См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 1 августа 2008 г. N 94-Т

О ПРОВЕДЕНИИ АНКЕТИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В целях осуществления мониторинга использования кредитными организациями технологий дистанционного банковского обслуживания прошу провести их анкетирование по прилагаемому перечню вопросов.

Полученные от кредитных организаций результаты анкетирования в срок до 30 сентября 2008 года направить в Департамент банковского регулирования и надзора.

Доведите до сведения кредитных организаций содержание данного письма, за исключением Приложения 2 (не приводится).

Г.Г.МЕЛИКЬЯН

Приложение 1
к Письму Банка России
от 01.08.2008 N 94-Т
"О проведении анкетирования
кредитных организаций"

                                  Анкета
         "Сведения о применении кредитной организацией технологий
                 дистанционного банковского обслуживания"
┌────┬──────────────────────────────────────┬──────────────┬──────────────┐
│ N  │             Вид сведений             │  Содержание  │ Комментарии  │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│    │Общие сведения о кредитной организации│              │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│1.1 │Дата заполнения анкеты                │  дд.мм.гггг  │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│1.2 │Сокращенное фирменное наименование    │    текст     │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│1.3 │Регистрационный номер в Банке России  │     NNNN     │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│1.4 │Основной               государственный│NNNNNNNNNNNNNN│              │
│    │регистрационный номер                 │              │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│1.5 │Код региона нахождения по ОКАТО       │      NN      │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│1.6 │Наименование региона нахождения       │    текст     │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│    │Сведения   о   применении    кредитной│              │              │
│    │организацией технологий дистанционного│              │              │
│    │банковского обслуживания              │              │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│2.1 │Обслуживание с  использованием  систем│    ДА/НЕТ    │              │
│    │Банк-клиент                           │              │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│2.2 │SMS-банкинг                           │    ДА/НЕТ    │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│2.3 │WAP-банкинг                           │    ДА/НЕТ    │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│2.4 │Телефонный банкинг                    │    ДА/НЕТ    │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│2.5 │Обслуживание с применением программно-│    ДА/НЕТ    │              │
│    │технических устройств, предназначенных│              │              │
│    │для    осуществления    операций     с│              │              │
│    │использованием     платежных      карт│              │              │
│    │(банкоматы,             информационно-│              │              │
│    │транзакционные терминалы,  электронные│              │              │
│    │терминалы,   установленные   в   кассе│              │              │
│    │кредитной   организации,   электронные│              │              │
│    │терминалы, установленные в организации│              │              │
│    │торговли и услуг и т.п.).             │              │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│2.6 │Обслуживание с применением программно-│    ДА/НЕТ    │              │
│    │технических устройств, предназначенных│              │              │
│    │для   осуществления    операций    без│              │              │
│    │использования      платежных      карт│              │              │
│    │(банкоматы,   терминалы   коммерческих│              │              │
│    │организаций, терминалы автоматического│              │              │
│    │обмена валют, и т.п.).                │              │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│2.7 │Интернет-трейдинг                     │    ДА/НЕТ    │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│2.8 │Интернет-факторинг                    │    ДА/НЕТ    │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│2.9 │Услуги по торговле на рынке FOREX     │    ДА/НЕТ    │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│2.10│Обслуживание с  использованием  систем│    ДА/НЕТ    │              │
│    │денежных   переводов   без    открытия│              │              │
│    │банковского счета                     │              │              │
├────┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│2.11│Другие технологии ДБО                 │    текст     │              │
└────┴──────────────────────────────────────┴──────────────┴──────────────┘
    <Наименование должности единоличного            <Фамилия, инициалы>
      исполнительного органа кредитной
                организации>

Порядок
заполнения и представления анкеты "Сведения о применении
кредитной организацией технологий дистанционного
банковского обслуживания" <*>

--------------------------------

<*> Для целей настоящего Письма Банка России используются приведенные в тексте анкеты и Порядка заполнения анкеты термины и их определения, не содержащиеся в законодательстве Российской Федерации и нормативных актах Банка России (например - информационно-транзакционный терминал, терминал автоматического обмена валют, программно-техническое устройство, предназначенное для совершения операций без использования платежных карт).

Для предоставления в территориальное учреждение Банка России сведений о применении технологий дистанционного банковского обслуживания (далее - ДБО) кредитной организации необходимо использовать представленный шаблон анкеты в виде файла формата Microsoft Excel.

Сведения о применении технологий ДБО предоставляются в целом по кредитной организации. Отдельные анкеты по филиалам и внутренним структурным подразделениям не предоставляются.

Наименование файла, содержащего заполненную кредитной организацией анкету, составляется в соответствии с шаблоном вида: NN-RRRR.xls, где NN - код территориального образования, в котором зарегистрирована кредитная организация, и который соответствует Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО), а RRRR - регистрационный номер кредитной организации, присвоенный ей Банком России.

Например, файл с анкетой кредитной организации, находящейся в Алтайском крае (код по ОКАТО - 01) и имеющей регистрационный номер 123, будет иметь наименование: 01-123.xls, а файл с анкетой кредитной организации, находящейся в г. Москве (код по ОКАТО - 45) и имеющей регистрационный номер 4321, будет иметь наименование: 45-4321.xls.

В строке 1.1 указывается дата заполнения анкеты, например -"08.08.2008".

В строке 1.2 указывается сокращенное фирменное наименование кредитной организации на русском языке, например "ОАО АКБ "наименование".

В строке 1.3 указывается регистрационный номер кредитной организации, присвоенный ей Банком России, например - "3556-К" или "1427".

В строке 1.4 указывается основной государственный регистрационный номер кредитной организации (ОГРН) по данным Единого государственного реестра юридических лиц, например - "123456789012".

В строке 1.5 указывается код территориального образования, в котором зарегистрирована кредитная организация, в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (ОКАТО), например, для Читинской области - "76".

В строке 1.6 указывается наименование территориального образования, в котором зарегистрирована кредитная организация, в соответствии с ОКАТО, например, для кода 76 - "Читинская область".

В строке 2.1 указывается, применяет ли кредитная организация для обслуживания клиентов какие-либо разновидности систем Банк-Клиент. Под системой Банк-клиент понимается информационная система, которая предназначена для ведения в рамках ДБО клиентов финансового документооборота, обеспечивающего проведение банковских операций в безналичной форме (расчетов по банковским счетам физических и/или юридических лиц, купли-продажи иностранной валюты и др.) и/или других сделок (получение банковских выписок по счетам и операциям и др.) посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в т.ч. сети Интернет, проводных и радиотелефонных сетей, выделенных линий и каналов связи и др.).

В строке 2.2 указывается, применяются ли в кредитной организации в рамках ДБО клиентов системы SMS-банкинга. В качестве коммуникационной среды в системах такого рода используются сети телефонной связи (главным образом мобильной), в составе которых функционируют специальные службы (т.н. SMS: Short Message Service - служба коротких сообщений). Финансовый документооборот в таких системах организован исключительно с использованием SMS-сообщений, для формирования и приема которых клиенты используют подходящие терминальные устройства (мобильные телефоны, коммуникаторы, персональные компьютеры и др.).

В строке 2.3 указывается, применяются ли в кредитной организации в рамках ДБО клиентов системы WAP-банкинга. Для осуществления финансового документооборота в таких системах используются сети мобильной телефонной связи, поддерживающие протокол информационного обмена с сетью Интернет WAP: Wireless Application Protocol - протокол беспроводного приложения. Данный протокол позволяет клиенту с помощью оснащенного специализированной SIM-картой мобильного телефона передавать в защищенном режиме кредитной организации поручения и получать от нее необходимую информацию через т.н. WAP-сайты в сети Интернет. Интерфейс таких сайтов разработан специально для отображения на небольших экранах мобильных телефонов.

В строке 2.4 указывается, оказывает ли кредитная организация в рамках ДБО клиентов услуги телефонного банкинга. Для предоставления таких услуг используются сети телефонной связи общего пользования. Информационный обмен клиента с банком в этом случае происходит путем обмена речевыми сообщениями. Возможен также вариант передачи клиентом в банк команд с клавиатуры телефонного аппарата в виде тональных сигналов и получения из банка информации (например, об остатке на счете) в форме речевых сообщений.

В строке 2.5 указывается, осуществляет ли кредитная организация ДБО клиентов с применением программно-технических устройств, предназначенных для совершения операций с использованием платежных карт.

В этой строке под банкоматом понимается электронный программно-технический комплекс, предназначенный для совершения без участия уполномоченного работника кредитной организации операций выдачи (приема) наличных денежных средств с использованием платежных карт, и передачи распоряжений кредитной организации о перечислении денежных средств с банковского счета (счета вклада) клиента, а также для составления документов, подтверждающих соответствующие операции (см. пункт 1.3 Положения Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт").

Под информационно-транзакционным терминалом понимается устройство, аналогичное по функциональному назначению банкомату, но не выполняющее функции выдачи наличных денежных средств (за исключением выдачи сдачи при проведении валютно-обменных операций).

Под электронным терминалом, установленным в организации торговли и услуг (POS-терминал, от Point Of Sale - пункт продаж), понимается устройство, предназначенное для дистанционных расчетов за покупки (оказанные услуги) в торговых предприятиях (предприятиях обслуживания) с использованием платежных карт (платежных карт различных типов национальных и международных платежных систем - микропроцессорные карты, карты с магнитным носителем информации и др.).

Под электронным терминалом, установленным в кассе кредитной организации (POS-терминал), понимается устройство, предназначенное для совершения операций по приему и/или выдаче наличных денежных средств с использованием платежных карт и установленное в кассе кредитной организации.

В строке 2.6 указывается, осуществляет ли кредитная организация ДБО клиентов с применением программно-технических устройств, предназначенных для совершения операций без использования платежных карт.

В этой строке под банкоматом понимается принадлежащий кредитной организации электронный программно-технический комплекс, предназначенный для совершения без участия уполномоченного работника кредитной организации операций по приему наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги (далее - операции) для последующего перевода принятых наличных денежных средств в пользу лиц, оказывающих такие услуги (выполняющих такие работы), а также для составления документов, подтверждающих соответствующие операции.

Под терминалом коммерческой организации понимается принадлежащий коммерческой организации комплекс, предназначенный для совершения без участия уполномоченного работника кредитной организации операций по приему наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги для последующего перевода принятых наличных денежных средств в пользу лиц, оказывающих такие услуги (выполняющих такие работы), а также для составления документов, подтверждающих соответствующие операции (см. пункт 1 Указания Банка России от 20 июня 2007 года N 1842-У "О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями").

Под терминалом автоматического обмена валют понимается принадлежащий кредитной организации комплекс, аналогичный по функциональному назначению банкомату и предназначенный для совершения неопределенным кругом лиц без участия уполномоченного работника кредитной организации операций в наличной форме по покупке: иностранной валюты за валюту Российской Федерации и по продаже иностранной валюты за валюту Российской Федерации.

В строке 2.7 указывается, применяет ли кредитная организация в рамках ДБО клиентов через сеть Интернет системы Интернет-трейдинга. К их числу относятся такие информационные системы, которые предоставляют клиентам возможность совершать покупки и продажи ценных бумаг на фондовых рынках.

В строке 2.8 указывается, осуществляется ли кредитной организацией обслуживание клиентов с помощью систем Интернет-факторинга. К их числу относятся информационные системы, позволяющие клиентам в рамках ДБО через сеть Интернет вести информационный обмен с кредитной организацией, предусмотренный договорами на оказание факторинговых услуг (получение информации о состоянии расчетов с дебиторами, об объемах полученного финансирования, о размере вознаграждения, причитающегося кредитной организации за оказанные услуги, и др.).

В строке 2.9 указывается, предоставляются ли кредитной организацией в рамках ДБО клиентов через сеть Интернет с применением соответствующих информационных систем услуги по торговле иностранной валютой на рынке FOREX.

В строке 2.10 указывается, применяются ли в кредитной организации информационные системы, предназначенные для перевода без открытия счета денежных средств клиента при его личной явке в кредитную организацию (например - "Migom", "Анелик" и др.).

В случае применения кредитной организацией технологий ДБО, не указанных в анкете, в строке 2.11 приводится их краткое описание.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области