Утвержден
президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию
и приоритетным проектам
(протокол от 30 мая 2017 г. N 6)
ПАСПОРТ
ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОГО
ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Основные положения
Наименование направления
|
Международная кооперация и экспорт
|
||
Краткое наименование проекта
|
Экспорт российского образования
|
Срок начала и окончания проекта
|
24.05.2017 - 15.11.2025
|
Куратор проекта
|
О.Ю. Голодец, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
|
||
Старшее должностное лицо (СДЛ)
|
-
|
||
Функциональный заказчик
|
Министерство экономического развития Российской Федерации
|
||
Руководитель проекта
|
П.С. Зенькович, Статс-секретарь - заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
|
||
Исполнители и соисполнители мероприятий проекта
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство экономического развития Российской Федерации
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Министерство труда Российской Федерации Россотрудничество
АО "Российский экспортный центр"
Инновационный центр "Сколково"
|
||
Разработчик паспорта проекта
|
Ш.В. Тагирова (к.пол.н.), референт, Минобрнауки России
|
2. Содержание приоритетного проекта
Цель проекта
|
Увеличение доли несырьевого экспорта Российской Федерации за счет повышения привлекательности российского образования на международном образовательном рынке.
|
|||||||||||
Показатели проекта и их значения по годам
|
Показатель
|
Тип показателя
|
Базовое значение
|
Период, год
|
||||||||
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
2025
|
||||
1. Количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования <**>, тыс. чел.
|
Основной
|
Всего: 200,0 (тыс.) <*>
|
220,0
|
240,0
|
260,0
|
310,0
|
400,0
|
450,0
|
520,0
|
600,0
|
710,0
|
|
По государственным стипендиям:
15,0
|
15,0
|
15,0
|
15,0
|
15,0
|
15,0
|
15,0
|
15,0
|
15,0
|
15,0
|
|||
Дополнительные образовательные программы:
70,0
|
70,0
|
90,0
|
100,0
|
120,0
|
145,0
|
175,0
|
210,0
|
245,0
|
290,0
|
|||
По контракту:
135,0
|
135,0
|
135,0
|
145,0
|
175,0
|
240,0
|
260,0
|
295,0
|
340,0
|
405,0
|
|||
2. Объемы внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования (млн. руб.)
|
Основной
|
70 000,0
|
84 744,0
|
96 203,0
|
107 824,0
|
135 370,0
|
182 423,0
|
211 461,0
|
252 858,0
|
303 011,0
|
373 147,0
|
|
3. Увеличение числа иностранных школьников, прошедших обучение в рамках реализации программ дополнительного образования, % <***>
|
Второй уровень
|
100
|
100
|
110
|
120
|
130
|
140
|
150
|
160
|
180
|
200
|
|
4. Количество иностранных слушателей онлайн-курсов, в том числе на русском языке, предлагаемых российскими образовательными организациями <****>, (млн. чел.)
|
Второй уровень
|
1,0
|
1,1
|
1,3
|
1,6
|
1,9
|
2,2
|
2,5
|
2,8
|
3,1
|
3,5
|
--------------------------------
<*> Численность контингента иностранных учащихся дневных факультетов российских вузов, обучавшихся на территории Российской Федерации (без учета совместных университетов за пределами Российской Федерации, филиалов и др. зарубежных подразделений российских вузов), за 2015/2016 учебный год (за период с 1 сентября 2015 г. по 31 августа 2016 г.). Далее значение по каждому году приводится по итогам учебного, а не календарного года.
<**> Под иностранными гражданами, обучающимися по очной форме в российских организациях среднего профессионального и высшего образования, здесь и далее по тексту понимаются иностранные учащиеся, студенты, стажеры, аспиранты, обучающиеся по программам ординатуры, слушатели подготовительных отделений.
<***> Значение показателя будет уточнено после принятия методики учета числа иностранных школьников, посетивших Российскую Федерацию с образовательными целями (контрольная точка N 34).
<****> Основные мероприятия, связанные с достижением данного показателя, реализуются в рамках приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации".
Результаты проекта
|
1. Совершенствование и развитие российской нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан и лиц без гражданства, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации, трудоустройства и стажировок на время обучения на территории Российской Федерации:
разработан и введен в действие стандарт "Обучение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации", устанавливающий порядок приема и обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в российских образовательных организациях;
оптимизирована система признания документов об образовании Российской Федерации в зарубежных странах на двусторонней и многосторонней основе;
усовершенствовано российское законодательство в части процедуры въезда, выезда, пребывания на территории Российской Федерации, трудоустройства и стажировок иностранных граждан и лиц без гражданства на время их обучения на территории Российской Федерации;
оптимизировано миграционное законодательство в части процедуры въезда, выезда, пребывания на территории Российской Федерации, трудоустройства и стажировок иностранных преподавателей и административных сотрудников образовательных организаций на время их официального трудоустройства на территории Российской Федерации;
усовершенствовано налоговое законодательство в части налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества.
|
2. Создание комплекса мер по повышению привлекательности образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации иностранных граждан в российских образовательных организациях и научных центрах:
создан механизм взаимодействия российских министерств и ведомств, предприятий и организаций по подготовке и переподготовке кадров для создаваемых за рубежом с участием Российской Федерации объектов внешнеэкономического сотрудничества, включая образовательные организации;
обеспечено расширение доступа соотечественников к получению образования в российских образовательных организациях высшего образования;
создан Консорциум вузов, обеспечивающий организационное и методическое сопровождение внедрения целевой модели деятельности российского вуза по экспорту образования;
внедрена целевая модель деятельности российского вуза по экспорту образования (в 2018 году в 20 вузах; в 2019 в 40 вузах; в 2020 в 100 вузах; в 2021 - в программы развития всех российских вузов);
разработан и используется в мониторинге эффективности деятельности российских вузов индекс экспортной активности вуза;
разработаны и внедрены механизмы по привлечению талантливых иностранных студентов, лиц без гражданства и иностранных выпускников российских образовательных организаций высшего образования к работе на территории Российской Федерации;
разработана и используется в мониторинге методика учета востребованности иностранными школьниками летних российских программ дополнительного образования;
созданы условия для развития новых форм межвузовского сотрудничества в области создания совместных образовательных программ (франчайзинг, валидация и др.);
разработаны и реализуются планы по развитию и усовершенствованию образовательных программ на английском языке в российских вузах;
обеспечено продвижение программ онлайн-обучения российских образовательных организаций для иностранных граждан;
|
|
разработана единая информационная система в сети Интернет для привлечения на обучение иностранных граждан и обеспечение их удобными средствами навигации по российским образовательным организациям и научным центрам;
обеспечен постоянный мониторинг качества реализации образовательных программ и предоставления сервисных услуг для иностранных студентов в российских университетах;
обеспечено международное признание российских образовательных программ и квалификаций, в том числе за счет их международной аккредитации и сертификации;
разработаны карты образовательных туристических маршрутов, обеспечено информационное сопровождение обучающихся;
на постоянной основе реализуются международные летние программы дополнительного образования на базе российских образовательных организаций;
реализуется система поддержки российских школьников, оказавшихся в других странах.
|
|
3. Создание благоприятных условий для пребывания иностранных граждан в период их обучения на территории Российской Федерации:
создана система подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций;
в российских вузах действуют международные службы, обеспечивающие содействие в организации быта, реализации образовательных туристических маршрутов, образовательных программ иностранным обучающимся.
|
|
4. Продвижение "бренда" российского образования на международном образовательном рынке:
эффективно работает механизм продвижения российского образования в разных странах через сеть российских дипломатических представительств, представительств Россотрудничества, российских центров науки и культуры за рубежом и других российских факторов международной деятельности, действующих на территории иностранных государств;
действует система поддержки по совершенствованию механизма взаимодействия с иностранными выпускниками российских образовательных организаций;
создана и апробирована система централизованного представления российского образования на международных образовательных выставочных площадках (обеспечивается участие во всех ведущих международных образовательных выставках);
информация о российском образовании представлена в ведущих российских и зарубежных СМИ (запущены информационные блоки и программы о российском образовании в не менее 10-ти ведущих мировых СМИ).
|
|
Описание модели функционирования результатов проекта
|
1. Совершенствование и развитие российской нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан и лиц без гражданства, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации, трудоустройства и стажировок на время обучения в России позволит обеспечить эффективное решение ряда общесистемных проблем с учетом приоритетов, потребностей и запросов как Российской Федерации, так и иностранных партнеров. Проведенный анализ свидетельствует, что миграционная политика государства оказывает существенное влияние на выбор страны обучения. Усовершенствованное российское законодательство обеспечит прозрачность внутренних и внешних административных процедур для иностранных абитуриентов, создав тем самым более доступные условия к получению российского образования иностранными гражданами и лицами без гражданства. Кроме того, будет способствовать усилению интеграционных процессов между российскими и иностранными образовательными и научными организациями, реализации совместных научных и образовательных проектов, в том числе путем оптимизации требований российского налогового законодательства для международных образовательных и научных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации. С этой целью будет создана межведомственная рабочая группа с участием, в том числе, представителей академического сообщества и государственных корпораций. Межведомственная рабочая группа проведет анализ существующего законодательства в различных областях и выработает соответствующие рекомендации по его оптимизации. Минобрнауки России совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации проведут работу по внесению поправок в российскую нормативно-правовую базу. Отдельное внимание будет уделено совершенствованию процедуры трудоустройства иностранных граждан в российские образовательные организации преподавателями и административными сотрудниками.
|
2. Реализация мероприятий по разработке комплекса мер по повышению привлекательности образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации иностранных граждан в российских образовательных организациях и научных центрах позволит обеспечить развитие и поддержку различных видов и форм образовательных программ, в том числе совместных/сетевых, а также программ повышения квалификации для иностранных граждан как формы заинтересованного участия государства, бизнеса, академических объединений в реализации международного сотрудничества. Будет создана межведомственная рабочая группа с участием, в том числе, представителей бизнеса, государственных корпораций, академического сообщества. Межведомственная рабочая группа разработает механизм взаимодействия российских министерств и ведомств, предприятий и организаций по повышению привлекательности российских образовательных программ, в том числе программ дополнительного образования для иностранных специалистов, а также разработает наиболее оптимальную модель их реализации с учетом международных стандартов и требований. Данная мера направлена на обеспечение внутрироссийской межведомственной согласованности действий по повышению конкурентоспособности, в том числе в части запуска крупных государственных и межгосударственных научно-образовательных инициатив, российского образования на международном образовательном рынке. Будет реализован комплекс мер по поддержке российских школьников, оказавшихся в других странах, в том числе путем продвижения программ дополнительного образования для русскоговорящих детей младшего и среднего школьного возраста. Разработана и запущена программа "Послы Российского Образования", где наиболее выдающиеся иностранные студенты российских университетов будут продвигать российское образование на ведущих международных площадках и платформах. С целью достижения наиболее оптимальных результатов будет создан Консорциум российских университетов (не менее 20), который обеспечит точки роста экспорта российского образования. В показатели эффективности деятельности ректоров российских вузов включен показатель экспортной активности.
|
|
3. В результате создания благоприятных условий для иностранных граждан в период их обучения на территории Российской Федерации в российских образовательных организациях будет обеспечено наличие высококвалифицированных сотрудников международных служб, обладающих необходимым уровнем языковой компетенции, знающих международные требования и стандарты к обеспечению социально-экономических и бытовых условий пребывания в кампусе иностранных студентов на время их обучения.
|
|
4. Реализация мероприятий по продвижению "бренда" российского образования на международном образовательном рынке позволит осуществить концентрацию ресурсов на решении приоритетных задач стратегического развития экспорта российского образования. Будет разработана дорожная карта продвижения российского образования за рубежом, что позволит систематизировать информационно-просветительскую работу, в том числе путем разработки рекомендаций российским образовательным организациям по продвижению российских образовательных программ по итогам проведенных маркетинговых исследований международного образовательного рынка. Исследования будут проводиться специализированными организациями по заказу Минобрнауки России и Минэкономразвития России. Результатом таких действий станет достижение синергетического эффекта от использования различных инструментов при решении задач комплексного продвижения российского образования за рубежом. К продвижению бренда российского образования будут привлечены ведущие мировые PR-агентства.
|
1. Этапы и контрольные точки
N п/п
|
Наименование
|
Тип (завершение этапа/
|
Срок
|
контрольная точка результата/ контрольная точка показателя)
|
|||
1.
|
Ежегодная корректировка программы реализации проекта в соответствии с результатами мониторинга осуществлена
|
Контрольная точка результата
|
15 ноября 2018 г.
|
2.
|
Ежегодная корректировка программы реализации проекта в соответствии с результатами мониторинга осуществлена
|
Контрольная точка результата
|
15 ноября 2019 г.
|
3.
|
Ежегодная корректировка программы реализации проекта в соответствии с результатами мониторинга осуществлена
|
Контрольная точка результата
|
15 ноября 2020 г.
|
4.
|
Ежегодная корректировка программы реализации проекта в соответствии с результатами мониторинга осуществлена
|
Контрольная точка результата
|
15 ноября 2021 г.
|
5.
|
Ежегодная корректировка программы реализации проекта в соответствии с результатами мониторинга осуществлена
|
Контрольная точка результата
|
15 ноября 2022 г.
|
6.
|
Ежегодная корректировка программы реализации проекта в соответствии с результатами мониторинга осуществлена
|
Контрольная точка результата
|
15 ноября 2023 г.
|
7.
|
Ежегодная корректировка программы реализации проекта в соответствии с результатами мониторинга осуществлена
|
Контрольная точка результата
|
15 ноября 2024 г.
|
8.
|
Совершенствование и развитие российской нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан и лиц без гражданства, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания, трудоустройства и стажировок на время обучения на территории Российской Федерации осуществлено
|
Завершение этапа
|
15 ноября 2022 г.
|
9.
|
Дорожная карта по совершенствованию российской нормативно-правовой базы разработана и утверждена
|
Контрольная точка результата
|
15 августа 2017 г.
|
10.
|
I-й этап внесения поправок в национальное законодательство в части оптимизации условий экспорта российского образования проведен
|
Контрольная точка результата
|
15 апреля 2018 г.
|
11.
|
Стандарт "Обучение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации" разработан и введен в действие
|
Контрольная точка результата
|
15 ноября 2018 г.
|
12.
|
Комплекс мер по систематизации признания документов об образовании Российской Федерации в зарубежных странах на двусторонней и многосторонней основе разработан
|
Контрольная точка результата
|
15 ноября 2018 г.
|
13.
|
II-й этап внесения поправок в национальное законодательство в части оптимизации условий экспорта российского образования осуществлен
|
Контрольная точка результата
|
15 апреля 2019 г.
|
14.
|
III-й этап внесения поправок в национальное законодательство в части оптимизации условий экспорта российского образования осуществлен
|
Контрольная точка результата
|
15 апреля 2020 г.
|
15.
|
Отбор российских университетов для создания Консорциума опорных университетов-экспортеров, деятельность которых направлена на внедрение целевой модели деятельности российского вуза по экспорту образования, осуществлен
|
Контрольная точка результата
|
15 июля 2017 г.
|
16.
|
Консорциум опорных университетов-экспортеров создан
|
Контрольная точка результата
|
15 августа 2017 г.
|
17.
|
Целевые модели деятельности российских вузов по экспорту образования разработаны и утверждены
|
Контрольная точка результата
|
15 ноября 2017 г.
|
18.
|
Стратегия деятельности Консорциума опорных университетов-экспортеров, основанная на целевой модели экспорта, разработана и утверждена
|
Контрольная точка результата
|
15 марта 2018 г.
|
19.
|
Индекс экспортной активности российского вуза разработан и включен в паспорт приоритетного проекта; критерии и механизм оценки результатов реализации программ экспорта университетов, участвующих в приоритетном проекте, утверждены и внесены в сводный план/паспорт проекта
|
Контрольная точка результата
|
15 октября 2017 г.
|
20.
|
Мероприятия по сертификации и аккредитации профессионального образования и русского языка как иностранного, в том числе и на международном уровне, включены в сводный план
|
Контрольная точка результата
|
15.10.2017
|
21.
|
Мероприятия по созданию мер поддержки российских школьников, оказавшихся в других странах, в т.ч. продвижение программ дополнительного образования для русскоговорящих детей младшего и среднего школьного возраста, включены в сводный план
|
Контрольная точка результата
|
15 октября 2017 г.
|
22.
|
Механизм взаимодействия, в т.ч. с участием государственных корпораций, на рынке профессионального и корпоративного образования, разработан
|
Контрольная точка результата
|
15 ноября 2017 г.
|
23.
|
Существующая информационная система Russia.study, обеспечивающая привлечение иностранных студентов в Российскую Федерацию (развитие языковой платформы с 3-х до 10 языков, расширение информационного блока, включение сервисов по выбору и контакту с вузами, оплате обучения и сопровождения), оптимизирована
|
Контрольная точка результата
|
1 марта 2018 г.
|
24.
|
Вывод на международное образовательное пространство первых десяти образовательных программ в дистанционном формате на иностранных языках осуществлен
|
Контрольная точка результата
|
1 сентября 2018 г.
|
25.
|
Программа "Послы Российского Образования" разработана и запущена
|
Контрольная точка результата
|
15 октября 2018 г.
|
26.
|
Механизм привлечения наиболее талантливых иностранных граждан для обучения в российских образовательных организациях разработан, включен в сводный план для реализации российскими вузами
|
Контрольная точка результата
|
15 ноября 2018 г.
|
27.
|
Программа "Образовательные туристические маршруты России" разработана и запущена
|
Контрольная точка результата
|
15 февраля 2019 г.
|
28.
|
Условия для проведения международных летних программ дополнительного образования на базе российских вузов оптимизированы
|
Контрольная точка результата
|
15 марта 2019 г.
|
29.
|
Методика учета востребованности иностранными школьниками летних российских программ дополнительного образования разработана, мероприятия по сбору, обработке и использованию данных включены в сводный план проекта
|
Контрольная точка результата
|
30 ноября 2017 г.
|
30.
|
Рекомендации по продвижению летних российских программ дополнительного образования среди иностранных школьников разработаны и направлены в образовательные организации (по перечню)
|
Контрольная точка результата
|
15 октября 2018 г.
|
31.
|
Нормативно-правовая база для реализации программ трансграничного образования (франчайзинг, валидация и др.) на территории Российской Федерации разработана
|
Контрольная точка результата
|
15 апреля 2019 г.
|
32.
|
Рекомендации по обеспечению международного признания российских образовательных программ и квалификаций, в том числе за счет их международной аккредитации и сертификации, разработаны
|
Контрольная точка результата
|
15 мая 2019 г.
|
33.
|
Учебные смены в ВДЦ "Орленок", "Смена", "Океан", МДЦ "Артек" для школьников из-за рубежа запущены
|
Контрольная точка результата
|
15 мая 2018 г.
|
34.
|
Оптимизация механизма функционирования единой системы сертификации по русскому языку осуществлена
|
Контрольная точка результата
|
1 сентября 2020 г.
|
35.
|
Сертификация и аккредитация профессионального образования и русского языка как иностранного, в том числе и на международном уровне, обеспечена
|
Контрольная точка результата
|
15 октября 2020 г.
|
36.
|
Выход на рынок международных стандартизированных экзаменов школьного, университетского и профессионального типа, а также развитие взаимодействия с ведущими международными операторами по продвижению стандартизированного экзамена на знание русского языка выполнен
|
Контрольная точка результата
|
15 июня 2021 г.
|
37.
|
Механизм оказания поддержки российских школьников, оказавшихся в других странах, в т.ч. продвижение программ дополнительного образования для русскоговорящих детей младшего и среднего школьного возраста, разработан и запущен
|
Контрольная точка результата
|
15 июня 2021 г.
|
38.
|
Условия пребывания иностранных граждан в период их обучения на территории Российской Федерации усовершенствованы
|
Завершение этапа
|
20 июня 2025 г.
|
39.
|
Мероприятия по оптимизации условий пребывания иностранных студентов на территории Российской Федерации включены в сводный план
|
Контрольная точка результата
|
15 октября 2017 г.
|
40.
|
Программа "Благоприятная среда для иностранных учащихся", включая электронную, ориентационную, презентационную составляющие, туристический страноведческий компонент разработана и запущена
|
Контрольная точка результата
|
15 октября 2018 г.
|
41.
|
Центр компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций создан, план его работы, включая формат региональной сети представительств, утвержден
|
Контрольная точка результата
|
15 сентября 2017 г.
|
42.
|
Региональная сеть представительств Центра компетенций создана
|
Контрольная точка результата
|
15 сентября 2019 г.
|
43.
|
Мероприятия по участию в ведущих конгрессно-выставочных мероприятиях включены в сводный план
|
Контрольная точка результата
|
15 июля 2017 г.
|
44.
|
Мероприятия по продвижению российского образования на международном рынке, в том числе в сети Интернет, включены в сводный план
|
Контрольная точка результата
|
15 октября 2017 г.
|
45.
|
I-й этап маркетинговых исследований международного образовательного рынка, в том числе разработка маркетинговых рекомендаций российским образовательным организациям по продвижению образовательных программ на международном образовательном рынке, проведен
|
Контрольная точка результата
|
15 февраля 2018 г.
|
46.
|
Скоординированный механизм представления информации о российском образовании в ведущих российских и зарубежных СМИ разработан
|
Контрольная точка результата
|
15 апреля 2018 г.
|
47.
|
II-й этап маркетинговых исследований международного образовательного рынка проведен
|
Контрольная точка результата
|
Срок 15 февраля 2022 г.
|
48.
|
Проект завершен, итоговый отчет утвержден
|
Контрольная точка
|
15 ноября 2025 г.
|
4. Бюджет приоритетного проекта <*>
Источники финансирования
|
Год реализации
|
Всего
|
|||||||||
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
2025
|
|||
Бюджетные источники, млн руб.
|
Федеральный бюджет
|
0
|
492,5
|
848,1
|
889,4
|
894,6
|
798,7
|
583,9
|
436,3
|
28,2
|
4972,1
|
Бюджеты субъектов Российской Федерации
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Местные бюджеты органов местного самоуправления
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Внебюджетные источники, млн руб.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Итого
|
0
|
492,5
|
848,1
|
889,4
|
894,6
|
798,7
|
583,9
|
436,3
|
28,2
|
4972,1
|
--------------------------------
<*> Цифры прогнозные. Будут корректироваться с учетом ежегодных результатов мониторинга реализации проекта.
5. Ключевые риски и возможности
N п/п
|
Наименование риска/ возможности
|
Мероприятия по предупреждению риска/реализация возможности
|
1.
|
Риск.
Различия в национальных образовательных стандартах с зарубежными системами образования
|
1. Формирование механизмов продвижения российских образовательных услуг за рубежом с разработкой эффективного взаимодействия российских государственных и негосударственных структур и расширения партнерства с зарубежными университетами.
|
2.
|
Риск.
Неразвитость нормативной базы и ее фрагментарность
|
1. Создание нормативно-правовой базы по всем основным направлениям проекта.
2. Формирование среднесрочных и долгосрочных межправительственных соглашений, конкурентных преимуществ, укрепляющих российское образование.
|
3.
|
Риск.
Недостаток координации в работе профильных структур, отвечающих за развитие экспорта российского образования
|
1. Создание скоординированного механизма представления информации о российском образовании в ведущих российских и зарубежных СМИ.
2. Реализация постоянного мониторинга и экспертизы по оценке эффективности и актуализации государственной политики поддержки экспорта образовательных услуг.
|
4.
|
Риск.
Высокая степень конкуренции с западными и китайскими образовательными продуктами
|
1. Диверсификация региональных и страновых направлений экспорта российского образования с комплексным учетом демографических, социально-экономических, историко-культурных и геополитических факторов, а также рынков труда и российской экономики и политики.
2. Формирование новых предложений и форм образовательных услуг, конкурентоспособных и востребованных на рынке образования.
3. Стимулирование инициатив и конкурентных проектов российских университетов по рекрутингу иностранных студентов.
|
5.
|
Риск.
Недостаточная инфраструктурная развитость образовательных учреждений для приема увеличившегося числа иностранных учащихся
|
1. Стимулирование укрепления материально-технической базы образовательных учреждений (строительство и модернизация учебных корпусов, общежитий и др.).
2. Разработка дополнительных моделей предоставления мест проживания для иностранных учащихся (взаимодействие
с гостиницами, хостелами и др.).
|
6.
|
Возможность.
Привлекательность российского образования для иностранных граждан
|
1. Увеличение числа приглашенных преподавателей в российские образовательные организации.
2. Сохранение историко-культурной общности большей части населения стран ближнего зарубежья, в том числе за счет деятельности российских диаспор за рубежом.
3. Запуск стипендиально-грантовой программы для наиболее талантливых иностранных абитуриентов и учащихся.
4. Рост числа образовательных программ на английском языке.
5. Развитие программ трансграничного образования.
6. Развитие программ повышения квалификации для иностранных специалистов, в том числе выпускников советских и российских вузов.
|
7.
|
Возможность.
Наличие в российских образовательных организациях высшего образования долгосрочных стратегий по привлечению иностранных студентов
|
1. Информирование потенциальной зарубежной аудитории.
2. Повышение эффективности процесса рекрутинга иностранных студентов.
3. Развитие стратегического планирования международного продвижения образовательных продуктов.
|
6. Описание приоритетного проекта
Связь с государственными программами Российской Федерации
|
1. Государственная программа Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 327-9).
2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 330).
3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295).
4. Стратегия инновационного развития (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р).
5. Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2016 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 481).
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497).
|
Взаимосвязь с другими проектами и программами
|
Проект направлен на решение задач, определенных в следующих долгосрочных документах:
1. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года (декабрь, 2008 г.);
2. Концепция "Государственная поддержка и продвижение русского языка за рубежом" (утверждена Президентом Российской Федерации 4 ноября 2015 г.).
3. Концепция "Русская школа за рубежом" и "Государственная поддержка и продвижение русского языка за рубежом" (утверждены Президентом Российской Федерации соответственно 3 и 4 ноября 2015 г.).
4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 г. (утверждена Президентом Российской Федерации от 13 июня 2012 г.);
5. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена Президентом Российской Федерации 18 октября 2002 г.);
6. Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию (утверждена Указом Президента Российской Федерации 24 апреля 2014 г.);
7. Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. N 259 в ред. от 24 мая 2016 г.);
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);
9. Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества (утверждена Министром иностранных дел Российской Федерации от 27 марта 2014 г.).
10. Приоритетный проект "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации"
11. Приоритетный проект "ВУЗы как центры пространства создания инноваций"
|
Формальные основания для инициации
|
1. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г.
2. Поручение Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 11 июня 2016 г. N ДМ-П13-3484.
3. Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 27 сентября 2016 г. N 5.
4. Протокол совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 3 июня 2016 г. N ИШ-П13-33пр.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
|
Дополнительная информация
|
1. Численность контингента иностранных учащихся дневных факультетов российских вузов, обучавшихся на территории Российской Федерации (без учета совместных университетов за пределами РФ, филиалов и др. зарубежных подразделений российских вузов) за 2015/2016 учебный год (за период с 1 сентября 2015 г. по 31 августа 2016 г.). Значение по каждому году приводится по итогам учебного, а не календарного года.
2. Под иностранными гражданами, обучающимися по очной форме в российских вузах, по тексту понимаются иностранные студенты, стажеры, аспиранты, обучающиеся по программам ординатуры, слушатели подготовительных отделений.
3. Значение показателя второго уровня "Увеличение числа иностранных школьников, прошедших обучение в рамках реализации программ дополнительного образования" будет уточнено после принятия методики учета числа иностранных школьников, посетивших Российскую Федерацию, с образовательными целями (контрольная точка N 34).
4. Основные мероприятия, связанные с достижением показателя второго уровня "Количество иностранных слушателей онлайн-курсов, в том числе, на русском языке, предлагаемых российскими образовательными организациями", реализуются в рамках приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации".
|