См. Документы Министерства внутренних дел Российской Федерации

ПАМЯТКА

О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВ,

ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОВЕТАМ, ОБРАЗОВАННЫМ

ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ, И ЧЛЕНАМ

ЭТИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ

1. Общие положения

Общественные советы при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах (далее - общественные советы) образованы в соответствии с частью 7 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, а также пунктом 18 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 668 "Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах" (далее - Указ).

Права общественных советов и членов общественных советов определены соответственно в пунктах 6 и 7 Указа.

Общественный совет для выполнения возложенных на него задач имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке от органов внутренних дел информацию об их деятельности, если это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций;

б) заслушивать в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, информацию должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов о деятельности органов внутренних дел по пресечению преступлений, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений;

в) вносить руководителям органов внутренних дел Российской Федерации предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел;

г) создавать по вопросам, отнесенным к компетенции общественного совета, комиссии и рабочие группы, в состав которых могут входить по согласованию с соответствующими руководителями органов внутренних дел сотрудники органов внутренних дел, а также государственные гражданские и муниципальные служащие, представители общественных объединений и организаций;

д) принимать в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации, участие в работе аттестационных комиссий органов внутренних дел и конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей сотрудников органов внутренних дел;

е) оказывать содействие сотрудникам органов внутренних дел в защите их прав и законных интересов.

Члены общественного совета имеют право:

а) посещать без специального разрешения помещения, занимаемые органами внутренних дел, а также места принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту, в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации;

б) знакомиться с обращениями граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов сотрудниками органов внутренних дел, а также с результатами рассмотрения таких обращений;

в) ходатайствовать перед соответствующими руководителями органов внутренних дел и контролирующих органов о проведении проверок соблюдения сотрудниками органов внутренних дел прав, свобод и законных интересов граждан, требований к служебному поведению, норм профессиональной этики, принимать участие в таких проверках и знакомиться с их результатами;

г) участвовать в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, в работе совещаний, проводимых органами внутренних дел;

д) присутствовать в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, при проведении должностными лицами органов внутренних дел личного приема граждан.

Так как Указом установлено, что порядок реализации отдельных прав, предоставленных общественным советам и членам общественных советов, устанавливается Министром внутренних дел Российской Федерации, МВД России издан ряд нормативных правовых актов, устанавливающих такой порядок.

2. Особенности реализации отдельных прав,

предоставленных общественным советам, образованным

при Министерстве внутренних дел Российской Федерации

и его территориальных органах, и членам

общественных советов

2.1. Реализация права общественного совета заслушивать в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, информацию должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов о деятельности органов внутренних дел по пресечению преступлений, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений (подпункт "б" пункта 6 Указа)

Порядок заслушивания общественными советами информации должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации о деятельности органов внутренних дел по пресечению преступлений, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений (далее - Порядок заслушивания) утвержден Приказом МВД России от 23 мая 2012 г. N 534.

Приказом установлено, что Общественный совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации заслушивает информацию должностных лиц департаментов, главных управлений, управлений МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских организаций системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации (подпункт 2.1 Приказа МВД России от 23 мая 2012 г. N 534). Общественные советы при территориальных органах МВД России заслушивают информацию должностных лиц тех органов, при которых они образованы, а также должностных лиц органов внутренних дел, находящихся в их подчинении (подпункт 2.2 указанного Приказа).

Порядок заслушивания устанавливает процедуру заслушивания общественными советами информации должностных лиц департаментов, главных управлений, управлений МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских организаций системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации (далее - должностное лицо органа внутренних дел или докладчик), о деятельности органов внутренних дел по пресечению преступлений, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений (далее - информация должностного лица органа внутренних дел).

Перед принятием решения о проведении заслушивания информации должностного лица органа внутренних дел председатель общественного совета согласовывает тематику, сроки и кандидатуру должностного лица, представляющего информацию, с руководителем органа внутренних дел, в котором проходит службу должностное лицо, планируемое к заслушиванию на заседании общественного совета (пункт 4 Порядка заслушивания).

Согласованное предложение о заслушивании общественным советом должностного лица органов внутренних дел включается в план работы общественного совета или в повестку дня внепланового заседания общественного совета отдельным вопросом (пункт 5 Порядка заслушивания).

В случае невозможности участия докладчика в заседании общественного совета по уважительной причине (служебная командировка, отпуск, отсутствие по болезни и т.д.) может быть осуществлена его замена на иное должностное лицо органа внутренних дел.

Заслушивание отменяется или сроки его проведения переносятся (пункт 7 Порядка заслушивания):

- по мотивированному рапорту должностного лица органа внутренних дел, согласованному с руководителем органа внутренних дел, в котором это должностное лицо проходит службу;

- по предложению общественного совета;

- при невозможности присутствия докладчика на заседании общественного совета по уважительным причинам и отказе общественного совета от замены его иным должностным лицом органа внутренних дел.

Решение общественного совета о дате проведения, отмене, переносе заслушивания, замене кандидатуры должностного лица органа внутренних дел, представляющего информацию, доводится в течение десяти дней после принятия соответствующего решения в письменном виде до сведения данного должностного лица и руководителя органа внутренних дел, в котором проходит службу должностное лицо (пункт 8 Порядка заслушивания).

Заслушивание информации должностного лица органа внутренних дел на заседании общественного совета проводится в форме выступления упомянутого должностного лица.

По результатам заслушивания общественный совет (пункт 10 Порядка заслушивания):

- вносит (письменно) предложения руководителю органа внутренних дел по совершенствованию деятельности органа внутренних дел, информация о котором заслушана общественным советом;

- ходатайствует (письменно или устно с занесением в протокол заседания) перед руководителем органа внутренних дел о проведении проверок соблюдения сотрудниками органа внутренних дел прав и свобод граждан, законности, выполнения обязанностей, возложенных на них Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", а также требований к служебному поведению и норм профессиональной этики.

Решение, принятое общественным советом, направляется для рассмотрения руководителю органа внутренних дел, при котором этот общественный совет создан.

Сообщение о заслушивании информации должностного лица органа внутренних дел на заседании общественного совета по решению совета может быть размещено на официальном сайте соответствующего органа внутренних дел или передано для опубликования в средствах массовой информации при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, права объединений и организаций на защиту их деловой репутации.

2.2. Реализация права общественного совета принимать в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации, участие в работе аттестационных комиссий органов внутренних дел и конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей сотрудников органов внутренних дел (подпункт "д" пункта 6 Указа)

Порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок аттестации) утвержден Приказом МВД России от 14 марта 2012 г. N 170 "1".

--------------------------------

"1" Зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2012 г., регистрационный N 23902.

Аттестация в органах внутренних дел Российской Федерации проводится в целях определения соответствия сотрудника органов внутренних дел замещаемой должности в органах внутренних дел (пункт 1 Порядка аттестации).

Аттестация сотрудника проводится один раз в четыре года. В случае назначения сотрудника на другую должность в органах внутренних дел его аттестация проводится не ранее чем через один год после назначения. Сотрудники женского пола, находившиеся в отпуске по беременности и родам, а также сотрудники, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходят аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска (пункт 2 Порядка аттестации).

Внеочередная аттестация сотрудника проводится в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 33 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 3 Порядка аттестации).

Аттестация проводится (пункт 7 Порядка аттестации):

1. Центральной аттестационной комиссией МВД России - в отношении сотрудников:

1.1. Замещающих должности высшего начальствующего состава и претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава.

1.2. Замещающих должности и претендующих на замещение должностей, назначение на которые осуществляется Министром внутренних дел Российской Федерации.

1.3. Замещающих должности и претендующих на замещение должностей руководителей (начальников) организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, назначение на которые осуществляется заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации.

2. Аттестационными комиссиями подразделений центрального аппарата МВД России - в отношении сотрудников, замещающих должности в подразделениях центрального аппарата МВД России, за исключением сотрудников, указанных в подпункте 7.1 Порядка аттестации.

3. Аттестационными комиссиями территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях - в отношении сотрудников:

3.1. Замещающих должности в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, за исключением сотрудников, указанных в подпунктах 7.1 и 7.6 Порядка аттестации.

3.2. Замещающих должности в подчиненных территориальных органах МВД России и организациях системы МВД России, назначение на которые осуществляется руководителями (начальниками) территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях.

4. Аттестационными комиссиями образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, - в отношении сотрудников, замещающих должности в соответствующих организациях и подразделениях МВД России, за исключением сотрудников, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3.2 Порядка аттестации.

5. Аттестационными комиссиями территориальных органов МВД России на районном уровне - в отношении сотрудников, замещающих должности в соответствующих территориальных органах, за исключением сотрудников, указанных в подпунктах 7.1, 7.3.2 и 7.6 Порядка аттестации.

6. Аттестационными комиссиями структурных подразделений территориальных органов МВД России, начальники которых имеют право назначения на должности, - в отношении сотрудников, замещающих должности, назначение на которые производится начальниками структурных подразделений.

Общественной совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и общественные советы при территориальных органах МВД России участвуют в работе аттестационных комиссий посредством направления своих членов для участия в заседаниях аттестационных комиссий. Кандидатура члена общественного совета, подлежащего включению в состав аттестационной комиссии, предлагается председателем соответствующего общественного совета (пункт 12 Порядка аттестации).

Члены общественного совета, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также представители научных и образовательных учреждений, организаций привлекаются для проведения аттестации сотрудников, указанных в пункте 11 Порядка аттестации, с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне (пункт 14 Порядка аттестации).

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого сотрудника (пункт 30 Порядка аттестации).

В случае неявки сотрудника на аттестацию без уважительных причин сведения о неявке на заседание аттестационной комиссии в течение одного рабочего дня направляются Министру внутренних дел Российской Федерации, заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, начальнику подразделения центрального аппарата МВД России, руководителю (начальнику) территориального органа, организации и подразделения МВД России, структурного подразделения для решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьями 50 и 51 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а аттестация сотрудника переносится (пункт 31 Порядка аттестации).

Аттестация может проводиться в отсутствие аттестуемого сотрудника по решению председателя соответствующей аттестационной комиссии или должностного лица, указанного в пункте 8 Порядка аттестации, принятому на основании (пункт 32 Порядка аттестации):

1. Предложений непосредственного руководителя (начальника) сотрудника и с согласия сотрудника.

2. Мотивированного рапорта сотрудника и с согласия непосредственного руководителя (начальника) сотрудника.

3. Мотивированного отзыва, в котором содержится предложение аттестационной комиссии о необходимости признания сотрудника несоответствующим замещаемой должности, в случае освобождения сотрудника от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью в общей сложности более четырех месяцев в течение двенадцати месяцев.

Члены аттестационной комиссии вправе задавать аттестуемому сотруднику, а также его непосредственному руководителю (начальнику) вопросы, связанные со служебной деятельностью аттестуемого сотрудника (пункт 36 Порядка аттестации).

Члены общественного совета, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также представители научных и образовательных учреждений, организаций при проведении аттестации пользуются правом совещательного голоса (пункт 42 Порядка аттестации).

Члены общественного совета, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также представители научных и образовательных учреждений, организаций, привлеченные к работе аттестационной комиссии, имеют право (пункт 43 Порядка аттестации):

1. Присутствовать на заседании аттестационной комиссии.

2. Свободно высказывать свое мнение по любому вопросу деятельности аттестационной комиссии.

3. Вносить предложения, замечания, давать справки по существу обсуждаемого вопроса.

4. Обращаться с вопросами к членам аттестационной комиссии и к лицам, приглашенным на заседание аттестационной комиссии.

5. Знакомиться с протоколами и материалами заседания аттестационной комиссии и иными документами, представляемыми на рассмотрение комиссии и образующимися в ходе ее деятельности.

6. Представлять документы, обязательные к рассмотрению аттестационной комиссией.

В случае несогласия члена общественного совета с рекомендациями аттестационной комиссии он имеет право направить свои предложения по рассматриваемым вопросам соответственно Министру внутренних дел Российской Федерации, заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, начальнику подразделения центрального аппарата МВД России, руководителю (начальнику) территориального органа, организации и подразделения МВД России, структурного подразделения (пункт 46 Порядка аттестации).

2.3. Реализация права членов общественного совета посещать без специального разрешения помещения, занимаемые органами внутренних дел, а также места принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту, в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации (подпункт "а" пункта 7 Указа)

Правила посещения членами общественных советов без специального разрешения помещений, занимаемых органами внутренних дел, а также мест принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту, утверждены Приказом МВД России от 2 августа 2012 г. N 754 "1" (далее - Правила посещения).

--------------------------------

"1" Зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2012 г., регистрационный N 26086.

В Правилах посещения под помещениями, занимаемыми органами внутренних дел, понимаются помещения, занимаемые департаментами, главными управлениями, управлениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами МВД России, образовательными учреждениями системы МВД России, а также иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, посещение которых не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Помещения, занимаемые органами внутренних дел, для посещения которых требуется специальное разрешение, не являются объектом регулирования Правил посещения.

Посещать без специального разрешения вправе члены общественных советов (пункт 3 Правил посещения):

1. Общественного совета при МВД России - помещения органов внутренних дел, а также места принудительного содержания.

2. Общественных советов при территориальных органах МВД России - помещения территориальных органов МВД России, при которых они образованы, а также подчиненных им территориальных органов МВД России, и подведомственные территориальным органам МВД России места принудительного содержания.

Посещение помещений органов внутренних дел осуществляется в течение служебного времени, установленного правилами внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел, а мест принудительного содержания - в соответствии с правилами внутреннего распорядка места принудительного содержания (пункт 4 Правил посещения).

О планируемом посещении помещений органов внутренних дел, мест принудительного содержания с указанием даты и намеченных мест посещения уведомляются (пункт 5 Правил посещения):

1. Председателем Общественного совета при МВД России (лицом, его замещающим) - Министр внутренних дел Российской Федерации и начальник органа внутренних дел, места принудительного содержания, посещение которого планируется.

2. Председателем общественного совета при территориальном органе МВД России (лицом, его замещающим) - начальник территориального органа МВД России, при котором образован общественный совет, а также начальник подчиненного территориального органа МВД России, места принудительного содержания, посещение которого планируется.

Подтверждением полномочий члена общественного совета является удостоверение члена общественного совета установленного образца, которое он предъявляет вместе с документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, при посещении помещений органов внутренних дел, мест принудительного содержания (пункт 9 Правил посещения).

При посещении органа внутренних дел, места принудительного содержания члены общественных советов подчиняются законным требованиям начальника органа внутренних дел, места принудительного содержания, направленным на соблюдение внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел, внутреннего распорядка места принудительного содержания.

Не допускается вмешательство членов общественных советов в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях, а также нарушение правил внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел, правил внутреннего распорядка места принудительного содержания (пункт 11 Правил посещения).

В случае нарушения правил внутреннего служебного распорядка органов внутренних дел, внутреннего распорядка мест принудительного содержания, невыполнения законных требований сотрудников органов внутренних дел должностное лицо, сопровождающее членов общественных советов, предупреждает их о недопустимости совершения указанных действий. В случае повторного нарушения посещение прерывается по решению начальника органа внутренних дел, места принудительного содержания (пункт 12 Правил посещения).

По окончании посещения членами общественных советов органа внутренних дел, места принудительного содержания начальник органа внутренних дел незамедлительно информирует об итогах посещения (пункт 13 Правил посещения):

1. Членами Общественного совета при МВД России - УОС МВД России.

2. Членами общественных советов при территориальных органах МВД России - начальника территориального органа МВД России, при котором образован общественный совет.

2.3.1. Соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан, доставленных в дежурные части органов внутренних дел:

Последовательность действий оперативного дежурного после доставления в дежурную часть территориального органа МВД России граждан в целях выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, доставленных в дежурные части, определена в Наставлении о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденном Приказом МВД России от 30 апреля 2012 г. N 389 "1" (далее - Наставление дежурного).

--------------------------------

"1" Зарегистрирован в Минюсте России 26 июня 2012 г., регистрационный N 24696.

Выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно в специальном помещении, оборудованном в соответствии с правилами, предусмотренными приложением N 1 к Наставлению (пункт 4 Наставления дежурного).

По результатам выяснения обстоятельств факта задержания и доставления оперативным дежурным принимается одно из следующих решений (пункт 5 Наставления дежурного):

1. О помещении лица в специальное помещение дежурной части, предназначенное для содержания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции".

2. Об освобождении лица при отсутствии оснований для его помещения в помещение для задержанных.

3. О направлении лица в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения, если по заключению медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи оно нуждается в лечении в стационарных условиях.

4. О передаче несовершеннолетнего лица органу дознания или предварительного следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений, должностным лицам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения.

5. О передаче лиц, указанных в части 1 статьи 2.5 КоАП , представителю воинской части или соответствующего органа (учреждения).

6. Об освобождении лица, обладающего в соответствии с законодательством Российской Федерации неприкосновенностью.

Доставленные лица, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Личный досмотр осуществляется сотрудниками полиции одного пола с доставленными в присутствии двух понятых того же пола (пункт 9 Наставления дежурного).

Оперативный дежурный обязан предоставить доставленному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возможность уведомить близких родственников или близких лиц о факте его задержания и месте нахождения путем осуществления одного телефонного разговора либо, по просьбе данного лица, произвести указанные уведомления лично, за исключением случаев, которые предусмотрены частью 11 статьи 14 Федерального закона "О полиции".

О факте уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица сделать отметку в протоколе о задержании (пункт 14 Наставления дежурного).

В отношении лиц, подвергнутых административному задержанию, после установления их личности и выяснения всех обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии состава административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении либо, при наличии оснований, перечисленных в статье 24.5 КоАП , выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (пункт 18 Наставления дежурного).

Указанные лица содержатся в помещениях для задержанных не более трех часов с момента доставления, а лица, находящиеся в состоянии опьянения, - с момента вытрезвления, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 КоАП , когда срок административного задержания может быть продлен до 48 часов (пункт 19 Наставления дежурного).

В служебном помещении, предназначенном для выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурные части территориальных органов МВД России (далее - служебные помещения для выяснения обстоятельств задержания), в общедоступных местах для информирования и разъяснения доставленным лицам их прав должны быть размещены: выписки из положений Конституции Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Наставления дежурного и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурную часть, служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с необоснованным доставлением, задержанием или порядком содержания доставленных лиц (пункт 2 приложения N 1 к Наставлению дежурного).

В служебном помещении для выяснения обстоятельств задержания устанавливаются стол, стулья, металлический шкаф, прикрепленные к полу. В целях осуществления наблюдения могут использоваться видео- и аудиотехника. Для оказания медицинской помощи служебное помещение оснащается медицинской кушеткой (диваном), аптечкой для оказания первой помощи, укомплектованной в установленном порядке. Внутри служебного помещения не должно быть выступающих труб, креплений, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения на сотрудников полиции, самоубийства доставленных лиц или причинения иного вреда себе и окружающим (пункт 3 приложения N 1 к Наставлению дежурного).

Количество помещений для задержанных определяется исходя из нормы санитарной площади для размещения задержанных лиц с учетом их среднесуточной наполняемости, но не менее трех помещений для задержанных. Норма санитарной площади в помещении для задержанных составляет 4 квадратных метра на одного человека (пункт 1 приложения N 2 к Наставлению дежурного).

Условия содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, установлены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. N 627 (далее - Положение).

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, на мирное время, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205.

В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205.

Указанные лица также имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания от родственников и других лиц (пункт 4 Положения).

В специальном помещении раздельно размещаются (пункт 7 Положения):

а) лица мужского пола и женского пола;

б) несовершеннолетние лица и совершеннолетние лица;

в) лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний.

Запрещается размещать в специальных помещениях (пункт 8 Положения):

а) лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как "состояние средней тяжести" или "тяжелое";

б) лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);

в) беременных женщин;

г) взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах).

Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров.

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна (пункт 11 Положения).

В отопительный сезон в специальных помещениях поддерживается температура не ниже +18 градусов по Цельсию. Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток до рассвета (пункт 13 Положения).

Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции" (далее - задержанные лица), и содержащихся в помещениях дежурной части территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - специальные помещения) не более 48 часов до принятия в отношении их решений, предусмотренных частью 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции", за исключением лиц, задержанных за административное правонарушение, урегулированы Положением об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 301.

Задержанные лица содержатся в специальных помещениях под охраной сотрудников полиции в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. В целях осуществления наблюдения может использоваться аудио- и видеотехника.

Водворение задержанных лиц в специальные помещения осуществляется сотрудниками полиции круглосуточно при наличии документов, подтверждающих основания задержания.

Перед водворением в специальное помещение сотрудник полиции проводит опрос задержанного лица о наличии у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья.

При возникновении угрозы жизни и здоровью задержанного лица или угрозы совершения против него преступления либо иного противоправного деяния сотрудники полиции обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению его личной безопасности.

Норма санитарной площади в специальном помещении, предназначенном для размещения задержанных лиц, составляет 4 кв. метра на одного человека.

В отопительный сезон в специальных помещениях поддерживается температура не ниже 18 градусов по Цельсию.

Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток и до рассвета.

В специальном помещении раздельно размещаются:

лица мужского и женского пола;

несовершеннолетние лица и совершеннолетние лица;

лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний.

Запрещается размещение в специальных помещениях:

лиц, с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как "состояние средней тяжести" или "тяжелое", а также лиц, находящихся в тяжелой степени алкогольного или иного вида опьянения;

лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);

беременных женщин.

Указанные лица не размещаются в специальных помещениях при наличии у них справок или заключений, свидетельствующих о болезни или беременности, выданных медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, станцией скорой медицинской помощи или медицинским работником выездной бригады скорой медицинской помощи.

Не подлежат размещению в специальных помещениях задержанные лица, имеющие при себе детей в возрасте до 14 лет (когда их возраст очевиден либо подтверждается свидетельством о рождении или иными документами), при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах).

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна, постельными принадлежностями и постельным бельем.

Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении сотрудников полиции.

Задержанные лица имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы), столовые предметы, постельное белье и продукты питания от родственников и других лиц, личность которых установлена.

Передаваемые задержанным лицам вещи, предметы и продукты питания проверяются сотрудником полиции и предъявляются задержанному лицу в присутствии передающего. Проверка вещей, предметов и продуктов питания не должна приводить к их порче и невозможности использования по назначению.

Использование предметов первой необходимости задержанными лицами допускается только под наблюдением сотрудника полиции. После использования указанные предметы хранятся вместе с другими вещами и предметами, изъятыми у задержанного лица, за исключением подлежащих утилизации использованных предметов личной гигиены и продуктов питания с истекшим сроком годности.

Запрещается прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья человека или могут быть использованы в качестве орудия преступления.

2.3.2. Соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан, содержащихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел:

Внутренний распорядок в изоляторах внутреннего содержания (далее - ИВС) регламентируют Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 "1" (далее - Правила распорядка).

--------------------------------

"1" Зарегистрирован в Минюсте России 9 декабря 2005 г., регистрационный N 7246.

В ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон), Правилами распорядка и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (пункт 2 Правил распорядка).

Подозреваемые и обвиняемые должны неукоснительно соблюдать возложенные на них Федеральным законом обязанности и требования правил поведения в ИВС. Невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке (пункт 4 Правил распорядка).

Принятым в ИВС подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб. Указанная информация может предоставляться подозреваемым и обвиняемым как в письменном виде, так и устно. По их просьбе выдаются во временное пользование Федеральный закон и Правила распорядка (пункт 12 Правил распорядка).

Подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах ИВС, при этом раздельно: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; подозреваемые и обвиняемые с осужденными, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу; впервые привлекаемые к уголовной ответственности и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы (пункт 19 Правил распорядка).

В исключительных случаях в камерах с несовершеннолетними в соответствии со статьей 33 Федерального закона с согласия надзирающего прокурора могут содержаться положительно характеризующиеся взрослые, впервые привлекаемые к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести (пункт 22 Правил распорядка).

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (пункт 42 Правил распорядка).

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования:

спальным местом;

постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом;

постельным бельем: двумя простынями, наволочкой;

полотенцем;

столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.

Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.

Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС (пункт 43 Правил распорядка).

Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются:

мыло хозяйственное;

бумага для гигиенических целей;

настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды);

издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств;

предметы для уборки камеры;

уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере;

швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС).

Женщины с детьми получают предметы ухода за ними (пункт 44 Правил распорядка).

Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (пункт 47 Правил распорядка).

Для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка) (пункт 49 Правил распорядка).

При ежедневном обходе камер представители администрации ИВС принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде.

Не допускается преследование в любой форме подозреваемых и обвиняемых за обращение с предложениями, заявлениями или жалобами в связи с нарушением их прав и законных интересов. Должностные лица ИВС, виновные в таком преследовании, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 94 Правил распорядка).

Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной и письменной форме, записываются в соответствующий журнал регистрации, ведущийся в канцелярии территориальных органов МВД России или ИВС, и докладываются лицу, ответственному за их разрешение.

Если предложения, заявления и жалобы содержат вопросы, которые адресат решать неправомочен или некомпетентен, подозреваемым и обвиняемым даются соответствующие разъяснения. Если автор настаивает на их отправке адресату, они направляются по назначению (пункт 95 Правил распорядка).

Ответы на устные заявления подозреваемых и обвиняемых объявляются им в течение суток. В случае назначения дополнительной проверки ответ дается в течение пяти суток.

Ответ на письменную жалобу в адрес администрации ИВС должен быть дан в течение десяти суток (пункт 102 Правил распорядка).

По факту причинения подозреваемому или обвиняемому телесных повреждений проводится проверка, по результатам которой, в предусмотренных УПК РФ случаях и порядке, решается вопрос о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела (пункт 128 Правил распорядка).

2.3.3. Соблюдение прав граждан в деятельности участкового уполномоченного полиции (контролируется в ходе посещения участкового пункта полиции):

Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции регулируются в соответствии с Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 "1" (далее - Наставление УУП).

--------------------------------

"1" Зарегистрирован в Минюсте России 19 марта 2013 г., регистрационный N 27763.

Наставление определяет основные направления и организацию деятельности участкового уполномоченного полиции, устанавливает его компетенцию.

Участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности (пункт 3 Наставления УУП).

При несении службы участковый уполномоченный полиции обязан иметь при себе (пункт 23 Наставления УУП):

1. Служебное удостоверение.

2. Нагрудный знак и специальный жетон с личным номером.

3. Огнестрельное оружие с двумя снаряженными магазинами.

4. Кобуру с протиркой и страховочным ремешком.

5. Средства ограничения подвижности.

6. Средства связи.

7. Свисток.

8. Служебный портфель или папку.

9. Бланки документов, необходимых для оформления результатов деятельности.

10. Рабочую тетрадь.

11. Иные специальные и технические средства - в случае служебной необходимости.

Участковый уполномоченный полиции несет службу в форменной одежде. По указанию начальника территориального органа МВД России или его заместителя - начальника полиции участковый уполномоченный полиции может нести службу без форменной одежды, кроме случая, предусмотренного пунктом 42 Наставления УУП. При этом участковый уполномоченный полиции обязан иметь при себе служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером (пункт 24 Наставления УУП).

Участковый уполномоченный полиции ведет прием граждан, рассматривает обращения, проявляя вежливое, внимательное, тактичное и корректное отношение к гражданам (пункт 52 Наставления УУП).

Прием граждан производится участковым уполномоченным полиции в соответствии с графиком приема граждан (пункт 53 Наставления УУП).

График приема граждан утверждается начальником территориального органа МВД России. При подготовке графика приема граждан учитывается режим работы организаций, предприятий, учреждений, расположенных на административном участке, различные местные условия и особенности. При этом предусматривается обязательное осуществление приема граждан не реже трех раз в неделю, в том числе в один из выходных дней, как в дневное, так и в вечернее время (пункт 54 Наставления УУП).

Прием граждан осуществляется в участковом пункте полиции. В исключительных случаях участковый уполномоченный полиции может организовать прием граждан в здании территориального органа МВД России или ином помещении по согласованию с начальником территориального органа МВД России, органами местного самоуправления или администрацией объекта (пункт 55 Наставления УУП).

Информация о месте и времени приема граждан, номере контактного телефона участкового уполномоченного полиции размещается в средствах массовой информации и на официальном сайте территориального органа МВД России, а также путем личного вручения им визитных карточек при профилактическом обходе, в ходе отчета перед населением и другими способами (пункт 56 Наставления УУП).

В целях информирования населения об оперативной обстановке и проделанной работе, а также получения информации об оценке населением деятельности участкового уполномоченного полиции и территориального органа МВД России участковый уполномоченный полиции в порядке, установленном правовыми актами МВД России, проводит отчет перед населением о проделанной работе (пункт 84 Наставления УУП).

Собрания по вопросу отчета участкового уполномоченного полиции (участковых уполномоченных полиции) проводятся в соответствии с графиком отчета перед населением участковых уполномоченных полиции (пункт 85 Наставления УУП).

Оповещение населения о проведении собрания по вопросу отчета участкового уполномоченного полиции (участковых уполномоченных полиции) производится заблаговременно путем вывешивания объявлений в местах с массовым пребыванием граждан, использования местных средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также через органы местного самоуправления, администрацию предприятий, учреждений и организаций (пункт 86 Наставления УУП).

В участковом пункте полиции у каждого участкового уполномоченного полиции должна находиться Книга отзывов и предложений граждан, которая предназначена для изучения мнения населения о работе участковых уполномоченных полиции. Книга отзывов и предложений граждан размещается на информационном стенде, расположенном в коридоре (холле) участкового пункта полиции (пункт 94 Наставления УУП).

Оснащение участкового пункта полиции (пункт 3 приложения N 1 к Наставлению УУП):

1. На видном и доступном для населения месте участкового пункта полиции должны располагаться светящаяся либо подсвечиваемая вывеска с надписью "Участковый пункт полиции", порядковым номером и контактными телефонами дежурной части территориального органа МВД России, а также информационное табло о днях и времени приема граждан, номерах телефонов участковых уполномоченных полиции.

2. В коридоре (холле) участкового пункта полиции оборудуются информационные стенды (витрины), на которых размещаются:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон "О полиции";

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Уголовный кодекс Российской Федерации;

- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

- служебные номера телефонов и юридический (фактический) адрес места работы должностных лиц территориального органа МВД России, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о происшествиях;

- буклеты-памятки для населения на правовые темы;

- другая необходимая информация.

2.4. Реализация права членов общественного совета знакомиться с обращениями граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов сотрудниками органов внутренних дел, а также с результатами рассмотрения таких обращений (подпункт "б" пункта 7 Указа)

Рассмотрение обращений граждан в органах внутренних дел производится в соответствии с Административным регламентом системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденным Приказом МВД России от 12 декабря 2011 г. N 1221 "1" (далее - Административный регламент).

--------------------------------

"1" Зарегистрирован в Минюсте России 7 марта 2012 г., регистрационный N 23424.

Для целей Административного регламента применяются следующие основные термины:

- обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

- предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

- заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

- жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

- должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в подразделении делопроизводства в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган внутренних дел (статья 20 Административного регламента).

Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока рассмотрения обращения считается предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется от даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа автору (статья 21 Административного регламента).

Установленные сроки рассмотрения обращений, поступивших в Министерство и направленных в структурные подразделения центрального аппарата, исчисляются с даты регистрации в Департаменте делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций МВД России, в территориальные органы - с даты регистрации в подразделении делопроизводства территориального органа.

В течение семи дней со дня регистрации (статья 22 Административного регламента):

1. Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел, подлежит направлению в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с одновременным уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

2. Копия обращения, содержащего вопросы, решение которых находится в компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

3. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение в порядке, определенном в пункте 43 Административного регламента.

4. Обращение, некорректное по содержанию либо по изложению и форме, оставляется без рассмотрения, о чем сообщается гражданину, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

5. По обращению, относящемуся к компетенции органа внутренних дел, его руководством принимается организационное решение о порядке его рассмотрения по существу.

6. Обращение направляется для рассмотрения в подчиненный орган внутренних дел по территориальности, о чем уведомляется гражданин.

В исключительных случаях, а также при направлении запроса о представлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение (статья 23 Административного регламента).

Ответ на обращение не дается (статья 41 Административного регламента):

1. Если обращение признано анонимным.

2. Если обращение признано многократным и с автором уже прекращена переписка, о чем он ранее был уведомлен в установленном законом порядке.

Ответ по существу поставленных в обращении вопросов гражданину не дается (статья 42 Административного регламента):

1. Если обращение признано некорректным по изложению, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и адрес поддаются прочтению.

2. Если обращение признано некорректным по содержанию, автору сообщается о недопустимости злоупотребления правом на обращение.

3. Если невозможно подготовить ответ без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, о чем сообщается гражданину, направившему обращение.

4. Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел, гражданин уведомляется о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, без рассмотрения с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения (статья 43 Административного регламента).

Сведения, содержащиеся в обращении, а также информация, касающаяся частной жизни гражданина, ставшие известными должностным лицам органов внутренних дел при рассмотрении обращения, не подлежат разглашению. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (статья 57 Административного регламента).

Ответ гражданину по существу поставленных в обращении вопросов дается в письменной форме на официальном бланке за подписью руководителя или заместителя руководителя территориального органа внутренних дел, главного управления, департамента или управления МВД России либо за подписью руководителя структурного подразделения, которому поручена организация рассмотрения конкретного обращения (статья 119 Административного регламента).

Ответ на письменное обращение гражданина, поступившее с личного приема, направляется за подписью принимавшего его должностного лица либо уполномоченного им должностного лица (статья 121 Административного регламента).

Гражданину на одно его обращение направляется только один ответ, несмотря на количество вопросов, изложенных в нем (статья 122 Административного регламента).

На коллективное обращение ответ дается на имя гражданина, по фамилии которого оно учтено. В тексте ответа необходимо указывать, что ответ дается на коллективное письмо (статья 124 Административного регламента).

Подписанный ответ передается в подразделение делопроизводства для отправки адресату, второй экземпляр с заверенной подписью возвращается исполнителю для формирования архивного материала (статья 125 Административного регламента).

2.5. Реализация права членов общественного совета присутствовать в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, при проведении должностными лицами органов внутренних дел личного приема граждан (подпункт "д" пункта 7 Указа)

Осуществление приема граждан - одна из государственных услуг, предоставляемых МВД России и его территориальными подразделениями населению Российской Федерации. Порядок ее оказания регламентирован следующими нормативными правовыми актами:

- Административным регламентом системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденным Приказом МВД России от 12 декабря 2011 г. N 1221 "1" (далее - Административный регламент).

--------------------------------

"1" Зарегистрирован в Минюсте России 7 марта 2012 г., регистрационный N 23424;

- Порядком присутствия членов общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах при проведении должностными лицами органов внутренних дел личного приема граждан, утвержденным Приказом МВД России от 31 августа 2011 г. N 988 "2" (далее - Порядок присутствия).

--------------------------------

"2" Зарегистрирован в Минюсте России 19 октября 2011 г., регистрационный N 22088.

Члены общественных советов вправе присутствовать при проведении личного приема граждан в органах внутренних дел, при которых данные общественные советы образованы (пункт 7 Порядка присутствия).

График личного приема граждан ежемесячно до 1 числа очередного месяца доводится до сведения председателя соответствующего общественного совета (пункт 1 Порядка присутствия).

Кроме того, график приема и информация о присутствии членов общественных советов при личном приеме граждан размещается и поддерживается в актуальном состоянии на официальных сайтах и информационных стендах (пункт 8 Административного регламента).

Прием начальником территориального органа осуществляется не менее одного раза в квартал, заместителями начальника - не менее одного раза в месяц, начальниками структурных подразделений - один раз в неделю (пункт 152 Административного регламента).

Персональную ответственность за организацию работы по приему граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством срок несет руководитель органа внутренних дел. В случае необходимости он обеспечивает рассмотрение обращения с выездом на место (пункт 55 Административного регламента).

Председатель общественного совета не позднее чем за три дня до даты приема граждан информирует должностное лицо, ответственное за организацию приема граждан, о членах общественного совета, которые будут присутствовать при проведении личного приема граждан (пункт 4 Порядка присутствия).

Замена члена общественного совета, согласованного для участия в приеме граждан, осуществляется не позднее чем за один день до установленной даты приема. Отсутствие членов общественного совета не препятствует проведению приема граждан (пункт 5 Порядка присутствия).

Присутствие членов общественного совета при проведении должностным лицом органа внутренних дел личного приема без согласия гражданина не допускается. При этом гражданин должен письменно заверить свое согласие либо отказ на присутствие члена общественного совета во время приема. В случае согласия гражданина соответствующая отметка делается в документах по учету личного приема граждан (пункты 9 - 10 Порядка присутствия, пункт 168 Административного регламента).

Прием граждан осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях, которые должны быть оборудованы системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации, иметь средства оказания первой медицинской помощи. Вход и передвижение по помещениям, в которых проводится прием граждан, не должны создавать затруднений для лиц с ограниченными возможностями здоровья, иметь доступные места общественного пользования. В помещениях для личного приема граждан размещаются информационно-справочные стенды (информационные терминалы), обеспечивающие возможность ознакомления с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность органов внутренних дел и предоставление государственной услуги, а также схемы размещения средств пожаротушения и путей эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации. Для ожидания гражданами приема, а также заполнения необходимых документов отводятся места, оборудованные стульями, столами, обеспечиваются писчей бумагой, ручками (пункты 50 - 51 Административного регламента). Срок ожидания гражданина в очереди для записи на личный прием не должен превышать тридцати минут (пункт 48 Административного регламента).

Во время личного приема члены общественного совета имеют право (пункт 11 Порядка присутствия):

- знакомиться с материалами по обращениям граждан с их согласия;

- высказывать свое мнение по вопросам, затронутым в обращениях;

- вносить предложения по существу рассматриваемых вопросов;

- инициировать направление запросов в установленном порядке от имени председателя общественного совета в подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы для получения дополнительных сведений по существу обращений граждан, а также информации о результатах их рассмотрения.

В случае наличия личной заинтересованности члена общественного совета в рассмотрении обращения гражданина он обязан предупредить об этом должностное лицо органа внутренних дел, осуществляющее личный прием, и не принимать участие при рассмотрении обращения данного гражданина. При наличии информации о личной заинтересованности члена общественного совета при рассмотрении обращения гражданина должностное лицо, осуществляющее личный прием, информирует об этом председателя общественного совета, который направляет для присутствия на приеме другого члена общественного совета (пункты 12 - 13 Порядка присутствия).

Члены общественного совета могут быть не допущены на личный прием (пункт 14 Порядка присутствия):

- по просьбе гражданина;

- в случае рассмотрения обращения гражданина, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.

Общая продолжительности взаимодействия гражданина с должностным лицом органа внутренних дел при предоставлении государственной услуги не должна превышать тридцати минут (подпункт 59.3 Административного регламента).

В интересах защиты прав граждан и сотрудников в процессе личного приема может производиться аудио- и/или видеозапись, о чем перед приемом уведомляется гражданин (пункт 52 Административного регламента).

По итогам рассмотрения обращения гражданина на личном приеме должностным лицом могут быть приняты следующие решения (пункт 155 Административного регламента):

- дан устный ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов, в том числе информирование о принятых мерах, направленных на восстановление, защиту нарушенных конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также других лиц, либо уведомление о переадресации обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.

- устный отказ в рассмотрении обращения с изложением причин, в том числе в случае, если гражданину ранее был дан ответ по существу поставленных вопросов.

Члены общественного совета не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе личного приема граждан, а также сведения, касающиеся частной жизни граждан, без их согласия (пункт 15 Порядка присутствия). Это следует учитывать, в том числе, при подготовке комментариев по итогам личного приема для размещения в СМИ и сети "Интернет" (в социальных сетях, микроблогах, форумах).

В случае нарушения членом общественного совета вышеуказанных требований, должностное лицо органа внутренних дел информирует об этом председателя общественного совета (пункт 16 Порядка присутствия).

3. Заключение

Общественным советам действующим законодательством предоставлены значительные полномочия.

Согласно статье 50 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" общественные советы, наряду с Общественной палатой Российской Федерации, общественными наблюдательными комиссиями и членами этих комиссий, являются одним из основных субъектов осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

В то же время существует ряд ограничений как юридического, так и морально-нравственного характера, которые должны соблюдаться общественными советами и членами общественных советов.

Решения общественного совета носят рекомендательный характер.

В случае выявления случаев нарушения сотрудниками органов внутренних дел прав, свобод и законных интересов граждан, требований к служебному поведению, норм профессиональной этики, члены общественного совета ходатайствуют о проведении проверок перед соответствующими руководителями органов внутренних дел и контролирующими органами.

При реализации предоставленных прав общественные советы и члены общественных советов обязаны строго руководствоваться положениями Кодекса этики членов общественных советов и морально-нравственными принципами, не допускать вмешательства в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов внутренних дел и производство по делам об административных правонарушениях.