Утвержден
президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию
и приоритетным проектам
(протокол от 21 декабря 2016 г. N 12)
ПАСПОРТ
ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА "СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПОСРЕДСТВОМ ЛИКВИДАЦИИ ОБЪЕКТОВ
НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И СНИЖЕНИЯ ДОЛИ
ЗАХОРОНЕНИЯ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ"
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Наименование направления |
Экология |
|
Краткое наименование проекта |
"Чистая страна" |
Начало проекта: 01.01.2017 Окончание проекта: 31.12.2025 |
Куратор |
А.Г. Хлопонин, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
|
Старшее должностное лицо (СДЛ) "*" |
||
Функциональный заказчик |
С.Е. Донской, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
|
Руководитель проекта |
М.К. Керимов, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
|
Ключевые участники проекта |
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство строительства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологической продукции "Ростех" в лице уполномоченной организации - ООО "РТ-Инвест", высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерство экологии и природопользования Московской области, представители профессионального, экспертного сообществ, деловых кругов. Осуществление функций ведомственного проектного офиса в соответствии с приказом Минприроды России от 28.10.2016 г. N 561 возложено на ФГБУ "ВНИИ Экология", подведомственного Минприроды России. |
--------------------------------
"*" Необязательная позиция, назначается по решению президиума Совета.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА
Цель проекта |
Уменьшение негативного воздействия на окружающую среду за счет строительства и эксплуатации 5 объектов по термическому обезвреживанию ТКО (4 в Московской области и 1 в Республике Татарстан), что позволит к 2023 году снизить объем их размещения на 7% в целом по Российской Федерации, достичь "нулевого захоронения" в г. Казани с одновременным получением электроэнергии 2.68 млрд. КВт*ч в год, а также снижения первоочередных экологических рисков, связанных с объектами накопленного вреда окружающей среде, за счет ликвидации 25 объектов в 20 субъектах Российской Федерации, что позволит восстановить к концу 2018 года 1,04 тыс. га, к концу 2025 - 1,45 тыс. га земель, улучшить экологические условия проживания населения в количестве 1,6 млн. чел. к 2018 г., 4,3 млн. человек - до конца 2025 года. |
|||||||||||
План достижение показателей проекта |
Показатель |
Тип показателя |
Базовое значение "*" |
Период, год |
||||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||||
Приоритет "Отходы" |
||||||||||||
1. Доля захоронения твердых коммунальных отходов после внедрения технологий их термического обезвреживания, %/тыс. тонн (Московская область) |
основной |
95/9500 |
95/9500 |
95/9500 |
95/9500 |
95/9500 |
90/9000 |
80/8000 |
65/6500 |
65/6500 |
65/6500 |
|
2. Доля захоронения твердых коммунальных отходов после внедрения технологий их термического обезвреживания, %/тыс. тонн (г. Казань) |
основной |
93/591,48 |
93/591,48 |
93/591,48 |
93/591,48 |
93/591,48 |
80/508,8 |
5/31,8 |
5/31,8 |
5/31,8 |
0 |
|
Приоритет "Накопленный вред окружающей среде" |
||||||||||||
Показатель |
Тип показателя |
Базовое значение "**" |
Период, год |
|||||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||||
1. Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией и рекультивацией объектов накопленного вреда окружающей среде, тыс. чел. |
основной |
4 321 |
104 |
1 570 |
2 364 |
3 800 |
4 168 |
4 321 |
4 321 |
4321 |
4 321 |
|
2. Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель подверженных негативному воздействию накопленного экологического ущерба, тыс. гектаров |
основной |
1,45 |
0,01 |
1,04 |
1,11 |
1,40 |
1,43 |
1,45 |
1,45 |
1,45 |
1,45 |
--------------------------------
"*" Базовое значение показателя на отчетную дату (конец 2016 года).
"**" Базовое значение показателя на отчетную дату (конец 2016 года) определено для показателей следующим образом:
по показателю 1 - численность населения, качество жизни которого нарушено в связи с наличием объектов накопленного вреда окружающей среде, тыс. чел.,
по показателю 2 - общая площадь нарушенных земель, тыс. гектаров.
Значение показателей представлено нарастающим итогом. Начиная с 2020 г. значение показателей будет определено, исходя из объемов финансового обеспечения.
Результаты проекта |
Приоритет "Отходы": 1. Создание экологически безопасных производственных мощностей по удалению твердых коммунальных отходов с выработкой электроэнергии в объеме 2,68 млрд. КВт*ч в год; 2. Внедрение лучших международных практик ("наилучших доступных технологий"), направленных на экологически безопасное обращение с отходами. 3. Реализация пилотного проекта (4 завода по термическому обезвреживанию ТКО в Московской области и 1 завод в г. Казани) позволит снизить остроту экологической проблемы в Московском регионе (19 млн. человек), а также в Республике Татарстан (3,9 млн. человек) (суммарно 1/6 населения России): снизит объем захораниваемых ТКО в Московской области на 30% (порядка 3000 тыс. т.) к 2023 г. (с 95% до 65% от общего объема ТКО, направляемых в Московскую область ТКО), что соответствует снижению объемов захоронения на 7% на всей территории России. (Проект вносит свой вклад в достижение основной цели региона в области обращения с отходами: снижение объемов захоронения ТКО на 45% (4500 тыс. тонн) от общего объема ТКО, направляемых в Московскую область (10000 тыс. т.)). В г. Казани будет выполнен переход к модели "Нулевое захоронение отходов", которая в случае успеха может быть распространена на другие крупные города России. Данная модель предполагает использование всех методов обращения с ТКО, включая переработку во вторичное сырье и термическое обезвреживание, что соответствует наилучшей мировой практике (Швейцария, Германия и Япония). 4. Реализация проекта предотвращает возникновение выбросов вредных веществ в атмосферу, в частности диоксинов, неизбежно возникающих при возгораниях на свалках и полигонах, выбросы объектов по термическому обезвреживанию ТКО более чем в 8 000 раз ниже по сравнению с выбросами при возгораниях на свалках. 5. При реализации проекта будет локализовано не менее 55% оборудования, а в случае масштабирования модели на другие регионы, уровень локализации может достигать 80 - 90%. Проект создаст спрос для российских производителей оборудования, инфраструктурных подрядчиков и строительных компаний в размере 65 млрд. руб. в 2017 - 2021 гг., а также откроет экспортные рынки с потенциалом свыше 650 млрд. рублей. 6. Снижение выбросов парниковых газов в результате реализации проекта составит 837,5 тыс. тонн CO2-эквивалента ежегодно или 25,1 млн. тонн CO2 за весь период функционирования объектов (2021 - 2051 гг.). Приоритет "Накопленный вред окружающей среде": 1. Площадь земель, подверженных негативному влиянию объектов накопленного вреда, сократится к 2025 году на 1,45 тыс. гектар в субъектах Российской Федерации, определяемых в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. N 790. |
2. Улучшение экологических условий проживания населения на территории РФ, подверженного негативному влиянию объектов накопленного вреда к 2025 г. для 4,3 млн. человек в субъектах Российской Федерации, определяемых в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. N 790. |
|
Описание модели функционирования результатов проекта |
Приоритет "Отходы": Ввод в эксплуатацию инфраструктурных объектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, эксплуатация которых обеспечит удаление отходов и приведет к снижению нагрузки на окружающую среду. Экономическая модель Проекта предполагает предполагает заключение договоров о предоставлении мощности возобновляемых источников энергии (далее - ДПМ ВИЭ) между потребителями оптового рынка электроэнергии и мощности и операторами генерирующих объектов ВИЭ. Механизм ДПМ ВИЭ обеспечивает инвестору возврат вложенных средств и заранее зафиксированную доходность через оплату стоимости вводимой мощности. Основным условием реализации Проекта является распространение механизма ДПМ ВИЭ на объекты по термическому обезвреживанию отходов с выработкой электроэнергии. |
Приоритет "Накопленный вред окружающей среде": Отбор проектов для включения в национальный проект "Чистая страна" осуществлялся на основании информации представленной субъектами Российской Федерации об объектах накопленного вреда окружающей среде, а также с учетом положений "Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 790 от 13 августа 2016 г. Критерии отбора проектов: - объекты не эксплуатируются; - объекты находятся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности; - наличие утвержденной проектно-сметной документации; - наличие необходимых экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - экологический и социальный эффект от реализации мероприятия (количество населения, подверженного негативного воздействия, площадь загрязненной территории); - софинансирование со стороны субъекта Российской Федерации. Ликвидация объектов накопленного вреда, представляющих наибольшие экологические риски. Реализация приоритетного проекта обеспечит: - вовлечение в хозяйственный оборот восстановленных, в т.ч. рекультивированных земель; - повышение качества земель; - повышение инвестиционной привлекательности территорий, ранее испытывавших негативное воздействие от накопленного вреда окружающей среде. При реализации приоритетного проекта будет сформирован государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, в целях контроля образования несанкционированных объектов размещения отходов будет использована информационная система взаимодействия общества и государственных органов по их выявлению, пресечению и ликвидации (ФГИС "Наша природа"). |
3. ЭТАПЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ
N п/п |
Наименование |
Тип (завершение этапа/контрольная точка) |
Срок |
Приоритетный проект "Чистая страна" |
|||
1 |
Паспорт проекта утвержден |
Контрольная точка |
21.12.2016 |
2 |
Сводный план утвержден |
Контрольная точка |
25.02.2017 |
3. Приоритет "Отходы" |
|||
3.1 |
Принято постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электроэнергии и мощности" |
Контрольная точка |
30.12.2016 |
3.2 |
Конкурсный отбор инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления |
Завершение этапа |
28.04.2017 |
3.2.1 |
Опубликование результатов отбора проектов |
Контрольная точка |
28.04.2017 |
3.3 |
Заключены договоры о предоставлении мощности (ДПМ) |
Контрольная точка |
01.07.2017 |
3.4 |
Выбор земельных участков для размещения объектов по термическому обезвреживанию ТКО и оформление необходимой разрешительной документации (Московская область, г. Казань) |
Завершение этапа |
12.04.2017 |
3.4.1 |
Заключены договоры по итогам проведения общественных слушаний |
Контрольная точка |
19.01.2017 |
3.4.2 |
Оформлена правоустанавливающая документация на земельные участки |
Контрольная точка |
01.03.2017 |
3.4.3 |
Оформлены градостроительные планы земельных участков |
Контрольная точка |
12.04.2017 |
3.5 |
Проведена оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) |
Завершение этапа |
13.04.2017 |
3.5.1 |
Получено согласование ОВОС в Роспотребнадзоре |
Контрольная точка |
13.04.2017 |
3.5.2 |
Получено заключение по итогам общественных слушаний |
Контрольная точка |
13.04.2017 |
3.6 |
Проектирование |
Завершение этапа |
21.10.2017 |
3.6.1 |
Получен пакет проектно-сметной документации |
Контрольная точка |
01.08.2017 |
3.6.2 |
Получены заключения экспертиз |
Контрольная точка |
03.10.2017 |
3.6.3 |
Получено разрешение на строительство |
Контрольная точка |
21.10.2017 |
3.7 |
Строительство объектов, в том числе, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы |
Завершение этапа |
23.01.2021 |
3.8 |
Локализация производства оборудования и услуг |
Завершение этапа |
10.01.2021 |
3.9 |
Заводы выведены на проектную мощность |
Контрольная точка |
01.01.2022 |
3.10 |
Сокращен объем захоронения ТКО на 7% в целом по Российской Федерации |
Контрольная точка |
01.01.2023 |
3.11 |
Снижено негативное воздействие на население Московской области численностью 19 млн. чел. |
Контрольная точка |
01.01.2023 |
3.12 |
Снижено негативное воздействие на население Республики Татарстан численностью 3,9 млн. чел. |
Контрольная точка |
01.01.2023 |
3.13 |
Обеспечена выработка электроэнергии при эксплуатации заводов по термическому обезвреживанию ТКО - 2,68 млрд. КВт*ч ежегодно |
Контрольная точка |
01.01.2023 |
3.14 |
Эксплуатация заводов до завершения проекта |
Завершение этапа |
30.10.2025 |
3.15 |
Подготовлены предложения по дальнейшему распространению опыта строительства и эксплуатации заводов термического обезвреживания ТКО с извлечением электроэнергии на территории Российской Федерации |
Контрольная точка |
01.11.2022 |
4. Приоритет "Накопленный вред окружающей среде" |
|||
4.1 |
Соглашения о предоставлении субсидий субъектам Российской Федерации в 2017 году подписаны, субсидии на софинансирование реализации мероприятий предоставлены субъектам Российской Федерации |
Контрольная точка |
01.03.2017 |
4.2 |
Конкурсный отбор Исполнителей, заключение государственных контрактов в рамках лимитов бюджетных средств 2017 года |
Завершение этапа |
31.05.2017 |
4.3 |
Конкурсные процедуры завершены |
Контрольная точка |
31.05.2017 |
4.4 |
Государственные контракты подписаны |
Контрольная точка |
31.05.2017 |
4.5 |
Отбор проектов для финансирования на 2018 год |
Контрольная точка |
01.11.2017 |
4.6 |
Сформирована и актуализирована информационная система, определен порядок взаимодействия общества и государственных органов по выявлению, пресечению и ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов (ФГИС "Наша природа") |
Контрольная точка |
31.12.2017 |
4.7 |
Мероприятия со сроком окончания работ в 2017 году завершены, рекультивировано 1,4 га земель, улучшены экологические условия проживания для более 90 тыс. чел. |
Контрольная точка |
31.12.2017 |
4.8 |
Конкурсный отбор Исполнителей, заключение государственных контрактов в рамках лимитов бюджетных средств 2018 года |
Завершение этапа |
31.05.2018 |
4.9 |
Конкурсные процедуры проведены |
Контрольная точка |
31.05.2018 |
4.10 |
Государственные контракты подписаны |
Контрольная точка |
31.05.2018 |
4.11 |
Отбор проектов для финансирования на 2019 год |
Контрольная точка |
01.11.2018 |
4.12 |
Мероприятия со сроком окончания работ в 2018 году завершены, рекультивировано 1000 га земель, улучшены экологические условия проживания для более 1,4 млн. чел. |
Контрольная точка |
31.12.2018 |
4.13 |
Конкурсный отбор Исполнителей, заключение государственных контрактов в рамках лимитов бюджетных средств 2019 года |
Завершение этапа |
31.05.2019 |
4.14 |
Конкурсные процедуры проведены |
Контрольная точка |
31.05.2019 |
4.15 |
Государственные контракты подписаны |
Контрольная точка |
31.05.2019 |
4.16 |
Утвержден план финансового обеспечения проекта на 2020 - 2025 гг. |
Контрольная точка |
15.11.2019 |
4.17 |
Мероприятия со сроком окончания работ в 2019 году завершены |
Контрольная точка |
31.12.2019 |
4.18 |
Подготовлен план мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утверждены уточненные целевые показатели реализации мероприятий на 2020 - 2025 гг. Внесены изменения в паспорт проекта. |
Контрольная точка |
31.12.2019 |
4.19 |
Реализованы все мероприятия, направленные на ликвидацию накопленного вреда окружающей среды от размещения отходов, прошлой деятельности промышленных предприятий |
Завершение этапа |
30.09.2025 |
5 |
Подготовлен отчет в Правительство Российской Федерации о завершении мероприятий проекта, оценка достижения целевых показателей |
Завершение этапа |
30.12.2025 |
6 |
Итоговый отчет утвержден, проект завершен |
Контрольная точка |
30.12.2025 |
4. БЮДЖЕТ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА
Источники финансирования |
Год реализации |
Всего |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 - 2025 |
|||
Приоритет "Отходы" |
|||||||
Бюджетные источники, млн руб. |
Федеральные |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Субъектов Российской Федерации "*" |
- |
- |
- |
- |
5 543,24 |
5 543,24 |
|
Местные |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Внебюджетные источники, млн. руб. |
- |
23 717,12 |
64 427,26 |
65 522,04 |
84 200,11 |
237 866,53 |
|
ИТОГО |
- |
23 717,12 |
64 427,26 |
65 522,04 |
89 743, 35 |
243 409,77 |
|
Приоритет "Накопленный вред окружающей среде" |
|||||||
Источники финансирования |
Год реализации |
Всего "**" |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 - 2025 |
|||
Бюджетные источники, млн руб. |
Федеральные "***" |
- |
2923,39 |
2471,06 |
2435,2 |
210,84 "**" |
8040,49 "**" |
Субъектов РФ |
- |
1723,53 "**" |
996,12 "**" |
1039,12 "**" |
90,36 "**" |
3849,13 "**" |
|
Местные |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Внебюджетные источники, млн. руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ИТОГО |
- |
4646,92 "**" |
3467,17 "**" |
3474,32 "**" |
301,20 "**" |
11 889,62 "**" |
--------------------------------
"*" Проект предполагает поддержку со стороны субъектов Российской Федерации только в форме льгот по налогу на имущество и региональной части налога на прибыль в течение 15 лет после выхода объектов по термическому обезвреживанию ТКО на проектную мощность.
"**" Требует уточнения в связи с отсутствием подтверждения о размере ресурсного обеспечения из бюджетов субъектов Российской Федерации (на 2017 - 2019 гг.), из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2020 - 2025 гг.
"***" В общую сумму включены расходы на содержание ведомственного проектного офиса, млн. рублей: 2017 г. - 31,5067; 2018 - 30,5118; 2019 г. - 29,8485.
Распределение субсидий субъектам Российской Федерации осуществлено на основании поручения Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 г. N ДК-П13-226пр "О распределении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", объем выделяемых средств определен в соответствии с предельным уровнем софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации на 2017 год.
5. КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ
N п/п |
Наименование риска/возможности |
Мероприятия по предупреждению риска/реализации возможности |
1. |
Непринятие или несвоевременное принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, распространяющих механизм ДПМ ВИЭ на объекты по термическому обезвреживанию ТКО; внесение изменений в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части переноса срока действия положений, определяющих обязательность включения объектов в государственный реестр для проведения работ по ликвидации |
Активизация деятельности и контроль сроков выполнения работ по разработке, согласованию проектов нормативных правовых актов с федеральными органами исполнительной власти и их принятию |
2. |
Дефицит финансовых средств на реализацию мероприятий приоритетного проекта |
Планирование и контроль выделения и доведения лимитов бюджетных средств, финансирования отдельных этапов работ из средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ, средств частных инвесторов, создание благоприятных условий для частных инвесторов (налоговые льготы, механизмы ГЧП и пр.) |
3. |
Повышение социальной значимости мероприятий приоритетного проекта. |
Создание рабочих мест при реализации мероприятий, повышение осведомленности населения путем информирования о достигаемом экологическом эффекте, выраженном в сокращении объектов захоронения ТКО, снижении экологической нагрузки на территории и население, подверженное негативному воздействию объектов накопленного вреда окружающей среде. |
6. ОПИСАНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА
Связь с государственными программами Российской Федерации |
Проект реализуется в рамках Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326) |
Взаимосвязь с другими проектами и программами |
Приоритетный проект связан с региональными программами в области охраны окружающей среды и обращения с отходами. |
Формальные основания для инициации |
Паспорт проекта "Чистая страна" подготовлен на основании Протокола заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам N 3 от 31 августа 2016 г. и распоряжения Минприроды России N 22-р от 15 сентября 2016 г. "Об образовании Рабочей группы по вопросам подготовки паспортов приоритетных проектов". Проект направлен на решение задач, определенных в следующих документах: 1. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.) (задачи по предотвращению и снижению текущего негативного воздействия на окружающую среду, обеспечение экологически безопасного обращения с отходами и восстановление нарушенных естественных экологических систем); 2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 14 мая 2015 г.) (природопользование и охрана окружающей среды); 3. Государственная программа "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326). 4. План основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1082-р) |
Дополнительная информация |
Основным условием реализации пилотного проекта по строительству генерирующих объектов по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов на территории Московской области и в Республике Татарстан является распространение механизма ДПМ ВИЭ на объекты по термическому обезвреживанию отходов. |