидационной│ │ │ │комиссии, может быть предоставлен очередной│ │ │ │отпуск, если срок их работы по этому трудовому│ │ │ │договору составляет более 11 месяцев│ │ │ │непрерывной работы. В случае, если при наличии│ │ │ │у сотрудника права на отпуск конкурсное│ │ │ │производство завершено или находится на стадии│ │ │ │завершения, в соответствии со статьей 75│ │ │ │Кодекса законов о труде РФ, отпуск подлежит│ │ │ │замене денежной компенсацией, выплачиваемой из│ │ │ │средств ликвидируемого банка в пределах сметы,│ │ │ │утвержденной участниками (учредителями). │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │30.│В каком порядке перечисляются│При назначении ликвидатора арбитражным судом│ │ │средства обязательных резервов│средства обязательных резервов перечисляются на│ │ │при назначении ликвидатора│корреспондентский счет ликвидатора не позднее│ │ │кредитной организации. │следующего рабочего дня после его открытия. │ │ │ │При добровольной ликвидации кредитной│ │ │ │организации в соответствии со вторым абзацем│ │ │ │пункта 2 статьи 61 или пунктом 2 статьи 65 ГК│ │ │ │РФ средства обязательных резервов перечисляются│ │ │ │на корреспондентский счет ликвидатора не│ │ │ │позднее следующего рабочего дня после│ │ │ │согласования промежуточного ликвидационного│ │ │ │баланса с территориальным учреждением Банка│ │ │ │России. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │31.│В каком порядке должны│Порядок уничтожения печатей и штампов с│ │ │уничтожаться печати и штампы с│реквизитами коммерческих банков регулируется их│ │ │реквизитами кредитных│внутренними инструкциями по делопроизводству. │ │ │организаций, у которых отозваны│При ликвидации кредитной организации│ │ │лицензии на осуществление│уничтожение печатей и штампов, по мнению Банка│ │ │банковских операций. │России, должно производиться ликвидационной│ │ │ │комиссией (конкурсным управляющим) в│ │ │ │присутствии не менее трех человек - членов│ │ │ │ликвидационной комиссии с привлечением│ │ │ │представителей собрания (комитета) кредиторов,│ │ │ │осуществляющих контроль за ликвидацией│ │ │ │кредитной организации, и оформляться│ │ │ │соответствующим актом. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │32.│До какого момента осуществляется│Переоценка средств кредитной организации в│ │ │переоценка имущества кредитной│иностранной валюте после отзыва лицензии│ │ │организации в иностранной валюте│осуществляется до момента их списания│ │ │и счетов учета драгоценных│(реализации) в общеустановленном порядке с│ │ │металлов после отзыва у кредитной│отнесением курсовой разницы на балансовые счета│ │ │организации лицензии на│N N 61306, 61406 "Переоценка средств в│ │ │осуществление банковских│иностранной валюте". После списания│ │ │операций. │(реализации) всех средств в иностранной валюте│ │ │ │указанные балансовые счета закрываются путем│ │ │ │перенесения остатков на счета по учету доходов│ │ │ │и расходов. │ │ │ │Переоценка счетов учета драгоценных металлов│ │ │ │должна производиться до момента их реализации│ │ │ │по мере установления Банком России текущих│ │ │ │официальных цен. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │33.│Каков порядок передачи расчетных│После открытия корреспондентского счета│ │ │документов, числящихся в│ликвидационной комиссии кредитной организации│ │ │картотеке по внебалансовому счету│расчетные документы из картотеки к│ │ │N 90904 кредитной организации и│внебалансовому счету N 90904 кредитной│ │ │ее филиалов, после отзыва│организации в соответствии с пунктом 19│ │ │лицензии на осуществление│Положения о порядке проведения операций по│ │ │банковских операций. │списанию средств с корреспондентских счетов│ │ │ │(субсчетов) кредитных организаций от 01.03.96│ │ │ │N 244 передаются представителю ликвидационной│ │ │ │комиссии (конкурсному управляющему) по акту│ │ │ │приема - передачи с приложением описи, либо (по│ │ │ │договоренности) путем высылки заказным письмом│ │ │ │или бандеролью с уведомлением о вручении. │ │ │ │Опись расчетных документов составляется в двух│ │ │ │экземплярах, подписывается главным бухгалтером│ │ │ │и операционным работником на каждой странице и│ │ │ │заверяется печатью РКЦ. Один экземпляр описи│ │ │ │после передачи (пересылки) расчетных документов│ │ │ │остается в РКЦ вместе со вторым экземпляром│ │ │ │акта приема - передачи (либо с почтовой│ │ │ │квитанцией). │ │ │ │В таком же порядке ликвидационной комиссии│ │ │ │(конкурсному управляющему) или их представителю│ │ │ │по месту нахождения филиала передается│ │ │ │картотека по внебалансовому счету N 90904│ │ │ │филиалов ликвидируемой кредитной организации. │ ├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤ │34.│Имеют ли право Расчетно -│После отзыва лицензии на осуществление│ │ │кассовые центры принимать к│банковских операций прекращаются все операции│ │ │исполнению, помещать в картотеку│по балансовым и внебалансовым счетам, в том│ │ │к внебалансовому счету N 90904│числе и по внебалансовому счету N 90904. │ │ │"Не оплаченные в срок расчетные│В соответствии со статьей 98 Федерального│ │ │документы из-за отсутствия│закона "О несостоятельности (банкротстве)" все│ │ │средств на корреспондентском│требования к должнику могут быть предъявлены│ │ │счете кредитной организации"│только в рамках конкурсного производства.│ │ │платежные документы (в т.ч.│Очередность удовлетворения требований прописана│ │ │инкассовые поручения),│в статье 106 указанного Федерального закона. │ │ │предусматривающие платежи банка в│ │ │ │бюджет и внебюджетные фонды (3│ │ │ │группа очередности) в период│ │ │ │между датой получения приказа│ │ │ │Центрального банка РФ на отзыв│ │ │ │лицензии на осуществление│ │ │ │банковских операций и открытием│ │ │ │счета ликвидационной комиссии. │ │ └───┴─────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────────────┘