См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА

ПИСЬМО
от 1 апреля 2010 г. N 15-1-12/1476

О РАССМОТРЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ БАНКА РОССИИ

┌───┬───────────────────────────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ N │          Вопросы (предложения) кредитных организаций          │                         Комментарии                          │
│п/п│                                                               │                                                              │
├───┼───────────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│1  │По вопросу 1. Наличие испытываемых российским банковским       │1. Федеральным законом от 27 сентября 2009 года N 227-ФЗ "О   │
│   │сектором серьезных трудностей, вызванных мировым финансовым    │приостановлении действия отдельных положений статьи 48        │
│   │кризисом, является, по нашему мнению, достаточным основанием   │Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в   │
│   │для постановки перед Банком России вопроса о внесении          │банках Российской Федерации" введен до 31 декабря 2010 года   │
│   │изменений в отдельные законодательные акты, регулирующие       │включительно мораторий на действие пункта 2 части 3, пунктов  │
│   │деятельность банковского сектора страны. В частности, нам      │1 и 3 части 3.1 статьи 48 Федерального закона "О страховании  │
│   │представляется целесообразным приостановление до окончания     │вкладов физических лиц в банках Российской Федерации",        │
│   │острой фазы кризиса действия требований к банкам иметь оценку  │предусматривающих признание банка несоответствующим           │
│   │не ниже "удовлетворительно" по группе показателей оценки       │требованиям к участию в системе страхования вкладов в         │
│   │доходности, рассчитываемых в целях участия банков в системе    │случаях:                                                      │
│   │страхования вкладов и предусмотренных Федеральным законом N    │- невыполнения в течение шести месяцев подряд одного и того   │
│   │177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках          │же обязательного норматива;                                   │
│   │Российской Федерации". В декабре 2008 г. в соответствии с      │- наличия "неудовлетворительной" оценки по группам            │
│   │принятым Государственной Думой Законом N 270-ФЗ были внесены   │показателей оценки капитала, активов и ликвидности на шесть   │
│   │изменения и дополнения в текст Закона N 177-ФЗ "О страховании  │отчетных месячных отчетных дат подряд или на две отчетные     │
│   │вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", которые │квартальные даты подряд;                                      │
│   │несколько облегчили банкам выполнение требований к участию в   │- наличия "неудовлетворительной" оценки по группе             │
│   │системе страхования вкладов. Данные поправки затронули, прежде │показателей оценки доходности на две отчетные квартальные     │
│   │всего, вопросы соблюдения банками обязательных экономических   │даты подряд.                                                  │
│   │нормативов и значений групп показателей оценки ликвидности,    │                                                              │
│   │качества активов и достаточности капитала. В то же время, как  │                                                              │
│   │и ранее, продолжают оставаться жесткими требования о           │                                                              │
│   │соблюдении показателей группы оценки доходности, не            │                                                              │
│   │позволяющие банкам нарушать их предельное значение более 1     │                                                              │
│   │квартальной даты подряд.                                       │                                                              │
├───┼───────────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2  │По вопросу 3. В сложившихся обстоятельствах огромную роль      │3. Вопрос не ясен. В соответствии с общим подходом,           │
│   │играет кредитование предприятий среднего и малого бизнеса.     │изложенным в Положении Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О  │
│   │Вполне естественно, что для банка важным моментом является     │порядке формирования кредитными организациями резервов на     │
│   │четкое определение качества ссуд и прогнозирование финансового │возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней   │
│   │состояния его заемщиков, т.к. именно от этого зависит будущее  │задолженности" (далее - Положение N 254-П), при наличии       │
│   │состояние самого кредитора. Не назрела ли необходимость        │обеспечения по ссуде (оцениваемой на индивидуальной основе),  │
│   │пересмотреть порядок уменьшения создаваемого банками РВПС на   │предусмотренного главой 6 Положения N 254-П, резерв           │
│   │сумму полученного обеспечения?                                 │формируется с учетом данного обеспечения. По ссудам,          │
│   │                                                               │оцениваемым на портфельной основе, наличие обеспечения        │
│   │                                                               │учтено при установлении минимального размера резерва по       │
│   │                                                               │портфелям однородных ссуд.                                    │
│   │                                                               │Каких-либо исключений для ссуд, предоставленных субъектам     │
│   │                                                               │малого и среднего предпринимательства, Положением N 254-П не  │
│   │                                                               │предусмотрено.                                                │
├───┼───────────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│3  │По вопросу 6. Проинформировать о том, что делается по вопросу  │6. В соответствии с принципами эффективного банковского       │
│   │уменьшения объема отчетности коммерческих банков перед Банком  │надзора Базельского комитета по банковскому надзору (принцип  │
│   │России и уменьшения объема обязательных бумажных документов,   │21) "надзорный орган должен располагать всеобъемлющей         │
│   │хранящихся в коммерческих банках.                              │информацией относительно финансового положения,               │
│   │                                                               │рентабельности и рисках, принимаемых кредитными               │
│   │                                                               │организациями, как то данные о балансовых и внебалансовых     │
│   │                                                               │активах и пассивах, прибылях и убытках, достаточности         │
│   │                                                               │капитала, ликвидности, концентрации активов (в том числе, по  │
│   │                                                               │экономическим секторам, географии и видам валют), качестве    │
│   │                                                               │активов, резервах на потери по ссудам, операциях с            │
│   │                                                               │аффилированными лицами, процентном и рыночном рисках".        │
│   │                                                               │Существующая архитектура пруденциальной отчетности включает   │
│   │                                                               │в себя структурные отчеты, отчеты, характеризующие            │
│   │                                                               │рентабельность деятельности банка, отчеты о качестве          │
│   │                                                               │управления в кредитных организациях и отчеты о принимаемых    │
│   │                                                               │кредитными организациями рисках. При этом в указанных формах  │
│   │                                                               │отчетности отсутствует информация о таких видах риска, как    │
│   │                                                               │процентном риске, риске концентрации на консолидированном     │
│   │                                                               │уровне, об операциях со связанными сторонами. В связи с чем,  │
│   │                                                               │предполагается введение соответствующих новых форм            │
│   │                                                               │отчетности. Введением новых форм отчетности будет             │
│   │                                                               │сопровождаться и внедрение в Российской Федерации Базеля И.   │
│   │                                                               │Относительно совершенствования форм отчетности - работа       │
│   │                                                               │проводится на постоянной основе. Данная работа                │
│   │                                                               │осуществляется в нескольких направлениях: совершенствование   │
│   │                                                               │действующих форм, исключение из форм дублирующей информации,  │
│   │                                                               │отмена неэффективных форм отчетности в пользу более           │
│   │                                                               │информативных форм отчетности. При этом, учитывая, что        │
│   │                                                               │содержательное уточнение действующих форм в ряде случаев      │
│   │                                                               │повышает трудоемкость их составления, предполагается          │
│   │                                                               │предусмотреть постепенный переход для большинства форм        │
│   │                                                               │пруденциальной отчетности с ежемесячного режима               │
│   │                                                               │представления на ежеквартальный. Ежемесячный (а в отдельных   │
│   │                                                               │случаях и более частый) режим представления отчетности        │
│   │                                                               │предполагается сохранить в отношении банков, испытывающих в   │
│   │                                                               │своей деятельности проблемы.                                  │
├───┼───────────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│4  │По вопросу 9. В Положении N 254-П предлагается не учитывать    │9. Предложение не учитывать при оценке финансового положения  │
│   │при оценке финансового положения заемщиков наличие негативных  │заемщиков наличие негативных явлений (тенденций) в их         │
│   │явлений (тенденций) в их деятельности, а также наличие у       │деятельности, а также наличие у заемщиков - юридических лиц   │
│   │заемщиков - юридических лиц скрытых потерь и просрочки по      │скрытых потерь и просрочки по выплате заработной плате перед  │
│   │выплате заработной плате перед работниками.                    │работниками не поддерживается.                                │
│   │                                                               │Подпунктом 3.4.1 Положения N 254-П установлены                │
│   │                                                               │обстоятельства в деятельности заемщика, при наличии которых   │
│   │                                                               │его финансовое положение не может быть оценено как хорошее,   │
│   │                                                               │в связи с тем, что данные обстоятельства могут                │
│   │                                                               │свидетельствовать о наличии в отношении заемщика повышенного  │
│   │                                                               │кредитного риска. Реализация данного предложения, в нашем     │
│   │                                                               │понимании, привела бы к существенной недооценке рисков,       │
│   │                                                               │принимаемых кредитными организациями при предоставлении       │
│   │                                                               │ссуд, и, в связи с этим, к увеличению угрозы интересам        │
│   │                                                               │кредиторов (вкладчиков).                                      │
│   │                                                               │Отмечаем, что факт наличия скрытых потерь рассматривается     │
│   │                                                               │как фактор, ухудшающий оценку финансового положения           │
│   │                                                               │заемщика, если их размер равен или превышает 25% чистых       │
│   │                                                               │активов заемщика, то есть существенен.                        │
├───┼───────────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│5  │По вопросу 10. Банк приобретает паи различных закрытых ПИФов,  │10. В соответствии с Письмом Банка России от 04.09.2009       │
│   │находящихся под управлением одной и той же Управляющей         │N 106-Т "Об особенностях оценки рисков банков в отношении     │
│   │Компании. Как Банк в данном случае должен рассчитывать         │вложений в паи закрытых паевых инвестиционных фондов" расчет  │
│   │норматив на одного заемщика: по суммарному объему купленных    │норматива максимального размера риска на одного               │
│   │паев одной УК; по объему инвестиций в каждый фонд отдельно; по │заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) на управляющую   │
│   │активам, входящих в состав ПИФ.                                │компанию паевого инвестиционного фонда не осуществляется в    │
│   │                                                               │силу того, что риск кредитной организации, приобретшей пай    │
│   │                                                               │паевого инвестиционного фонда, не связан с ухудшением         │
│   │                                                               │финансового состояния управляющей компании паевого            │
│   │                                                               │инвестиционного фонда, поскольку в соответствии с             │
│   │                                                               │требованиями Федерального закона "Об инвестиционных фондах"   │
│   │                                                               │имущество, составляющее инвестиционный фонд, обособляется от  │
│   │                                                               │имущества управляющей компании и передача имущества в         │
│   │                                                               │доверительное управление не влечет перехода права             │
│   │                                                               │собственности на него к доверительному управляющему           │
│   │                                                               │(управляющей компании паевого инвестиционного фонда). Вместе  │
│   │                                                               │с тем, в настоящее время прорабатывается вопрос о             │
│   │                                                               │целесообразности установления требования о расчете норматива  │
│   │                                                               │Н6 на управляющую компанию. При этом нахождение нескольких    │
│   │                                                               │фондов под управлением одной управляющей компании будет       │
│   │                                                               │рассматриваться в качестве основания для объединения их в     │
│   │                                                               │группу связанных лиц.                                         │
│   │                                                               │Расчет обязательных нормативов, в том числе норматива         │
│   │                                                               │достаточности собственных средств (капитала) НI производится  │
│   │                                                               │кредитной организацией в отношении активов паевых             │
│   │                                                               │инвестиционных фондов по данным отчета управляющей компании.  │
├───┼───────────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│6  │По вопросу 11. Внедрение первого компонента Базель II в части  │11. При подготовке изменений в Инструкцию Банка России от     │
│   │оценки операционного риска на основе базового индикативного    │16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков"        │
│   │подхода приводит к прямому увеличению требований к капитальной │(далее - Инструкция N 110-И) в части реализации Упрощенного   │
│   │базе банков и потребует от кредитных организаций               │стандартизированного подхода Базеля II Банком России была     │
│   │"перераспределения" капитала "в пользу" операционного риска. В │проведена оценка влияния нового порядка расчета на значение   │
│   │ближайшей перспективе это может ограничить кредитный потенциал │норматива НI. По банковской системе в целом учет показателя   │
│   │банков. Расчет капитала на покрытие операционного риска,       │операционного риска (определяемого согласно Базовому          │
│   │основанный на базовом индикативном подходе означает завышенную │индикативному подходу Базеля II) при расчете норматива НI не  │
│   │оценку величины капитала, не связанную с реальным уровнем      │повлек существенного изменения данного норматива. В           │
│   │операционного риска, принимаемого банком.                      │результате пересчета норматива НI при условии включения       │
│   │                                                               │показателя операционного риска в расчет норматива НI в        │
│   │                                                               │размере 40% расчетной величины значение норматива НI в        │
│   │                                                               │целом по банковской системе снизилось незначительно (с        │
│   │                                                               │18,515 до 17,533, т.е. на 5%) <*>. Включение показателя       │
│   │                                                               │операционного риска в расчет норматива НI в размере 100%      │
│   │                                                               │расчетной величины повлекло бы за собой снижение значения     │
│   │                                                               │норматива НI в целом по банковской системе на 10,3% (до       │
│   │                                                               │16,611) <**>. У банков, входящих в рабочую группу по          │
│   │                                                               │внедрению Базеля II, значение норматива НI с учетом           │
│   │                                                               │включения в его расчет величины операционного риска также     │
│   │                                                               │изменилось незначительно.                                     │
│   │                                                               │Одновременно отмечаем, что с учетом предложений банковского   │
│   │                                                               │сообщества Положение Банка России от 03.11.2009 N 346-П "О    │
│   │                                                               │порядке расчета размера операционного риска" предусматривает  │
│   │                                                               │поэтапное включение показателя операционного риска в расчет   │
│   │                                                               │норматива НI: в размере 40% расчетной величины операционного  │
│   │                                                               │риска в течение первого года применения документа (т.е. с     │
│   │                                                               │01.07.2010), 70% и 100% в последующие два года применения     │
│   │                                                               │соответственно.                                               │
│   │                                                               │Кроме того, отмечаем следующее. В части реализации            │
│   │                                                               │соответствующих подходов Банк России исходит из взятой        │
│   │                                                               │Россией ответственности на высшем политическом уровне как     │
│   │                                                               │члена "Группы 20" и члена БКБН, после официального одобрения  │
│   │                                                               │БКБН предложенных подходов внести соответствующие изменения   │
│   │                                                               │в нормативную базу Банка России. На данный момент Банком      │
│   │                                                               │России принято решение о внедрении Базового индикативного     │
│   │                                                               │подхода Базеля II, в основу которого при расчете размера      │
│   │                                                               │операционного риска положен валовый доход кредитной           │
│   │                                                               │организации. При этом в настоящее время БКБН проводит работу  │
│   │                                                               │по оценке показателя валового дохода банков на предмет того,  │
│   │                                                               │насколько указанная величина отражает размер операционного    │
│   │                                                               │риска, понесенного банками. При принятии БКБН решения о       │
│   │                                                               │применении альтернативного либо дополнительного показателя в  │
│   │                                                               │целях расчета операционного риска Банком России будут внесены │
│   │                                                               │соответствующие изменения в нормативную базу.                 │
├───┼───────────────────────────────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│   │-------------------------------------                                                                                         │
│   │<*> Значение данного норматива снизилось у 860 банков, увеличилось у 212 и осталось неизменным у 5.                           │
│   │<**> Значение данного норматива снизилось у 997 банков, увеличилось у 75 и осталось неизменным у 5.                           │
├───┼───────────────────────────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│7  │По вопросу 12. При оценке рисков по договорам факторинга       │12. Предложение не поддерживается. При оценке кредитного      │
│   │(оцениваются не клиенты, подписывающие договора финансирования │риска по сделкам факторинга кредитным организациям            │
│   │и выступающие солидарными ответчиками, а дебиторы), отражение  │необходимо руководствоваться следующим подходом.              │
│   │рисков через резервы часто оказывается не объективным по       │Если по договору финансирования под уступку денежного         │
│   │техническим причинам - дебиторы, не являясь обязанной          │требования, заключенного в соответствии с главой 43 ГК РФ,    │
│   │стороной, не представляют банку свою финансовую отчетность.    │финансовый агент (кредитная организация) осуществляет         │
│   │Предложение - внести изменение в Положение N 254-П,            │финансирование клиента до уступки денежного требования к      │
│   │позволяющее оценивать риски по одному из солидарно             │должнику, то оценка кредитного риска до уступки денежного     │
│   │ответственных лиц по кредитному договору на выбор банка.       │требования осуществляется в отношении данного клиента. После  │
│   │                                                               │уступки денежного требования оценка кредитного риска          │
│   │                                                               │осуществляется в отношении должника с учетом его финансового  │
│   │                                                               │положения и качества обслуживания им долга.                   │
│   │                                                               │Такой подход основан на том, что клиент не отвечает за        │
│   │                                                               │неисполнение или ненадлежащее исполнение должником            │
│   │                                                               │требования, являющегося предметом уступки, в случае           │
│   │                                                               │предъявления его финансовым агентом к исполнению, если иное   │
│   │                                                               │не предусмотрено договором между клиентом и финансовым        │
│   │                                                               │агентом (п. 3 ст. 827 ГК РФ). Исполнение обязательств может   │
│   │                                                               │обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества      │
│   │                                                               │должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и   │
│   │                                                               │другими способами, предусмотренными законом или договором     │
│   │                                                               │(п. 1 ст. 329 ГК РФ).                                         │
│   │                                                               │Ответственность клиента за неисполнение или ненадлежащее      │
│   │                                                               │исполнение должником денежного требования, являющегося        │
│   │                                                               │предметом уступки по договору финансирования под уступку      │
│   │                                                               │денежного требования, заключенного в соответствии с главой    │
│   │                                                               │43 ГК РФ, в целях Положения N 254-П рассматривается в         │
│   │                                                               │качестве обеспечения II категории качества для определения    │
│   │                                                               │размера резерва с учетом положений главы 6 Положения N 254-П, │
│   │                                                               │т.е. используется для определения размера резерва в           │
│   │                                                               │порядке, аналогичном порядку определения размера резерва в    │
│   │                                                               │случае, когда обеспечением являются поручительство,           │
│   │                                                               │гарантия (банковская гарантия), аваль и (или) акцепт          │
│   │                                                               │векселя.                                                      │
│   │                                                               │Указанный подход введен в Положение N 254-П Указанием Банка   │
│   │                                                               │России от 19.12.2008 N 2155-У "О внесении изменений в         │
│   │                                                               │Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О       │
│   │                                                               │порядке формирования кредитными организациями резервов на     │
│   │                                                               │возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней   │
│   │                                                               │задолженности".                                               │
│   │                                                               │Учитывая характер данных сделок и в ряде случаев              │
│   │                                                               │ограниченные возможности получения кредитными организациями   │
│   │                                                               │официальной отчетности должников, оценку их финансового       │
│   │                                                               │положения следует осуществлять на основании анализа всей      │
│   │                                                               │имеющейся и доступной информации, уделяя особое внимание      │
│   │                                                               │сложившейся практике взаимоотношений банка с должниками по    │
│   │                                                               │сделке, своевременном и полном исполнении ими обязательств    │
│   │                                                               │перед банком и иными кредиторами, информации о кредитной      │
│   │                                                               │истории должника и т.д. Оценка финансового положения          │
│   │                                                               │должника может быть осуществлена кредитной организацией на    │
│   │                                                               │основании анализа его годовой финансовой отчетности, а также  │
│   │                                                               │на основании отчетности, полученной из открытых источников    │
│   │                                                               │(в том числе на интернет-сайтах, сайтах аналитических и       │
│   │                                                               │рейтинговых агентств и т.д.), в целях оценки риска по         │
│   │                                                               │заемщику. При этом кредитная организация должна стремиться    │
│   │                                                               │получить максимально полную информацию о должнике и           │
│   │                                                               │проверить ее достоверность.                                   │
│   │                                                               │Необходимо отметить, что некоторые кредитные организации      │
│   │                                                               │практикуют кредитование заемщиков с обеспечением в виде       │
│   │                                                               │договора уступки денежных требований к третьему лицу          │
│   │                                                               │(должнику). Такого рода сделки в ряде случаев неверно         │
│   │                                                               │трактуются кредитными организациями как факторинговые         │
│   │                                                               │сделки.                                                       │
│   │                                                               │Такие договорные отношения (банк осуществляет кредитование    │
│   │                                                               │заемщика (клиента) с обеспечением в виде договора уступки     │
│   │                                                               │денежных требований к третьему лицу (дебитору)) в отличие от  │
│   │                                                               │сделок, заключенных в рамках главы 43 Гражданского кодекса    │
│   │                                                               │Российской Федерации, следует рассматривать как кредитные и   │
│   │                                                               │не подпадающие под требования указанной главы Гражданского    │
│   │                                                               │кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае       │
│   │                                                               │обязательством со стороны заемщика является возврат заемных   │
│   │                                                               │средств, а договор уступки денежных требований к третьему     │
│   │                                                               │лицу выступает в качестве обеспечения по кредитному           │
│   │                                                               │договору. При этом расчет кредитного риска до момента         │
│   │                                                               │неисполнения клиентом обязательств по возврату средств        │
│   │                                                               │следует осуществлять в отношении клиента.                     │
│   │                                                               │Отмечаем, что сумму финансирования по факторингу следует      │
│   │                                                               │относить к просроченной с даты неисполнения обязательств      │
│   │                                                               │дебитора перед кредитной организацией - финансовым агентом.   │
│   │                                                               │В соответствии с требованиями Положения N 254-П               │
│   │                                                               │профессиональное суждение об уровне кредитного риска должно   │
│   │                                                               │оформляться по каждой предоставленной ссуде.                  │
│   │                                                               │Одновременно отмечаем, что проблема оценки финансового        │
│   │                                                               │положения дебиторов по сделкам факторинга в условиях          │
│   │                                                               │ограниченных возможностей по получению информации на          │
│   │                                                               │периодической основе может быть разрешена банком при условии  │
│   │                                                               │оценки требований по сделкам факторинга на портфельной        │
│   │                                                               │основе.                                                       │
├───┼───────────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│8  │По вопросу 13. Кредиты и риски:                                │                                                              │
│   │1. Признается ли ссуда реструктурированной в случае, если      │13.1. В соответствии с подпунктом 3.7.2.2 Положения N 254-П   │
│   │существенные условия договора по ссуде изменены в сторону,     │под реструктуризацией понимается изменение на основании       │
│   │более благоприятную для заемщика, а обслуживание долга         │соглашений с заемщиком существенных условий первоначального   │
│   │признается хорошим (в соответствии с п. 3.7.2.2 Положения      │договора в сторону, более благоприятную для заемщика.         │
│   │254-П, т.к. платежи по ссуде осуществляются своевременно и в   │Аналогичный подход используется и при заполнении формы        │
│   │полном объеме, а финансовое положение заемщика в течение       │0409117 "Данные о крупных ссудах" (пункты 15, 16 Порядка      │
│   │последнего завершенного и текущего года может быть оценено не  │составления и представления отчетности).                      │
│   │хуже, чем среднее)? Подлежит ли такая ссуда отражению в        │                                                              │
│   │отчетности по ф. 117 как реструктурированная?                  │                                                              │
│   │                                                               │                                                              │
│   │2. Планируется ли до конца текущего года введение обязанности  │13.2. Поскольку Базовый индикативный подход Базеля II не      │
│   │формирования резервов под операционные потери (операционный    │предусматривает формирование резервов на покрытие             │
│   │риск) и включение данных резервов в расчет                     │операционных рисков, введение обязанности формирования        │
│   │норматива НI?                                                  │указанных резервов, а также их включение в расчет норматива   │
│   │                                                               │НI Банком России в настоящее время не планируется.            │
│   │                                                               │                                                              │
│   │3. Возможно ли, по мнению Банка России, временное "смягчение"  │3.3. Предложение о смягчении подходов к оценке финансового    │
│   │методик по оценке кредитных рисков в части снижения требований │положения заемщиков по аналогии с подходами,                  │
│   │при оценке фин. положения (по аналогии с оценкой качества      │предусмотренными Указанием Банка России от 23.12.2008 N 2156-У│
│   │обслуживания долга)?                                           │"Об особенностях оценки кредитного риска по выданным          │
│   │                                                               │ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" в         │
│   │                                                               │отношении оценки качества обслуживания долга, не              │
│   │                                                               │поддерживается.                                               │
│   │                                                               │Реализация данного предложения, в нашем понимании, привела    │
│   │                                                               │бы к существенной недооценке рисков, принимаемых кредитными   │
│   │                                                               │организациями при предоставлении ссуд, и, в связи с этим, к   │
│   │                                                               │увеличению угрозы интересам кредиторов (вкладчиков).          │
│   │                                                               │                                                              │
│   │4. В рамках Положения N 254-П (с учетом Указания N 2156-У) при │13.4. Предложение об увеличении длительности просроченной     │
│   │просрочке исполнения обязательства до 60 дней допускается      │задолженности по долговым обязательствам и дебиторской        │
│   │оценивать качество обслуживания как "среднее", при этом в      │задолженности, подлежащих классификации в V категорию         │
│   │рамках 283-П просрочка исполнения обязательства свыше 30 дней  │качества в соответствии с требованиями Положения Банка        │
│   │классифицируется как 5 категория качества. Планируется         │России от 20.03.2006 N 283-П "О порядке формирования          │
│   │внесение изменений (временных) с целью унификации подходов по  │кредитными организациями резервов на возможные потери"        │
│   │оценке рисков?                                                 │(далее - Положение N 283-П), не поддерживается в связи с      │
│   │                                                               │отсутствием достаточных содержательных оснований,             │
│   │                                                               │позволяющих относить просроченную свыше 30 календарных дней   │
│   │                                                               │задолженность к IV категории качества с возможной шкалой      │
│   │                                                               │формирования резерва в пределах от 51% до 100%. Одновременно  │
│   │                                                               │отмечаем, что в рамках Положения N 254-П длительность         │
│   │                                                               │просроченной задолженности рассматривается в качестве одного  │
│   │                                                               │из критериев оценки кредитного риска по ссудам, что не        │
│   │                                                               │позволяет говорить об унификации подходов.                    │
│   │                                                               │Кроме того, применение действующего подхода в рамках          │
│   │                                                               │Положения N 283-П соотносится с подходом, применяемым для     │
│   │                                                               │целей расчета регулятивного капитала, в соответствии с        │
│   │                                                               │которым просроченная свыше 30 календарных дней                │
│   │                                                               │дебиторская задолженность принимается в уменьшение            │
│   │                                                               │источников собственных средств (капитала) кредитной           │
│   │                                                               │организации.                                                  │
│   │                                                               │                                                              │
│   │5. Банк (финансовый агент) заключает с Клиентом Договор о      │13.5 и 13.6. См. п. 7.                                        │
│   │финансировании под уступку денежных требований (факторинг) к   │                                                              │
│   │Дебиторам (должникам Клиента). В случае несоблюдения Дебитором │                                                              │
│   │срока платежа по поставке, требования по которой уступлены     │                                                              │
│   │Клиентом Банку, Банк имеет возможность выставить регрессные    │                                                              │
│   │требования к Клиенту о возврате сумм финансирования по данной  │                                                              │
│   │поставке.                                                      │                                                              │
│   │Регрессные требования выставляются Клиенту по истечении        │                                                              │
│   │установленного Договором срока просрочки, допущенной           │                                                              │
│   │Дебитором (например, по истечении 15 календарных дней).        │                                                              │
│   │Регресс должен быть погашен Клиентом в течение, например, 3-х  │                                                              │
│   │дней.                                                          │                                                              │
│   │Для целей формирования отчетности в Банк России с какого       │                                                              │
│   │момента следует относить сумму финансирования по факторингу к  │                                                              │
│   │просроченным активам: с даты возникновения просрочки у         │                                                              │
│   │Дебитора или с даты возникновения просрочки по регрессу у      │                                                              │
│   │Клиента?                                                       │                                                              │
│   │6. В рамках Договора о финансировании под уступку денежных     │                                                              │
│   │требований (факторинг) Банк предоставляет Клиенту              │                                                              │
│   │финансирование отдельными суммами под уступку требований       │                                                              │
│   │Клиента к Дебитору по каждой отдельной поставке товаров/услуг. │                                                              │
│   │Ссудой при этом признается сумма предоставленного              │                                                              │
│   │финансирования по каждой поставке. При этом количество         │                                                              │
│   │поставок в адрес одного и того же Дебитора может быть большим. │                                                              │
│   │Профессиональное суждение об уровне кредитного риска должно    │                                                              │
│   │выноситься Банком по каждой отдельной поставке или по всем     │                                                              │
│   │поставкам на одного Дебитора в целом?                          │                                                              │
├───┼───────────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│9  │По вопросу 14.1. Планируется ли изменение предельного значения │14.1. Изменение предельного значения норматива НI и введение  │
│   │норматива достаточности капитала НI и введение обязательного   │норматива максимального размера кредитного риска на группу    │
│   │норматива максимального размера кредитного риска на группу     │экономически связанных заемщиков как самостоятельного         │
│   │экономически связанных заемщиков (Н6.1)?                       │норматива не планируется. При этом в настоящее время ведется  │
│   │                                                               │работа над проектом Федерального закона "О внесении           │
│   │                                                               │изменений в Федеральные законы "О банках и банковской         │
│   │                                                               │деятельности" и "О Центральном Банке Российской Федерации     │
│   │                                                               │(Банке России)", который предусматривает, в частности,        │
│   │                                                               │внесение изменений в статью 64 Федерального закона N 86-ФЗ    │
│   │                                                               │"О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" в   │
│   │                                                               │части уточнения понятия группы связанных заемщиков для        │
│   │                                                               │расчета норматива Н6. Предполагается, что в новой редакции    │
│   │                                                               │статьи для целей определения связи заемщиков наряду с         │
│   │                                                               │"юридическим" подходом также будет предусмотрен               │
│   │                                                               │"экономический" подход. После вступления в силу изменений в   │
│   │                                                               │федеральное законодательство будут внесены соответствующие    │
│   │                                                               │уточнения в нормативный акт Банка России.                     │
│   │                                                               │                                                              │
│   │По вопросу 14.3. Порядок контроля Банком России и/или          │14.3. См. п. 1.                                               │
│   │отделениями Московского ГТУ Банка России выполнения банками -  │                                                              │
│   │членами системы страхования вкладов показателей финансовой     │                                                              │
│   │устойчивости (Указание от 16.01.2004 N 1379-У "Об оценке       │                                                              │
│   │финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной │                                                              │
│   │для участия в системе страхования вкладов"). В период          │                                                              │
│   │экономического кризиса будет ли изменена позиция Банка России  │                                                              │
│   │в отношении соблюдения показателей финансовой устойчивости     │                                                              │
│   │кредитных организаций и мер, принимаемых к банкам, нарушающим  │                                                              │
│   │допустимые границы тех или иных показателей?                   │                                                              │
├───┼───────────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│10 │По вопросу 15. Кредитные операции.                             │15.1. Ссуды, предоставленные кредитной организацией           │
│   │15.1. Ссуда предоставлена заемщику, финансовое положение       │заемщикам и использованные указанными заемщиками прямо либо   │
│   │которого оценивается как среднее, и направлена на погашение    │косвенно (через третьих лиц) на погашение обязательств        │
│   │ссуды другого заемщика, качество обслуживания долга по которой │других заемщиков перед данной кредитной организацией либо     │
│   │"среднее". Относится ли данная ситуация к п. 3.7.3.3           │перед другими кредитными организациями, должны                │
│   │Положения N 254-П, должно ли качество обслуживания долга по    │классифицироваться на основании п. 3.13.6 Положения N 254-П   │
│   │вновь выданной ссуде оцениваться как "плохое"?                 │не выше, чем в III категорию качества с формированием         │
│   │                                                               │резерва не менее 21%.                                         │
│   │                                                               │Данное ограничение введено с целью пресечения случаев         │
│   │                                                               │искусственного завышения величины собственных средств         │
│   │                                                               │(капитала) кредитной организации при использовании ее         │
│   │                                                               │инвесторами ненадлежащих активов и сокрытия реальных          │
│   │                                                               │кредитных рисков, возникающих при предоставлении таких ссуд.  │
│   │                                                               │В случае если анализ деятельности заемщика и его              │
│   │                                                               │контрагентов демонстрирует реальную оборачиваемость средств,  │
│   │                                                               │предоставленных в кредит, отражающую нормальный               │
│   │                                                               │хозяйственный оборот кредитуемого заемщика и его              │
│   │                                                               │контрагентов, уполномоченный орган управления (орган)         │
│   │                                                               │кредитной организации в соответствии с п. 3.10 Положения N    │
│   │                                                               │254-П вправе принять решение о повышении категории качества   │
│   │                                                               │такой ссуды, если финансовое положение заемщика в течение     │
│   │                                                               │последнего завершенного и текущего года обоснованно           │
│   │                                                               │оценивалось кредитной организацией как хорошее в              │
│   │                                                               │соответствии с п. 3.3 Положения N 254-П.                      │
│   │                                                               │Информация о принятии данного решения должна отражаться       │
│   │                                                               │кредитной организацией в общеустановленном порядке в форме    │
│   │                                                               │отчетности 0409115 "Информация о качестве активов кредитной   │
│   │                                                               │организации" с учетом требований п. 3.10 Положения N 254-П.   │
│   │                                                               │                                                              │
│   │15.2. Является ли условие уплаты процентов по кредитному       │15.2. Факт предоставления кредитной организацией заемщику     │
│   │договору по окончанию срока действия договора предоставлением  │ссуды на льготных условиях (льготный размер процентов по      │
│   │ссуды на льготных условиях в соответствии с п. 3.9.2 Положения │ссуде, уплачиваемых в конце срока ссуды) может                │
│   │N 254-П.                                                       │рассматриваться в качестве иного существенного фактора риска  │
│   │                                                               │по ней в соответствии с п. 3.9.2 Положения N 254-П,           │
│   │                                                               │понижающего категорию качества ссуды.                         │
│   │                                                               │                                                              │
│   │15.3. Ссуда реструктурирована и на основании Протокола         │15.3. При повторной реструктуризации ссуды, качество          │
│   │заседания Дирекции Банка отнесена в более высокую категорию    │обслуживания долга по которой на основании первой             │
│   │качества (при "среднем" финансовом положении). Т.о. качество   │реструктуризации признано средним, при отсутствии по ней      │
│   │обслуживания долга оценивается как "хорошее".                  │дополнительных ухудшающих факторов (например, просроченных    │
│   │По итогам очередного анализа финансовое положение оценивается  │платежей по основному долгу и/или процентам), может           │
│   │как "плохое", при этом Протокол заседания Дирекции Банка об    │признаваться средним. При этом, в нашем понимании, при        │
│   │отнесении ссуды в более высокую категорию качества теряет свою │формировании резерва на возможные потери по такой ссуде       │
│   │силу и качество обслуживания долга оценивается как             │кредитной организацией должен быть реализован                 │
│   │"среднее". Кредит относится к 4 категории качества. После      │дифференцированный подход, имея в виду формирование           │
│   │этого ссуда во второй раз реструктурируется. Должно ли         │повышенного резерва при повторной реструктуризации ссуды по   │
│   │качество обслуживания долга по прежнему оставаться "средним"   │отношению к размеру резерва, формируемого при первоначальной  │
│   │или признаваться "неудовлетворительным"?                       │реструктуризации.                                             │
│   │Касательно данного вопроса в Положении N 254-П есть только     │                                                              │
│   │один пункт:                                                    │                                                              │
│   │Пункт 3.7.3.2 "Обслуживание долга признается                   │                                                              │
│   │неудовлетворительным, если ссуда реструктурирована, и по ней   │                                                              │
│   │имеются просроченные платежи по основному долгу и (или) по     │                                                              │
│   │процентам, а финансовое положение заемщика оценивается как     │                                                              │
│   │плохое в соответствии с п. 3.3 настоящего положения".          │                                                              │
├───┼───────────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│11 │По вопросу 17. Согласно Инструкции Банка России от 16.01.2004 N│17. Согласно пункту 4.6 Инструкции Банка России N 110-И для   │
│   │110-И "Об обязательных нормативах банков" норматив Н6          │оценки кредитного риска на (взаимо)связанных заемщиков в      │
│   │рассчитывается по группе связанных заемщиков, являющихся в     │основу определения связи заемщиков положено наличие между     │
│   │соответствии со статьей 64 Федерального закона "О Центральном  │ними связей по капиталу (участие в капитале) либо             │
│   │банке Российской Федерации (Банке России)" по отношению друг к │организационно-управленческих связей, позволяющих одному      │
│   │другу зависимыми или основными и дочерними.                    │заемщику прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывать     │
│   │В целях отнесения хозяйственных обществ к группе связанных     │существенное влияние на решения, принимаемые органами         │
│   │заемщиков применяются правила статей 105 и 106 Гражданского    │управления другого заемщика (других заемщиков), или третьему  │
│   │кодекса Российской Федерации.                                  │лицу оказывать существенное прямое или косвенное влияние на   │
│   │В иных случаях заемщики - юридические лица включаются в группу │решения, принимаемые органами управления других заемщиков.    │
│   │связанных заемщиков, если один из заемщиков может оказывать    │Исходя из общих подходов Инструкции N 110-И, в предложенном   │
│   │прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на │к рассмотрению случае наличие физического лица, являющегося   │
│   │решения, принимаемые органами управления другого заемщика      │акционером двух юридических лиц с долей участия в каждом из   │
│   │(других заемщиков), или третье лицо, которое может также       │которых более 20%, является достаточным основанием для        │
│   │являться самостоятельным заемщиком, оказывает существенное     │объединения юридических лиц в группу связанных заемщиков в    │
│   │прямое или косвенное влияние на решения, принимаемые органами  │случае, если пакеты акций, принадлежащие физическому лицу,    │
│   │управления другого заемщика (других заемщиков). Понятие        │являются блокирующими при принятии любого решения по          │
│   │"существенное влияние" применяется в настоящей Инструкции в    │вопросам, отнесенным к исключительной компетенции общего      │
│   │значении, определенном в статье 4 Федерального закона "О       │собрания участников указанных юридических лиц, а также        │
│   │банках и банковской деятельности".                             │позволяет физическому лицу единолично принимать решение по    │
│   │Норматив Н6 рассчитывается также по группе связанных           │вопросам, когда требуется простое большинство голосов         │
│   │заемщиков, если заемщики:                                      │юридических лиц.                                              │
│   │входят в состав банковской группы или банковского холдинга,    │Также следует иметь в виду, что доля участия лиц,             │
│   │определяемых в соответствии со статьей 4 Федерального закона   │участвующих в деятельности друг друга, не всегда имеет        │
│   │"О банках и банковской деятельности";                          │определяющее значение для отнесения лиц к группе связанных    │
│   │являются близкими родственниками по отношению друг к другу,    │заемщиков. Помимо указанного, также рекомендуется учитывать   │
│   │определенными в качестве таковых федеральными законами;        │возможность определять решения, принимаемые юридическим       │
│   │являются лицами, способными оказывать прямое или косвенное     │лицом, вытекающая из наличия иных возможностей физического    │
│   │(через третьих лиц) существенное влияние на решения,           │лица, предусмотренных статьей 4 Федерального закона "О        │
│   │принимаемые органами управления юридических лиц - заемщиков.   │банках и банковской деятельности", а также наличие признаков  │
│   │Понятие "существенное влияние" определенно в статье 4 ФЗ "О    │взаимосвязи заемщиков, определенных абзацами 4 - 7 пункта 4.6 │
│   │банках и банковской деятельности", где под существенным        │Инструкции N 110-И.                                           │
│   │влиянием понимается возможность:                               │Одновременно сообщаем, что вопрос о проведении правового      │
│   │1) определять решения, принимаемые органами управления         │анализа по предложенным к рассмотрению позициям относится к   │
│   │юридического лица, и условия ведения им предпринимательской    │компетенции Юридического департамента и возможен по           │
│   │деятельности по причине участия в его уставном капитале и      │результатам изучения учредительных документов.                │
│   │(или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между  │                                                              │
│   │юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и    │                                                              │
│   │(или) в состав банковского холдинга.                           │                                                              │
│   │2) назначать единоличный исполнительный орган и (или) более    │                                                              │
│   │половины состава коллегиального исполнительного органа         │                                                              │
│   │юридического лица.                                             │                                                              │
│   │3) определять избрание более половины состава совета           │                                                              │
│   │директоров юридического лица.                                  │                                                              │
│   │Кредитные договоры были заключены:                             │                                                              │
│   │- с юридическим лицом, далее именуемым ЗАО, в котором          │                                                              │
│   │физическое лицо А является Председателем Совета директоров и   │                                                              │
│   │акционером, владеющим акциями в размере 21.9%;                 │                                                              │
│   │- с юридическим лицом, далее именуемым ООО, в котором          │                                                              │
│   │физическое лицо А является директором и участником, владеющим  │                                                              │
│   │100% долей в уставном капитале.                                │                                                              │
│   │В связи с тем, что ни ЗАО, ни ООО не имеют взаимного участия в │                                                              │
│   │уставных капиталах друг друга, прямого влияния между           │                                                              │
│   │заемщиками не существует. Можно рассматривать только косвенное │                                                              │
│   │влияние ООО через физическое лицо А (владеющего 100% долей в   │                                                              │
│   │уставном капитале ООО) на решения, принимаемые ЗАО.            │                                                              │
│   │Проанализировав положения устава о процедуре принятия решений  │                                                              │
│   │общим собранием, Советом директоров, можно сделать вывод, что  │                                                              │
│   │физическое лицо А несомненно участвует как акционер в принятие │                                                              │
│   │решений Общим собранием акционеров и как член Совета           │                                                              │
│   │директоров в принятии решений Советом директоров ЗАО, но это   │                                                              │
│   │влияние ни в коей мере не является существенным,               │                                                              │
│   │следовательно, в рассматриваемом случае, отнесение ЗАО и ООО к │                                                              │
│   │группе связанных заемщиком по причине существенного косвенного │                                                              │
│   │влияния ООО через физическое лицо А на принятие органами       │                                                              │
│   │управления ЗАО решений противоречило бы п. 4.6 Инструкции      │                                                              │
│   │Банка России от 16.01.2004 N 110-И, ввиду отсутствия           │                                                              │
│   │существенности.                                                │                                                              │
│   │Кроме того, исходя из экономической деятельности данных        │                                                              │
│   │заемщиков, следует, что они экономически независимы друг от    │                                                              │
│   │друга, так как осуществляют свою деятельность в разных         │                                                              │
│   │областях и финансовое положение одного заемщика - юридического │                                                              │
│   │лица не оказывает влияния на финансовое положение другого      │                                                              │
│   │заемщика.                                                      │                                                              │
│   │Позиция ГУ ЦБ РФ заключается в том, что косвенное существенное │                                                              │
│   │влияние одного юридического лица на другое они рассматривают   │                                                              │
│   │не через одно физическое лицо А, а через группу третьих лиц, в │                                                              │
│   │которую они включают физических лиц Б и В (близких             │                                                              │
│   │родственников А). Физические лица А, Б и В являются            │                                                              │
│   │акционерами ЗАО и вместе владеют 98% акций ЗАО. Согласно       │                                                              │
│   │статье 9 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ, по мнению ГУ ЦБ   │                                                              │
│   │все три физических лица и ЗАО являются группой лиц, а согласно │                                                              │
│   │статье 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении             │                                                              │
│   │монополистической деятельности на товарных рынках" физические  │                                                              │
│   │лица являются аффилированными лицами ЗАО. И соответственно два │                                                              │
│   │юридических лица ЗАО и ООО должны по мнению ГУ ЦБ РФ           │                                                              │
│   │включаться в группу связанных заемщиков, так как физическое    │                                                              │
│   │лицо А оказывает прямое влияние на ООО и косвенное             │                                                              │
│   │существенное влияние (с учетом группы родственников) на ЗАО.   │                                                              │
│   │Все указанные физические лица (А, Б и В) не являются           │                                                              │
│   │самостоятельными заемщиками кредитной организации.             │                                                              │
│   │Думается, что такое толкование определения группы              │                                                              │
│   │связанных заемщиков, исходя из тех положений, которые          │                                                              │
│   │содержаться в Инструкции N 110-И, недопустимо расширительно и  │                                                              │
│   │необоснованно нормативными документами, регламентирующими      │                                                              │
│   │банковскую деятельность.                                       │                                                              │
│   │Понятие "группа лиц" является категорией законодательства о    │                                                              │
│   │защите конкуренции, понятие "аффилированные лица" применяется  │                                                              │
│   │в корпоративном законодательстве и в законодательстве о рынке  │                                                              │
│   │ценных бумаг, об инвестиционных фондах, налоговом              │                                                              │
│   │законодательстве. В отношениях же между Банком России и        │                                                              │
│   │кредитными организациями в сфере банковского регулирования и   │                                                              │
│   │банковского контроля при определении понятий и терминов,       │                                                              │
│   │используемых в правовых нормах, следует в первую очередь       │                                                              │
│   │исходить из норм федеральных законов, осуществляющих правовое  │                                                              │
│   │регулирование банковской деятельности (Определение Верховного  │                                                              │
│   │Суда РФ от 24.01.2008 N КАС07-721). Как уже указывалось        │                                                              │
│   │выше, кредитная организация при определении группы связанных   │                                                              │
│   │заемщиков, исходит из Инструкции N 110-И, в которой имеется    │                                                              │
│   │ссылка на статью 4 ФЗ "О банках и банковской деятельности" и   │                                                              │
│   │не содержится никакого упоминания на законодательство о        │                                                              │
│   │конкуренции.                                                   │                                                              │
│   │Прошу Вас дать правовой анализ двум различным позициям. В      │                                                              │
│   │случае необходимости мы готовы выслать дополнительную          │                                                              │
│   │информацию.                                                    │                                                              │
└───┴───────────────────────────────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────────────────────────────┘
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области