Утвержден
президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию
и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)
ПАСПОРТ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА"
1. Основные положения
Краткое наименование национального проекта |
Жилье и городская среда |
Срок начала и окончания |
01.10.2018 - 31.12.2024 |
Куратор национального проекта |
В.Л. Мутко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
||
Руководитель национального проекта |
В.В. Якушев, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
||
Администратор национального проекта |
Статс-секретарь - заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
2. Цели, целевые и дополнительные показатели
национального проекта
N п/п |
Цель, целевой показатель, дополнительный показатель |
Уровень контроля |
Базовое значение |
Период, год |
|||||||
значение |
дата |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1. |
Обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов |
Совет |
|||||||||
1.1. |
Средний уровень процентной ставки по ипотечному кредиту, % "1" |
Совет |
10,6 |
01.01.2018 |
9,5 |
8,9 |
8,7 |
8,5 |
8,4 |
8,2 |
7,9 |
1.2. |
Количество предоставленных ипотечных кредитов, млн. ед. |
Президиум Совета |
1,1 |
01.01.2018 |
1,53 |
1,56 |
1,57 |
1,6 |
1,77 |
2,05 |
2,26 |
1.3. |
Средняя стоимость 1 кв. метра модельного жилья на первичном рынке, тыс. рублей |
Совет |
- |
- |
- |
68,9 |
75,2 |
81,5 |
87,8 |
87,9 |
88 |
1.4 |
Объем выдачи ипотечных кредитов на приобретение жилья на первичном рынке, млн. ед. |
Президиум Совета |
- |
- |
0,50 |
0,60 |
0,64 |
0,68 |
0,78 |
0,98 |
1,10 |
1.5 |
Количество действующих договоров долевого участия: |
Президиум Совета |
- |
- |
|||||||
1.5.1. |
- без счетов эскроу, тыс. ед.; |
Президиум Совета |
- |
- |
682 |
653 |
513 |
71 |
35 |
0 |
0 |
1.5.2. |
- по счетам эскроу, тыс. ед. |
Президиум Совета |
- |
- |
7 |
34 |
220 |
635 |
664 |
878 |
1014 |
2. |
Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год, млн. кв. метров "2" |
Совет |
79,2 |
01.01.2018 |
86 "*" |
88 |
98 |
94 |
104 |
112 |
120 |
2.1. |
Объем ввода в многоквартирных жилых домах в год, млн. кв. метров |
Президиум Совета |
46,2 |
01.01.2018 |
49,7 "*" |
54,8 |
64,9 |
60 |
68,3 |
74,8 |
80,0 |
2.1.1. |
Объем строительства многоквартирных жилых домов, профинансированный за счет ипотечного кредитования в год, млн. кв. метров |
Президиум Совета |
16,3 |
01.01.2018 |
23,6 |
27,7 |
31,7 |
31,5 |
40,9 |
47,1 |
53,0 |
2.2. |
Актуализированы действующие нормативно-технические документы для внедрения передовых технологий и установления ограничения на использование устаревших технологий в проектировании и строительстве, ед. |
Президиум Совета |
- |
- |
86 |
88 |
81 |
87 |
92 |
97 |
104 |
2.3. |
Внедрены новые нормативно-технические документы в строительстве для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве, ед. |
Президиум Совета |
- |
- |
47 |
42 |
52 |
45 |
40 |
35 |
28 |
2.4 |
Срок получения разрешения на строительство и ввод объекта жилищного строительства в эксплуатацию, рабочих дней |
Президиум Совета |
7 |
01.01.2018 |
7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2.5. |
Срок проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для объектов жилищного строительства, дни |
Президиум Совета |
45 |
01.01.2018 |
45 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
2.6. |
Количество процедур (услуг), включенных в исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, не более ед., |
Президиум Совета |
96 |
01.01.2018 |
96 |
94 |
90 |
84 |
82 |
82 |
82 |
2.6.1 |
в том числе предоставляемых в электронном виде, ед. |
Президиум Совета |
- |
- |
- |
14 |
31 |
42 |
57 |
67 |
82 |
2.7. |
Площадь земельных участков, вовлеченных в оборот в целях жилищного строительства, тыс. га |
Президиум Совета |
- |
- |
41,3 |
40,0 |
41,4 |
43,6 |
46,3 |
50,1 |
50,3 |
3. |
Кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза |
Совет |
|||||||||
3.1. |
Среднее значение индекса качества городской среды по Российской Федерации, % |
Президиум Совета |
N "3" |
01.01.2019 |
N |
N + 2% |
N + 5% |
N + 10% |
N + 15% |
N + 20% |
N + 30% |
3.2. |
Доля городов с благоприятной средой от общего количества городов, % |
Президиум Совета |
- |
01.01.2019 |
20% |
25% |
30% |
40% |
45% |
50% |
60% |
3.3. |
Реализованы мероприятия по благоустройству, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды (количество обустроенных общественных пространств), не менее ед. накопительным итогом начиная с 2019 г. "4" |
Президиум Совета |
- |
- |
3700 |
5000 |
10200 |
15400 |
20600 |
25800 |
31000 |
3.4. |
Реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, не менее ед. нарастающим итогом "5" |
Президиум Совета |
- |
- |
- |
80 |
160 |
240 |
320 |
400 |
480 |
4. |
Создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов |
Совет |
|||||||||
4.1. |
Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, % |
Президиум Совета |
5% |
01.01.2018 |
6% |
9% |
12% |
15% |
20% |
25% |
30% |
5. |
Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда |
Совет |
|||||||||
5.1. |
Расселен непригодный для проживания жилищный фонд, млн. кв. м нарастающим итогом |
Президиум Совета |
2,72 "**" |
31.12.2017 |
- |
0,14 |
1,14 |
2,14 |
3,44 "***" |
6,49 "***" |
9,54 |
5.2. |
Количество граждан, расселенных из непригодного для проживания жилищного фонда, тыс. человек нарастающим итогом |
Президиум Совета |
173,18 "**" |
31.12.2017 |
- |
8,2 |
62,8 |
117,4 |
189,5 "****" |
360,2 "****" |
530,9 "****" |
--------------------------------
"*" Показатель будет уточнен по итогам 2018 года.
"**" По данным годовых отчетов субъектов Российской Федерации за 2017 год о реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 г.
"***" Объемы расселения могут уточнены по результатам реализации программ расселения за период 2019 по 2021 годы включительно.
"****" Количество расселяемых граждан может быть уточнено по результатам реализации программ расселения за период 2019 по 2021 годы включительно.
3. Структура национального проекта
N п/п |
Наименование федерального проекта |
Сроки реализации |
Куратор федерального проекта |
Руководитель федерального проекта |
1. |
Ипотека |
01.10.2018 - 31.12.2024 |
А.Г. Силуанов, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации |
А.В. Моисеев, заместитель Министра финансов Российской Федерации |
2. |
Жилье |
01.10.2018 - 31.12.2024 |
В.Л. Мутко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
3. |
Формирование комфортной городской среды |
01.10.2018 - 31.12.2024 |
В.Л. Мутко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
4. |
Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда |
01.10.2018 - 31.12.2024 |
В.Л. Мутко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
4. Задачи и результаты национального проекта
4.1. Федеральный проект "Ипотека"
N п/п |
Наименование задачи, результата |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1. |
Совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечивающим защиту прав граждан и снижение рисков для них |
||
1.1. |
Разработан банковский продукт проектного финансирования с использованием счетов эскроу |
01.10.2018 |
А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ", А.В. Моисеев, заместитель Министра финансов Российской Федерации, при участии Банка России |
1.2. |
Принят рекомендательный стандарт ипотечного кредитования, устанавливающий единые принципы для кредитных организаций |
31.01.2019 |
А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ", А.В. Моисеев, заместитель Министра финансов Российской Федерации, при участии Банка России |
1.3. |
Внесено изменение в законодательство Российской Федерации в части установления залога прав требования участника долевого строительства и включения обеспеченных таким залогом прав требований в ипотечное покрытие облигаций |
31.12.2019 |
И.Э. Торосов, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации |
1.4. |
Внедрено регулирование Банка России, направленное на пересмотр подходов по формированию резервов кредитными организациями при предоставлении кредитов застройщикам с учетом перехода на проектное финансирование |
01.04.2019 |
Банк России, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ", А.В. Моисеев, заместитель Министра финансов Российской Федерации |
1.5. |
Внедрено регулирование Банка России для установления льготного риск-веса по кредитам застройщикам с поручительством (гарантией) единого института развития в жилищной сфере |
01.04.2019 |
Банк России, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ", А.В. Моисеев, заместитель Министра финансов Российской Федерации |
1.6. |
Обеспечен переход от строительства жилья с использованием средств граждан, привлекаемых для создания многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, к банковскому кредитованию и иным формам финансирования, минимизирующим риск для граждан |
01.07.2019 |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ", А.В. Моисеев, заместитель Министра финансов Российской Федерации, при участии Банка России |
1.7. |
Разработан механизм гарантирования, предусматривающий предоставление поручительства, выдачу независимой гарантии единым институтом развития в жилищной сфере |
02.09.2019 |
А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ", Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, А.В. Моисеев, заместитель Министра финансов Российской Федерации, при участии Банка России |
1.8. |
Внесено изменение в законодательство Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования эмиссии ценных бумаг, в рамках которого разрешается регистрация выпусков облигаций с ипотечным покрытием биржей |
28.12.2019 |
А.В. Моисеев, заместитель Министра финансов Российской Федерации |
1.9. |
Проанализировано действующее законодательство и подготовлены предложения с целью обслуживания заемщика в электронном формате (от выдачи кредита до регистрации недвижимости), проведены первые пилотные сделки |
31.12.2019 |
В.В. Абрамченко, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации - Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, А.В. Моисеев, заместитель Министра финансов Российской Федерации, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ", Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, при участии Банка России |
1.10. |
Повышена привлекательность ипотечных ценных бумаг для инвесторов с поручительством АО "ДОМ.РФ" (отнесение ипотечных ценных бумаг с поручительством единого института развития в жилищной сфере к классу высоколиквидных активов с низким риском при расчете нормативов и к I категории качества при формировании резервов, а также смягчение ограничений для участия институциональных инвесторов на рынке ипотечных ценных бумаг) |
01.07.2020 |
Банк России, А.В. Моисеев, заместитель Министра финансов Российской Федерации, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ" |
1.11. |
Рынок ипотеки переведен в электронный формат |
31.12.2022 |
В.В. Абрамченко, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации - Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ", А.В. Моисеев, заместитель Министра финансов Российской Федерации, Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, при участии Банка России |
1.12. |
Обеспечена выдача 1,13 млн ипотечных кредитов на приобретение жилья на первичном рынке |
31.12.2024 |
При участии Банка России, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ", А.В. Моисеев, заместитель Министра финансов Российской Федерации |
4.2. Федеральный проект "Жилье"
N п/п |
Наименование задачи, результата |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1. |
Модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья |
||
1.1. |
Принято решение о выделении средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
15.12.2018, далее ежегодно |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Ю.С. Гордеев, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.2. |
Утвержден перечень субъектов Российской Федерации для участия в мероприятиях по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
15.12.2018, далее ежегодно |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Ю.С. Гордеев, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.3. |
Обеспечен ввод жилья в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
20.01.2019, далее ежегодно |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Ю.С. Гордеев, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.4. |
Внесены изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства в части уточнения направлений использования субсидий в рамках мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
01.02.2019 |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Ю.С. Гордеев, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.5. |
Проведена актуализация не менее 250 действующих нормативно-технических документов на предмет внедрения передовых технологий и установления ограничения на использование устаревших технологий в проектировании и строительстве, в том числе в жилищном строительстве |
01.02.2021 |
Д.А. Волков, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.6. |
Принято не менее 130 новых нормативно-технических документов в строительной сфере, необходимых для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве, в том числе в жилищном строительстве |
01.02.2022 |
Д.А. Волков, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.7. |
Обеспечено расширение применения деревянных конструкций с учетом наилучших практик в строительстве в пилотных регионах "6" |
31.12.2024 |
В.Л. Евтухов, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации |
1.8. |
Проведена разработка и актуализация порядка 100 стандартов продукции промышленности строительных материалов в целях повышения качества индустриального жилищного строительства "7" |
01.02.2021 |
В.Л. Евтухов, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации |
2. |
Снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования в сфере жилищного строительства |
||
2.1. |
Обеспечено достижение целевых показателей, предусмотренных целевой моделью "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование", в том числе сокращены сроки предоставления услуги по получению разрешения на строительство |
31.12.2021 |
статс-секретарь - заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, В.А. Живулин, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации |
2.2. |
Осуществлен переход к прохождению административных процедур в жилищном строительстве по принципу "одного окна" |
01.07.2022 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, заместитель Министра энергетики Российской Федерации М.В. Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
2.2.1. |
Утверждена "дорожная карта" перехода к прохождению административных процедур в жилищном строительстве по принципу "одного окна" |
30.12.2018 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, М.В. Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
2.2.2. |
Определены административные процедуры в сфере жилищного строительства, осуществляемые исключительно в электронной форме |
01.07.2020 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, заместитель Министра энергетики Российской Федерации, М.В. Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
2.2.3. |
Внесены изменения в законодательство Российской Федерации, касающиеся установления единых требований предоставления государственных и муниципальных услуг в жилищном строительстве, и их перевода в электронный вид |
31.12.2020 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, заместитель Министра энергетики Российской Федерации, М.В. Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
2.2.4. |
Обеспечена интеграция Единой информационной системы жилищного строительства с порталом госуслуг, единой системой идентификации и аутентификации, региональными информационными системами обеспечения градостроительной деятельности, единым государственным реестром заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, единым государственным реестром недвижимости |
31.01.2021 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ", заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, М.В. Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
2.2.5. |
Приняты нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие единые требования государственных и муниципальных услуг в жилищном строительстве, и их перевода в электронный вид, а также формы документов, необходимых для оказания таких услуг |
01.02.2021 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, заместитель Министра энергетики Российской Федерации, М.В. Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
2.2.6. |
Не менее 50% процедур исчерпывающего перечня административных процедур в сфере жилищного строительства осуществляются в электронном виде |
31.12.2021 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
3. |
Обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение |
||
3.1. |
Внесены изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие упрощение механизма изъятия земельных участков в целях реализации проектов комплексного устойчивого развития территорий |
31.12.2018 |
статс-секретарь - заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
3.2. |
Разработан методический документ "Стандарт комплексного развития территорий" с учетом лучших мировых практик в области городского планирования |
01.04.2019 |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ" |
3.3. |
Внесены изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на реализацию методического документа "Стандарт комплексного развития территорий" |
31.12.2019 |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ" |
3.4. |
Установлен контроль за использованием земельных участков, находящихся в федеральной собственности, за счет обязательного информирования единого института развития в жилищной сфере о неиспользуемых или неэффективно используемых земельных участках |
31.12.2019 |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ" |
3.5. |
Актуализированы нормативно-правовые документы градостроительного регулирования и планировки территории, архитектурного проектирования, технического регулирования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом методического документа "Стандарт комплексного развития территорий" "8" |
30.07.2021 |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ" |
4. |
Развитие высшего и среднего профессионального образования в области строительства и городского хозяйства, а также реализация программ по повышению квалификации специалистов в области архитектуры, градостроительства и строительства |
||
4.1. |
Реализованы мероприятия по развитию и поддержке высшего и среднего профессионального образования в области строительства и городского хозяйства |
31.12.2024 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
4.2. |
Реализованы мероприятия по повышению квалификации специалистов в области архитектуры, градостроительства и строительства |
31.12.2024 |
А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ", Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
4.3. Федеральный проект "Формирование комфортной
городской среды"
N п/п |
Наименование задачи, результата |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1. |
Создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды |
||
1.1. |
Актом Правительства Российской Федерации утверждена методика формирования индекса качества городской среды, включающая в себя отдельные параметры измерения благоустроенности муниципальных образований, понятия "благоприятная среда" и "неблагоприятная среда", индикаторы доступности городской среды для маломобильных групп населения, цифровизации отрасли городского хозяйства, а также мероприятия по синхронизации выполняемых в рамках национальных проектов "Демография", "Образование", "Экология", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Культура", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" с мероприятиями федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" |
01.03.2019 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.2. |
Внесены изменения в правила распределения субсидий на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в части уточнения механизмов финансирования и учета при распределении субсидий индекса качества городской среды, индикаторов цифровизации отрасли городского хозяйства |
31.12.2018 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.3. |
Сформирован и опубликован индекс качества городской среды "3" (по отношению к предыдущему году) |
01.11.2019, далее ежегодно до 2024 года |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ" |
1.4. |
Отобраны победители Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях |
01.04.2019, далее 01.03 ежегодно до 2024 года |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.5. |
Реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях |
31.12.2020, далее ежегодно до 2024 года |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.6 |
Реализованы отдельные мероприятия по восстановлению и развитию исторических территорий городов Российской Федерации (в соответствующем году) |
31.12.2024 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.7. |
В субъектах Российской Федерации определен порядок проведения рейтингового голосования по выбору территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке с применением целевой модели по вовлечению граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды |
01.02.2019 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.8. |
Проведены общественные обсуждения и определены территории и мероприятия по благоустройству таких территорий при включении объектов в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды, в том числе по результатам рейтингового голосования (в соответствующем году) |
01.03.2019, далее ежегодно до 2024 года |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.9. |
По итогам общественных обсуждений актуализированы действующие государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды, в том числе сформированы перечни городов (агломераций), в которых начиная с 2020 года приоритетное финансирование мероприятий, направленных на повышение качества городской среды, будет осуществляться в комплексе с мероприятиями иных национальных ("Образование", "Здравоохранение", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Культура", "Экология") и соответствующих федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (в соответствующем году) |
31.03.2019, далее ежегодно до 2024 года |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.10. |
Внедрена система мониторинга реализации государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды с использованием информационных систем, с возможностью ежегодной актуализации в случае необходимости |
01.01.2019 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.11. |
Реализованы мероприятия по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) муниципальных образований, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды |
31.12.2024 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.12. |
Разработан и утвержден паспорт ведомственного проекта по цифровизации городского хозяйства "Умный город" "9" |
31.10.2018 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.13. |
Реализованы мероприятия, предусмотренные паспортом ведомственного проекта по цифровизации городского хозяйства "Умный город" "9" |
31.12.2024 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
4.4. Федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения
непригодного для проживания жилищного фонда"
N п/п |
Наименование задачи, результата |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1. |
Создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации |
||
1.1. |
Уточнены критерии признания многоквартирных домов аварийными (принят соответствующий акт Правительства Российской Федерации) |
31.12.2019 |
статс-секретарь - заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, К.Г. Цицин, генеральный директор государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
1.2. |
Определен порядок оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на расселение непригодного для проживания жилищного фонда (принят соответствующий акт Правительства Российской Федерации) |
01.03.2019 |
статс-секретарь - заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, К.Г. Цицин, генеральный директор государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
1.3. |
Субъектам Российской Федерации установлены целевые показатели расселения непригодного для проживания жилищного фонда в 2019 - 2021 годах |
01.03.2019 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, К.Г. Цицин, генеральный директор государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
1.4. |
Субъектам Российской Федерации установлены целевые показатели расселения непригодного для проживания жилищного фонда в 2022 - 2024 годах |
01.03.2022 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, К.Г. Цицин, генеральный директор государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
1.5. |
Утверждены региональные программы переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда |
01.04.2019 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, К.Г. Цицин, генеральный директор государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
1.6. |
Заключены соглашения с субъектами Российской Федерации на оказание финансовой поддержки на расселение непригодного для проживания жилищного фонда |
01.07.2019 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, К.Г. Цицин, генеральный директор государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
1.7. |
Реализованы мероприятия, предусмотренные региональными программами переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда |
31.12.2024 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, К.Г. Цицин, генеральный директор государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
1.8. |
Достигнуто значение не менее 130% соотношения расселяемого непригодного для проживания жилищного фонда к признаваемому в соответствующем году, с учетом уточнения критериев признания многоквартирных домов аварийными |
31.12.2023 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, К.Г. Цицин, генеральный директор государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
1.9. |
Приняты необходимые нормативные правовые акты, устанавливающие новые механизмы переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающие соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации |
01.07.2019 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, К.Г. Цицин, генеральный директор государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
5. Финансовое обеспечение реализации национального проекта
N п/п |
Наименование федерального проекта и источники финансирования |
Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн. рублей) |
Всего (млн. рублей) 2019 - 2024 |
||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1. |
Федеральный проект "Ипотека" |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
Федеральный проект "Жилье" |
26045,8 |
33600,1 |
37400,3 |
41904,9 |
46900,0 |
52600,0 |
58800,0 |
271205,3 |
2.1. |
Федеральный бюджет, в том числе |
21169,4 |
23460,1 |
26230,3 |
29344,9 |
32830,0 |
36750,0 |
41160,0 |
189775,3 |
2.1.1. |
на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
20189,4 |
22460,0 |
25230,0 |
28340,0 |
31830,0 |
35750,0 |
40160,0 |
183770,0 |
2.1.2 |
на реализацию мероприятий по разработке и актуализации технических нормативов |
980,0 |
1000,1 |
1000,3 |
1004,9 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
6005,3 |
2.1.3. (2.1.1.) |
из них межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
20189,4 |
22460,0 |
25230,0 |
28340,0 |
31830,0 |
35750,0 |
40160,0 |
183770,0 |
2.1.4. (2.1.2.) |
из них субсидий юридическим лицам реализацию мероприятий по разработке и актуализации технических нормативов |
980,0 |
1000,1 |
1000,3 |
1004,9 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
6005,3 |
2.2. |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
4876,4 |
10140,0 |
11170,0 |
12560,0 |
14070,0 |
15850,0 |
17640,0 |
81430,0 |
2.2.1. (2.1.1) |
на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
4876,4 |
10140,0 |
11170,0 |
12560,0 |
14070,0 |
15850,0 |
17640,0 |
81430,0 |
2.3. |
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.4. |
внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Федеральный проект "Формирование комфортной городской среды", в том числе: |
41104,0 |
49619,4 |
46587,0 |
46587,0 |
48354,3 |
48354,3 |
48354,3 |
287856,3 |
3.1. |
федеральный бюджет, в том числе |
30504 |
46420 |
43600 |
43600 |
45240 |
45240 |
45240 |
269340 |
3.1.1. |
на реализацию мероприятий по формированию комфортной городской среды |
25504 |
41320 |
38500 |
38500 |
40140 |
40140 |
40140 |
238740 |
3.1.2. |
на реализацию проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды |
4900 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
30000 |
3.1.3. |
на реализацию мероприятий по управлению и содержанию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
600 |
3.1.4. (3.1.1.) |
из них межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации "10" на реализацию мероприятий по формированию комфортной городской среды в субъектах Российской Федерации |
25504 |
41320 |
38500 |
38500 |
40140 |
40140 |
40140 |
238740 |
3.1.5. (3.1.2.) |
из них иной межбюджетный трансферт субъектам Российской Федерации на реализацию проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды |
4900 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
30000 |
3.1.6. (3.1.3.) |
из них субсидии юридическим лицам на мероприятия по управлению и содержанию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
600 |
3.2. |
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.3. (3.1.1.) |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
10600,0 |
3199,4 |
2987,0 |
2987,0 |
3114,3 |
3114,3 |
3114,3 |
18516,3 |
3.4. |
внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. |
Федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", в том числе: |
0 |
40960 |
40983 |
42789 |
130308 "*" |
130389 "*" |
121737 "*" |
507166 "*" |
4.1. |
федеральный бюджет |
0 |
35400 |
35420 |
35420 |
111060 |
111060 |
103580 |
431940 |
4.1.1. |
из них имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
0 |
35400 |
35420 |
35420 |
111060 |
111060 |
103580 |
431940 |
4.2. |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
0 |
5560 |
5563 |
5563 |
17442 |
17442 |
16270 |
67840 |
4.3. |
внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
1806 |
1806 |
1887 |
1887 |
7386 |
Всего по национальному проекту за счет всех источников, в том числе: |
67149,8 |
124179,5 |
124970,3 |
131280,9 |
225562,3 |
231343,3 |
228891,3 |
1066227,6 |
|
федеральный бюджет |
51673,4 |
105280,1 |
105250,3 |
108364,9 |
189130,0 |
193050,0 |
189980,0 |
891055,3 |
|
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
15476,4 |
18899,4 |
19720,0 |
21110,0 |
34626,3 |
36406,3 |
37024,3 |
167786,3 |
|
внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
1806 |
1806 |
1887 |
1887 |
7386 |
--------------------------------
"*" Объемы финансирования могут быть уточнены по результатам реализации программ расселения за период 2019 по 2021 год включительно.
6. Дополнительная информация
Реализация федеральных проектов, включенных в состав национального проекта "Жилье и городская среда", в совокупности с реализацией национальных проектов по другим направлениям, определенных Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. N 204, при условии устойчивого роста реальных доходов граждан, обеспечения темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической ситуации, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%, позволит обеспечить достижение национальной цели развития Российской Федерации "улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно" в 2024 году (приобретут жилье на вторичном рынке или зарегистрируют права собственности на квартиры, приобретенные ранее на этапе строительства, в том числе с ипотекой - 4,07 млн., построят индивидуальные жилые дома - 0,28 млн., получат квартиры по договорам социального найма - 0,07 млн., заключат договора аренды квартир на срок не менее 1 года - 0,03 млн., будут переселены из аварийного жилья - 0,1 млн., улучшат жилищные условия иными методами, в том числе за счет проведения капитального ремонта основных конструктивных элементов - 0,489 млн.).
На достижение к 2024 году национальной цели "Улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно" будут также оказывать положительное влияние реализуемые на федеральном и региональном уровне и финансируемые вне рамок федерального проекта мероприятия по обеспечению граждан жильем, включая мероприятия государственных программ Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", "Социальная поддержка граждан", "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", "Обеспечение обороноспособности страны", "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.
Определение и детализация терминологии национального
проекта "Жилье и городская среда"
В части вопросов, касающихся федеральных проектов "Ипотека" и "Жилье":
"обеспечение доступным жильем" - создание условий для возможности приобретения доступного жилья гражданами Российской Федерации;
"доступное жилье" - это жилье, которое может приобрести семья за свой счет или с помощью ипотеки на средних условиях (средняя ставка по ипотеке по данным Банка России за отчетный период, срок кредита - 15 лет) при условии расходования на оплату ипотечного кредита не более 35% своего дохода и наличия собственных средств для приобретения жилья в размере 30% стоимости квартиры общей площадью в 54 кв. метра;
"средняя стоимость 1 кв. метра модельного жилья на первичном рынке" - расчетная средняя цена 1 кв. метра общей площади квартир на первичном рынке, определяется путем последовательной индексации официальных данных Росстата о фактически сложившемся уровне цен в 2017 году на показатель "номинальный индекс цен на жилье", рассчитываемый Росстатом;
Источник данных - Росстат. Методологические рекомендации по наблюдению за уровнем и динамикой цен на рынке жилья, утвержденные приказом Росстата от 20 января 2009 г. N 7.
"семьи со средним достатком" - семьи, которые имеют возможность приобретения жилья за счет ипотечного кредитования;
"улучшение жилищных условий" - комплекс мер, предусматривающий:
- приобретение жилого помещения по договору купли-продажи или регистрации прав собственности на основании договора участия в долевом строительстве, в том числе с использованием ипотечного кредита;
- строительство индивидуального жилого дома за счет собственных и заемных средств;
- получение жилого помещения по договору социального найма;
- аренда жилья на длительный срок на рыночных условиях;
- переселение из аварийного жилого дома;
- иные меры, в том числе проведение капитального ремонта основных конструктивных элементов жилого дома.
"объем жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год" - общая площадь введенных жилых домов в эксплуатацию в отчетном периоде застройщиками всех видов (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица).
Источник данных - Росстат. Отчетность по вводу жилья в многоквартирных домах собирается с застройщиков - юридических лиц по форме отчетности С-1 по факту получения разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, отчетность по вводу индивидуальных жилых домов, построенных населением - по форме ИЖС, с органов исполнительной власти муниципальных образований, организаций технического учета, Росреестра по факту учета (регистрации) построенного объекта.
"совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг" - повышение ликвидности и инвестиционной привлекательности рынка ипотечных ценных бумаг как надежного источника долгосрочного фондирования выдачи ипотечных кредитов, в том числе обеспечение возможности секьюритизации ипотечных кредитов, выданных под залог прав по договорам долевого участия, и увеличение разрешенной доли инвестиций в такие бумаги НПФ и страховых компаний, включение ипотечных ценных бумаг с поручительством АО "ДОМ.РФ" в ломбардный список Банка России;
"другие формы финансирования жилищного строительства, обеспечивающие защиту прав граждан и снижение рисков для них" - поэтапный переход от прямого привлечения средств граждан для создания многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, к финансированию жилищного строительства с использованием механизмов счетов эскроу, предусматривающих раскрытие для застройщика средств граждан - участников долевого строительства по завершении строительства;
"совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья" - реализация мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, внесение изменений в Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710;
"стандартное жилье" - в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 506-ФЗ) осуществлена замена понятия "жилье экономического класса" на "стандартное жилье".
Согласно статье 15 Закона N 506-ФЗ критерии отнесения жилых помещений к стандартному жилью будут утверждены Минстроем России, а до их утверждения под стандартным жильем понимаются жилые помещения, соответствующие условиям их отнесения к жилью экономического класса.
"снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства" - оптимизация процедур в жилищном строительстве и снижение издержек застройщиков;
"обеспечение эффективного использования земель" - комплекс мер нормативно-правового регулирования, направленных на вовлечение свободных и неэффективно используемых земельных участков, прежде всего, в существующих границах городов, в целях массового жилищного строительства;
"устаревшая технология" - не отвечающая современным требованиям с точки зрения обеспечения безопасности и эффективности зданий, сооружений;
"ограничения на использование устаревших технологий" - осуществляются через совершенствование (актуализация и развитие) нормативной базы "автоматически" при обновлении нормативно-технических документов, через внедрение в нормативно-технические документы параметров передовых технологий проектирования и строительства, заменяющих параметры устаревших технологий;
"передовые технологии проектирования" - это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата (решения практических задач) с применением современных/последних/эффективных методов организации, методологий, методик, инструментов, средств, в том числе программного обеспечения и т.д.;
"модернизация строительной отрасли" - это поэтапный переход от использования устаревших технологий к применению передовых технологий в строительной отрасли.
В части вопросов, касающихся федеральных проектов "Формирование комфортной городской среды" и "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда":
"кардинальное повышение комфортности городской среды" - кардинальное повышение комфортности городской среды выражается в повышении индекса качества городской среды в городах на 30 процентов и сокращении количества городов с неблагоприятной средой в два раза;
"повышение индекса качества городской среды на 30 процентов" - индекс качества городской среды будет рассчитываться Минстроем России, исходя из базового значения индекса 2018 года в соответствии с утвержденной методикой. Повышение предполагает постепенный рост значения индекса качества городской среды с 2018 года до 2024 года включительно. Цифровые показатели роста определяются паспортом национального проекта "Жилье и городская среда" с разбивкой по годам;
"сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза" - понятия "благоприятная", "неблагоприятная" среда будут даны в методике определения индекса качества городской среды. При этом, городская среда будет оцениваться как неблагоприятная в случае, если значение индекса качества городской среды соответствующего города будет ниже 50% от максимального значения, которое может набрать город в соответствии с методикой. В целях сокращения количества городов с неблагоприятной средой в два раза в приоритетном порядке распределение средств федерального бюджета, предоставляемых в рамках выделения субсидий на выполнение мероприятий по благоустройству, осуществляется в отношении городов;
"создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды" - основным механизмом прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды будет являться рейтинговое голосование граждан, в ходе которого жители определяют какие объекты необходимо будет благоустроить в первоочередном порядке и включать в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды, и которое станет постоянной ежегодной процедурой (с учетом опыта его проведения в 2018 году). Порядок проведения рейтингового голосования будет установлен субъектами Российской Федерации. Граждане получают право участвовать в рейтинговом голосовании с 14 лет. Продолжится внедрение Целевой модели вовлечения граждан в принятие решений вопросов развития городской среды;
"увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов" - под гражданами, принимающими участие в решении вопросов развития городской среды, будут учитываться граждане Российской Федерации в возрасте с 14 лет, принявшие участие в мероприятиях, проводимых на территории муниципальных образований, в которых реализуются государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды. К числу основных таких мероприятий относятся: рейтинговое голосование, обсуждение конкретных проектов создания комфортной городской среды, в том числе в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды, дизайн-проектов по конкретным территориям, использование цифровых технологий (мобильные приложения, он-лайн порталы для голосования ("Активный гражданин", "Добродел" и т.п.). Измерение количества людей, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, будет осуществляться на основании отчетной информации, предоставляемой муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации, в том числе размещаемой в модуле "Формирование комфортной городской среды" государственной информационной системы ЖКХ;
"обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" - осуществление в отчетном периоде (с 2019 по 2024 годы) расселения непригодного для проживания жилищного фонда в объеме не менее 50% объема жилья, признаваемого в этот же период аварийным, при условии выделения необходимых объемов финансирования из федерального и региональных бюджетов;
"создание механизмов переселения граждан" - принятие изменений в законодательство Российской Федерации Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации), устанавливающих порядок и условия переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, а также принятие актов Правительства Российской Федерации, регламентирующих порядок оказания федеральной поддержки субъектам Российской Федерации на расселение непригодного для проживания жилищного фонда;
"непригодный для проживания жилищный фонд" - совокупность многоквартирных домов, признанных аварийными в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;
"создание механизмов развития комфортной городской среды" - формирование и реализация мероприятий, предусмотренных паспортом национального проекта "Жилье и городская среда", паспортом федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды, а также иных мероприятий, предусмотренных решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минстроя России по вопросам формирования комфортной городской среды;
"неблагоприятная среда" - состояние городской среды, устанавливаемое в соответствии с методикой определения индекса качества городской среды при котором количество набранных муниципальным образованием, в отношении которых устанавливается индекс качества городской среды, баллов составляет менее 50% от максимально возможного количества баллов;
"комплексное развитие городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды" - изменение состояния городской среды в результате реализации национального проекта "Жилье и городская среда", характеризующееся повышением индекса качества городской среды в соответствии с целевыми показателями национального проекта в городах, в отношении которых происходит расчет такого индекса в соответствии с методикой определения индекса качества городской среды.
--------------------------------
"1" При условии выполнения подпункта "з" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части обеспечения темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической ситуации, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;
"2" Значения показателя "Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год, млн. кв. метров" может быть пересмотрен с учетом части 14 статьи 9 законопроекта N 581453-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предполагающей переход всех действующих проектов строительства на работу по счетам эскроу с 1 июля 2019 г.
"3" Формирование индекса качества городской среды с учетом определения понятий "благоприятная среда" и "неблагоприятная среда" и корректировки методики подсчета индекса качества городской среды.
"4" - результаты могут уточняться в связи с актуализацией государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды, указано прогнозное количество общественных территорий, которые будут благоустроены в период с 2019 по 2024 годы, исходя из количества общественных территорий, включенных в настоящее время в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды на период 2018 - 2022 гг., а также общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, выявленных по результатам инвентаризации. Количество общественных территорий, включенных в государственные (муниципальные) программы приведено ниже в таблице.
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
Итого 2019 - 2024 |
|
Количество, общественных территорий, в том числе набережных, центральных площадей и парков, включенных в действующие государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды (нарастающим итогом) "*" |
5 008 |
4 799 |
7 150 |
8 626 |
- |
- |
25 583 |
--------------------------------
"*" Реализация мероприятий осуществляется, в том числе на территории всех городов Российской Федерации. Справочно: по данным Росстата на 01.01.2018 на территории Российской Федерации 1113 городов. По состоянию на 28.06.2018 года число городов Российской Федерации увеличилось до 1114, так как в соответствии с Областным законом от 18.06.2018 N 46-оз "Об изменении категории населенного пункта Кудрово во Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области и о внесении изменения в областной закон "Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения" деревня Кудрово была преобразована в город Кудрово.
"5" В том числе реализованы отдельные мероприятия по восстановлению и развитию исторических территорий городов Российской Федерации (в соответствующем году).
"6" В том числе в соответствии с действующими программами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Целевые показатели реализации мероприятий, направленных на развитие деревянного домостроения в пилотных субъектах Российской Федерации, определенных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации:
Наименование субъекта Российской Федерации "*" |
Количество введенных в эксплуатацию деревянных домов в пилотных субъектах Российской Федерации, кв. м. |
|||||||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|
Архангельская область |
110 063 |
116 667 |
123 667 |
131 087 |
138 952 |
147 289 |
156 126 |
165 494 |
Забайкальский край |
228 253 |
241 948 |
256 465 |
271 853 |
288 164 |
305 454 |
323 781 |
343 208 |
Иркутская область |
213 901 |
226 735 |
240 339 |
254 759 |
270 045 |
286 247 |
303 422 |
321 627 |
Республика Коми |
35 448 |
37 575 |
39 830 |
42 220 |
44 753 |
47 438 |
50 284 |
53 301 |
Кировская область |
62 424 |
66 169 |
70 139 |
74 348 |
78 808 |
83 537 |
88 549 |
93 862 |
ВСЕГО |
650 088 |
689 094 |
730 439 |
774 266 |
820 721 |
869 965 |
922 163 |
977 492 |
--------------------------------
"*" Перечень пилотных субъектов Российской Федерации определен Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
"7" В том числе в соответствии с действующими программами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
"8" Планируется экспертное обсуждение.
"9" В рамках реализации задачи по преобразованию отрасли городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений, определенной Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. N 204.
"10" Предоставление средств федерального бюджета, возможно в том числе на конкурсной основе.
Приложение N 1
к паспорту национального проекта
"Жилье и городская среда"
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА"
1. Методика расчета целей, целевых и дополнительных
показателей национального проекта
N п/п |
Методика расчета |
Базовые показатели |
Источник данных |
Ответственный за сбор данных |
Уровень агрегирования информации |
Срок и периодичность |
Дополнительная информация |
Средний уровень процентной ставки по ипотечному кредиту, % |
|||||||
1.1. |
Средние процентные ставки по предоставленным кредитными организациями ипотечным жилищным кредитам с начала года |
Средневзвешенная ставка по выданным с начала года ипотечным жилищным кредитам, предоставленным физическим лицам-резидентам, в рублях |
Банк России |
Банк России |
Субъекты РФ |
Ежемесячно |
http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?Tb1ID=4-3&pid=ipoteka&sid=ITM_17631 |
Количество предоставленных ипотечных кредитов, млн. ед. |
|||||||
1.2. |
Общее количество выдаваемых ипотечных кредитов в рублях и иностранной валюте в единицах кредитными организациями |
Количество предоставленных физическим лицам - резидентам ипотечных жилищных кредитов в рублях и иностранной валюте |
Банк России |
Банк России |
Субъекты РФ |
Ежемесячно |
http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=4-3&pid=ipoteka&sid=ITM_17631 http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?Tb1ID=4-4&pid=ipoteka&sid=ITM_32753 |
Средняя стоимость 1 кв. метра модельного жилья на первичном рынке, тыс. рублей |
|||||||
1.3. |
Последовательная индексация официальных данных Росстата о фактически сложившемся уровне цен в 2017 году на показатель "номинальный индекс цен на жилье", рассчитываемый Росстатом |
Средняя стоимость 1 кв. метра на первичном рынке в 2017 г. (в среднем за год) Номинальный индекс цен на жилье, % с начала года к соответствующему периоду прошлого года |
Росстат |
Росстат |
Субъекты РФ |
Ежеквартально |
Методологические рекомендации по наблюдению за уровнем и динамикой цен на рынке жилья, утвержденные Приказом Росстата N 7 от 20.01.2009 Форма N 1-РЖ "Сведения об уровне цен на рынке жилья" Требуется автоматизация расчета показателя |
Объем выдачи ипотечных кредитов на приобретение жилья на первичном рынке, млн. ед. |
|||||||
1.4. |
Общее количество выдаваемых ипотечных кредитов в рублях и иностранной валюте в единицах кредитными организациями |
Количество предоставленных физическим лицам - резидентам ипотечных жилищных кредитов в рублях и иностранной валюте |
Банк России |
Банк России |
Субъекты РФ |
Ежемесячно |
http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=4-3&pid=ipoteka&sid=ITM_17631 http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?Tb1ID=4-4&pid=ipoteka&sid=ITM_32753 |
Количество действующих договоров долевого участия без счетов эскроу, тыс. ед. |
|||||||
1.5.1. |
Общее количество зарегистрированных договоров долевого участия без счетов эскроу |
Данные ЕГРН |
Росреестр |
Росреестр |
Росреестр |
Ежеквартально |
- |
Количество действующих договоров долевого участия по счетам эскроу, тыс. ед. |
|||||||
1.5.2. |
Общее количество открытых счетов эскроу для расчетов по договорам участия в долевом строительстве |
Открытие счета эскроу для расчета по договору участия в долевом строительстве |
Банк России |
Банк России |
Кредитные организации |
Ежеквартально |
- |
Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год, млн. кв. метров |
|||||||
1.6. |
Общая площадь введенных жилых домов определяется как сумма площадей всех частей жилых помещений, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, площадей лоджий, балконов, веранд, террас, подсчитываемых с соответствующими понижающими коэффициентами, а также жилых и подсобных помещений в построенных населением индивидуальных жилых домах |
Ввод общей площади жилых помещений |
Росстат |
Росстат |
Субъекты РФ |
Ежемесячно |
Приказ Росстата от 12.01.2018 N 5 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений" |
Объем ввода в многоквартирных жилых домах в год, млн. кв. метров |
|||||||
1.7. |
Разность между показателями Росстата "Ввод общей площади жилых помещений" и "Ввод общей площади жилых помещений, построенных населением" |
Ввод общей площади жилых помещений Ввод общей площади жилых помещений, построенных населением |
Росстат |
Росстат |
Субъекты РФ |
Ежемесячно |
Приказ Росстата от 30.08.2017 N 562 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством" (формы С-1 и ИЖС) |
Объем строительства многоквартирных жилых домов, профинансированный за счет ипотечного кредитования, в год, млн. кв. метров |
|||||||
1.8. |
Сумма площади жилых помещений, в отношении которых зарегистрированы договора долевого участия с ипотекой или первые договора купли-продажи с ипотекой, в многоквартирных жилых домах в отчетном периоде |
Данные ЕГРН |
Росреестр |
Росреестр |
Субъекты РФ |
Ежемесячно |
Требуется автоматизация расчета показателя |
Актуализированы действующие нормативно-технические документы для внедрения передовых технологий и установления ограничения на использование устаревших технологий в проектировании и строительстве, ед. |
|||||||
1.9. |
Нормативно-технические документы для внедрения передовых технологий и установления ограничения на использование устаревших технологий в проектировании и строительстве |
Нормативно-технические документы |
Минстрой России |
Минстрой России |
Минстрой России |
Ежегодно |
- |
Внедрены новые нормативно-технические документы в строительстве для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве, ед. |
|||||||
1.10. |
Нормативно-технические документы в строительстве для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве |
Нормативно-технические документы |
Минстрой России |
Минстрой России |
Минстрой России |
Ежегодно |
- |
Срок получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, рабочих дней |
|||||||
1.11. |
Количество рабочих дней срок предоставления для получения разрешения услуги, рабочих дней на строительство объекта жилищного строительства |
Минстрой России |
Минстрой России |
Субъекты РФ |
Ежегодно |
- |
|
Срок проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для объектов жилищного строительства, дни |
|||||||
1.12. |
Количество календарных дней проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для объектов жилищного строительства |
срок предоставления услуги, календарных дней |
Минстрой России |
Минстрой России |
Субъекты РФ |
Ежегодно |
- |
Количество процедур (услуг), включенных в исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, не более ед. |
|||||||
1.13. |
Количество процедур (услуг), включенных в исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 403 |
Количество процедур |
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства" (с изменениями на дату расчета показателя) |
Минстрой России |
Российская Федерация |
Ежемесячно |
Количество процедур (услуг), включенных в исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 403 |
Количество процедур (услуг), включенных в исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, не более ед. в том числе предоставляемых в электронном виде, ед. |
|||||||
1.14. |
Количество процедур (услуг), включенных в исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 403 |
Количество процедур |
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства" (с изменениями на дату расчета показателя) |
Минстрой России |
Российская Федерация |
Ежемесячно |
Количество процедур (услуг), включенных в исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 403 |
Площадь земельных участков, вовлеченных в оборот в целях жилищного строительства, тыс. га |
|||||||
1.15. |
Площадь земельных участков, предоставленных для целей жилищного строительства или с измененным видом разрешенного использования, допускающего жилищное строительство |
Площадь земельных участков |
Росреестр |
Минстрой России |
Субъекты РФ |
Ежегодно |
Требуется согласованием методики расчета и организация сбора данных и автоматизации расчета |
Среднее значение индекса качества городской среды по Российской Федерации, единица |
|||||||
1.16. |
Среднее значение индекса качества городской среды формируется на основе средних значений индекса по субъектам Российской Федерации, которые в свою очередь формируются из значений индекса по городам, расположенным на территории субъектов Российской Федерации |
Значение индекса качества городской среды в отношении города |
Росстат, ГИС ЖКХ, открытые источники Yandex, Google, 2GIS, Вконтакте, OpenStreetMap, данные дистанционного зондирования земли Copernicus Open Access Hub, ГЛОНАСС, GPS, Реформа ЖКХ |
Минстрой России, АО "ДОМ.РФ", субъекты Российской Федерации, города |
Города, субъекты Российской Федерации |
ежегодно |
- |
Доля городов с благоприятной средой от общего количества городов, % |
|||||||
1.17. |
Процентное соотношение количества городов с благоприятной средой к общему количеству городов в Российской Федерации |
Значение индекса качества городской среды в отношении города |
Росстат, ГИС ЖКХ, открытые источники Yandex, Google, 2GIS, Вконтакте, OpenStreetMap, данные дистанционного зондирования земли Copernicus Open Access Hub, ГЛОНАСС, GPS, Реформа ЖКХ |
Минстрой России, АО "ДОМ.РФ", субъекты Российской Федерации, города |
города, субъекты Российской Федерации |
ежегодно |
В целях сокращения количества городов с неблагоприятной средой в два раза в приоритетном порядке распределение средств федерального бюджета, предоставляемых в рамках выделения субсидий на выполнение мероприятий по благоустройству, осуществляется в отношении городов |
Реализованы мероприятия по благоустройству, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды (количество обустроенных общественных пространств), не менее тыс. ед. накопительным итогом начиная с 2019 г. |
|||||||
1.18. |
Сумма всех благоустроенных общественных пространств, включенных в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды, в том числе в городах Российской Федерации |
Количество благоустроенных общественных пространств, включенных в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды, в том числе в городах Российской Федерации |
Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды |
Минстрой России, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды |
Муниципальные образования, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, субъекты Российской Федерации |
ежеквартально |
- |
Реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, не менее ед. нарастающим итогом |
|||||||
1.19. |
Сумма всех реализованных проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях |
Количество реализованных проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях |
Субъекты Российской Федерации муниципальные образования, на территории которых реализуются проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях |
Минстрой России Субъекты Российской Федерации муниципальные образования, на территории которых реализуются проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях |
Муниципальные образования, на территории которых реализуются проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях |
ежегодно |
- |
Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, % |
|||||||
1.20. |
Процентное соотношение количества граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды к общему количеству граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды 3 |
Количество граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды |
Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды |
Минстрой России, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды |
Муниципальные образования, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, субъекты Российской Федерации |
ежеквартально |
- |
Расселен непригодный для проживания жилищный фонд, млн. кв. м нарастающим итогом |
|||||||
1.21. |
Количество квадратных метров, расселенного непригодного для проживания жилищного фонда на территории Российской Федерации |
Количество квадратных метров, расселенного непригодного для проживания жилищного фонда на территории субъекта Российской Федерации |
Субъекты Российской Федерации, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
Минстрой России, субъекты Российской Федерации, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
Субъекты Российской Федерации |
ежеквартально |
- |
Количество граждан, расселенных из непригодного для проживания жилищного фонда, тыс. человек нарастающим итогом |
|||||||
1.22. |
Количество граждан, расселенных из непригодного для проживания жилищного фонда на территории Российской Федерации |
Количество граждан, расселенных из непригодного для проживания жилищного фонда на территории субъекта Российской Федерации |
Субъекты Российской Федерации, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
Минстрой России, Субъекты Российской Федерации, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
Субъекты Российской Федерации |
ежеквартально |
- |
2. Оценка обеспеченности целей и целевых показателей
национального проекта
N п/п |
Наименование федерального проекта |
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета (млн. рублей) |
Влияние на достижение целей и целевых показателей (процентов): 1. обеспечить доступным жильем семьи со средним достатком, в том числе создать возможности для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов; 2. увеличить объем жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год; 3. кардинально повысить комфортность городской среды, повысить индекс качества городской среды на 30 процентов, сократить в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза; 4. создать механизм прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличить долю граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов; 5. обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда; |
Сводный рейтинг (баллов) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
1. |
Формирование комфортной городской среды |
269340 |
0 |
0 |
90 |
100 |
0 |
190 |
2. |
Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда |
431940 |
0 |
10 |
5 |
0 |
90 |
105 |
3. |
Жилье |
189775,3 |
20 |
70 |
5 |
0 |
7 |
102 |
4. |
Ипотека |
0 |
15 |
5 |
0 |
0 |
0 |
20 |
ИТОГО обеспеченность целей и целевых показателей национального проекта |
891055,3 |
35 |
85 |
100 |
100 |
97 |
417 |