ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Настоящая памятка служит защите прав предпринимателей от коррупционных посягательств, разъясняет основные антикоррупционные права и обязанности хозяйствующих субъектов в сфере противодействия коррупции, порядок законной реализации антикоррупционных требований, содержит сведения об ответственности за их нарушение.

Приведен положительный опыт и примеры правоприменительной практики органов прокуратуры Российской Федерации.

Предназначена для широкого круга читателей.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Коррупция (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции (пункт 2 статьи 1 Федерального закона "О противодействии коррупции") - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

РАЗДЕЛ I.
ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

1.1. Принятие организациями мер по предупреждению коррупции

В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Данная обязанность распространяется на все организации вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.

Перечень вводимых мер определяется организацией самостоятельно, исходя из специфики ее деятельности и реализуемых функций, оценки соответствующих коррупционных рисков. Главное требование - они не должны противоречить законодательству и налагать на работников организации и иных лиц обязанности, не предусмотренные нормативными правовыми актами.

Меры по предупреждению коррупции могут включать:

определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

сотрудничество организации с правоохранительными органами;

разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

принятие Кодекса этики и служебного поведения работников организации;

предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

недопущение составления недостоверной отчетности и использования поддельных документов.

Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов. Необходимо обеспечить своевременное ознакомление с ними работников.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен комплекс методических материалов по разработке и принятию организациями мер по предупреждению коррупции, которые размещены на официальном сайте Минтруда России в сети "Интернет" (https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption).

Типичные нарушения статьи 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции".

К наиболее типичным нарушениям указанных требований относится непринятие организациями локальных нормативных актов по вопросам профилактики коррупции либо несвоевременное приведение их в соответствие с федеральным законодательством.

В ходе проверки подведомственных одному из федеральных органов исполнительной власти бюджетных учреждений установлено, что данными организациями не исполнялась обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, в том числе не были определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разрабатывались стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы, не принимались кодексы этики и служебного поведения работников.

В федеральном государственном унитарном предприятии Кодекс этики и служебного поведения работников устанавливал обязанность сотрудников уведомлять представителя нанимателя (работодателя) обо всех случаях обращения к работнику каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. При этом такой порядок на предприятии установлен не был. Кроме того, названный Кодекс обязывал работников, наделенных организационно-распорядительными полномочиями, принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, однако порядок его предотвращения и урегулирования также установлен не был.

Терминология, используемая в локальной нормативной базе акционерных обществ, противоречила федеральному законодательству. В частности, понятие коррупции не соответствовало определению, указанному в статье 1 Федерального закона "О противодействии коррупции"; разработанные в обществе типовые ситуации конфликта интересов содержали положения, не соответствующие установленному законом понятию конфликта интересов, завышенные требования к работникам и гражданам, не предусмотренную законом ответственность для определенной категории работников.

Не всегда организациями обеспечивается должное взаимодействие с правоохранительными органами.

В акционерном обществе выявлен факт ненаправления в правоохранительные органы материалов служебной проверки в отношении начальника структурного подразделения, содержащих сведения о возможном совершении им преступления, предусмотренного статьей 204 (коммерческий подкуп) Уголовного кодекса Российской Федерации. Соответствующие материалы направлены только в результате прокурорского вмешательства.

Акционерным обществом материалы проверок по итогам внутреннего контроля, содержащие признаки хищений с причинением ущерба интересам компании, в правоохранительные органы не направлялись.

Допускаются нарушения, связанные с непринятием мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Советник генерального директора акционерного общества не уведомил о возможности возникновения конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей и не принял меры к недопущению его возникновения в связи с участием в деятельности организации, с которой данное акционерное общество более трех лет заключало контракты на сервисное обслуживание. По результатам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации указанное лицо уволено из акционерного общества.

Нарушения законодательства о противодействии коррупции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг.

Нормы положений о закупочной деятельности организаций должны отвечать требованиям нормативной определенности и прозрачности закупочных процедур.

Отдельные вопросы закрепления антикоррупционных обязанностей работника.

Содержание трудового договора определено в статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации. В указанной статье также отражены виды дополнительных условий, которые могут быть предусмотрены трудовым договором в случае, если они не ухудшают положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации работник государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, обязан представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей; сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

В силу пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Таким образом, на работников организаций, указанных в статье 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации, обязанности представлять названные сведения и сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, возложены федеральным законодательством.

В случае, если на работников соответствующих организаций обязанности представлять вышеназванные сведения и сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, федеральным Законодательством не возложены, работодателю следует воздержаться от включения в их трудовые договоры таких специальных обязанностей.

Вместе с тем для всех сотрудников организаций устанавливается общая обязанность:

воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации.

К общим обязанностям могут также относиться:

воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;

незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

незамедлительно информировать непосредственного начальника/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами.

1.2. Конфликт интересов

Статьей 11.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" установлена обязанность служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Работник государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании обязан сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта в случаях и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации".

В соответствии со статьей 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации для целей Кодекса используются понятия "личная заинтересованность" и "конфликт интересов", установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции", и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции", и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

На работников, замещающих должности в:

- Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования; иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов; организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

- фондах и иных организациях, включенных в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов,

распространяются обязанности по принятию мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов (статья 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации; постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции").

При определении возможности организаций самостоятельно устанавливать круг лиц, в отношении которых предусмотрена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, необходимо принимать во внимание различия в правовом статусе организаций, создаваемых на основании федеральных законов, и организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Так, вопросы реализации в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед государственными органами, базовых положений нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции возложены федеральным законодательством на соответствующие государственные органы.

В организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, базовые положения нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции реализуются самостоятельно. Соответствующие локальные нормативные акты организаций в рассматриваемой сфере, как и иные антикоррупционные меры правового характера, должны соответствовать требованиям федерального законодательства.

***

Под конфликтом интересов между участником закупки и заказчиком понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц - пункт 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Федеральным законом от 11.06.2022 N 160-ФЗ в пункт 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения (вступают в силу с 01.01.2023), в соответствии с которыми под конфликтом интересов между участником закупки и заказчиком понимаются отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:

а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;

б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;

в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.

Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

Например, конкурсной комиссией администрации городского округа по итогам конкурса признано победителем общество с ограниченной ответственностью, аффилированное с сыном заместителя главы администрации города, выступавшего председателем конкурсной комиссии. По результатам рассмотрения представления, внесенного городской прокуратурой главе администрации, должностное лицо уволено с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Дополнительные требования к антикоррупционному поведению установлены для организаций, осуществляющих деятельность в отдельных сферах.

Например, в соответствии со статьей 75 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" под конфликтом интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности понимается ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности либо у члена медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующего в разработке клинических рекомендаций, или члена научно-практического совета возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей, а также иных обязанностей, в том числе связанных с разработкой и рассмотрением клинических рекомендаций, вследствие противоречия между личной заинтересованностью указанных лиц и интересами пациентов.

В случае возникновения конфликта интересов медицинский работник или фармацевтический работник обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя медицинской организации или руководителя аптечной организации, в которой он работает, а индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, обязан проинформировать о возникновении конфликта интересов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Таким уполномоченным органом является Комиссия Министерства здравоохранения Российской Федерации по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, действующая на основании Приказа Минздрава РФ от 21.12.2012 N 1350н.

Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности влечет административную ответственность в соответствии со статьей 6.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" применительно к аудиторским организациям под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации, индивидуального аудитора может повлиять на мнение такой аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Данный федеральный закон запрещает аудиторским организациям осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

1.3. Порядок приема на работу бывшего государственного или муниципального служащего

Статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" установлен особый порядок приема на работу лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, и закреплен ряд ограничений при заключении ими трудового или гражданско-правового договора.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Порядок представления работодателями указанной информации закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации".

Неисполнение работодателем данной обязанности влечет административную ответственность в соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, может выражаться <1>:

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

в ненаправлении сообщения работодателем о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы;

в нарушении 10-дневного срока со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора для направления работодателем сообщения о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы;

в нарушении порядка направления уведомления, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации".

При этом необходимо иметь в виду, что в случае отмены нормативного правового акта, принятого во исполнение ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, подлежат применению положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, устанавливающие, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу <2>.

--------------------------------

<2> Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021.

РАЗДЕЛ II.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Федеральный закон "О противодействии коррупции" распространяет ряд антикоррупционных правовых механизмов не только на государственных служащих, но и на должностных лиц организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

При этом законодатель исходит из того, что правовое положение должностных лиц соответствующих организаций сопряжено с повышенными коррупционными рисками, которые предопределены такими особенностями их правового статуса, как: формирование имущества за счет Российской Федерации, наделение помимо общегражданских прав и обязанностей целым рядом публично-правовых полномочий, реализация которых затрагивает значительную часть населения страны.

Данные организации обладают рядом особенностей и разнообразным правовым статусом.

На работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, настоящим Федеральным законом и пунктом 5 части 1 статьи 16, статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 12.4 Федерального закона "О противодействии коррупции").

I. Правовой статус организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, индивидуален, поскольку регулируется законом, в силу которого данное юридическое лицо образовано. Особенности антикоррупционных стандартов для государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний определяются статьей 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Обязанности работника государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании (в случаях и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации"):

представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Запреты для работника государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании (в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации"):

участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации, за исключением участия с согласия высшего органа управления государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании;

осуществлять предпринимательскую деятельность;

быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, за исключением осуществления такой деятельности с согласия высшего органа управления государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании;

получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от иных юридических лиц, физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения), за исключением вознаграждений за исполнение в случае, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 349.1 ТК РФ, функций членов органов управления и контроля коммерческой организации и компенсаций командировочных расходов, связанных с исполнением таких функций;

использовать в целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей, имущество государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, а также передавать его иным лицам;

разглашать или использовать сведения, отнесенные законодательством Российской Федерации к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением трудовых обязанностей;

принимать от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий) без письменного разрешения представителя работодателя;

использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных не являющихся объектом деятельности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании организаций;

создавать в государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений;

заниматься без письменного разрешения работодателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Работнику государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, его супругу (супруге) и несовершеннолетним детям в случаях, предусмотренных федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

II. Организации, создаваемые для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации и федеральными государственными органами.

Правовое регулирование деятельности данных организаций осуществляется постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответствующих государственных органов.

Перечень организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 613 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению".

Особенностью для организаций с государственным участием, относящихся к перечню организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, является распространение на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора, требований статьи 12.4 Федерального закона "О противодействии коррупции", статьи 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции".

Рис. Схема правового регулирования
деятельности в отдельных организациях

С учетом разнообразия правового статуса указанных организаций, а также практики выявления прокурорами нарушений в их деятельности можно выделить следующие базовые аспекты осуществления в них эффективной антикоррупционной работы.

Основой надлежащей организации антикоррупционной деятельности является сформированная база правовых актов ведомственного и локального характера, определяющих порядок реализации в организации антикоррупционных процедур.

При этом вопросы реализации в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, базовых положений нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции возложены федеральным законодательством на соответствующие государственные органы.

В организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, базовые положения нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции реализуются самостоятельно. Соответствующие локальные нормативные акты организаций, как и иные антикоррупционные меры правового характера должны соответствовать требованиям федерального законодательства.

Законодательством о противодействии коррупции предусмотрен широкий спектр правовых актов, рекомендуемых к разработке и принятию в зависимости от организационно-правовой формы организации, в который входят:

- перечни должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, а также супругу и несовершеннолетних детей;

- порядок представления должностными лицами, включенными в Перечни, сведений о доходах, а также иной информации, уведомлений, заявлений, связанных с соблюдением установленных запретов, ограничений и обязанностей;

- перечень должностей, замещение которых влечет запрет открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за рубежом, владеть иностранными финансовыми инструментами;

- перечень должностей, на которые распространяются иные запреты, ограничения и обязанности;

- порядок работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, где раскрыты основания для проведения заседаний, регламент принятия решений и их обжалования;

- порядок проведения антикоррупционных проверок подразделением либо должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- ряд других правовых актов, принятие которых предусмотрено федеральным законодательством.

Любой организации, созданной на основании федеральных законов, а также для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации и федеральными государственными органами, рекомендуется определить подразделение (должностное лицо), ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, исходя из собственных потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов.

При этом необходимо нормативно регламентировать полномочия данного подразделения (должностного лица) таким образом, чтобы дать ему реальную возможность по осуществлению профилактики коррупции в организации, а именно реализовывать функции по обеспечению соблюдения работниками ограничений, запретов и требований к служебному поведению; принимать участие в антикоррупционном нормотворчестве; обеспечивать деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; взаимодействовать с правоохранительными органами.

Следует не допускать произвольного расширения полномочий таких подразделений.

Следующим важным элементом, позволяющим дать положительную оценку работе по предупреждению коррупции в организации, является наличие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, состав которой сформирован с учетом требований законодательства, а также высокое качество работы данной комиссии.

Еще одним важным условием надлежащей профилактики коррупции в организации является наличие эффективной системы контроля при назначении на должности, внесенные в Перечни, оперативность проведения служебных проверок и выполнения иных антикоррупционных процедур.

Для обеспечения действенного контроля при назначении на соответствующие должности необходимо в рамках предоставленных полномочий организовать работу по проверке достоверности сведений представляемых кандидатом, в том числе о месте предыдущей работы (в целях исключения незаконного привлечения к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего).

Общим требованием ко всем антикоррупционным подразделениям является повышение оперативности проведения служебных проверок для того, чтобы не позволить сотрудникам, допустившим нарушения законодательства о противодействии коррупции, влекущие увольнение в связи с утратой доверия, избежать ответственности в связи с истечением сроков привлечения к ней, а также уволиться по собственному желанию.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (ред. от 01.04.2022) контроль за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 указанного Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется в течение шести месяцев со дня освобождения данного лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнения.

Обеспечение прозрачности проведения закупочных процедур, позволяющей минимизировать коррупционные риски с учетом всех бизнес-процессов, а равно осуществление мониторинга внедренных процедур по предотвращению коррупции и контроля за их соблюдением.

Прежде всего, для этого следует проанализировать Положения о закупочной деятельности в организации, включив в них соответствующие антикоррупционные нормы, исключающие возможность предусматривать для организации слишком широкие пределы усмотрения, допускающие возможность необоснованного установления исключений из общего порядка и коррупционных злоупотреблений.

Особое внимание при проведении проверок исполнения требований статьи 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции" органами прокуратуры уделяется организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также осуществляющим деятельность в сферах, наиболее подверженных коррупционным рискам и имеющих повышенное социальное значение. К таким организациям, прежде всего, относятся организации, осуществляющие деятельность в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, государственные и муниципальные предприятия и учреждения.

РАЗДЕЛ III.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона "О противодействии коррупции". В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, данные нормы распространяются на иностранные юридические лица.

Незаконное вознаграждение от имени юридического лица
(статья 19.28 КоАП РФ)

Статьей 19.28 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа за незаконные:
передачу
предложение
обещание
от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации:
- денег, ценных бумаг, иного имущества;
- оказание ему услуг имущественного характера;
- предоставление имущественных прав;
В крупном размере (сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав превышает 1 миллион рублей)
В особо крупном размере (сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав превышает 20 миллионов рублей)
за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица:
- должностным лицом;
- лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации;
- иностранным должностным лицом;
- должностным лицом публичной международной организации;
действия или бездействия, связанного с занимаемым им служебным положением.

Размеры налагаемых на юридические лица штрафов по статье 19.28 КоАП РФ

Ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение) - штраф не менее 1 млн рублей;

Ч. 2 ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение в крупном размере) - штраф не менее 20 млн рублей;

Ч. 3 ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение в особо крупном размере) - штраф не менее 100 млн рублей.

Возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.28 КоАП РФ, является исключительной компетенцией прокурора.

Рассматривают указанные дела судьи судов общей юрисдикции (мировые судьи).

Результаты работы прокуроров по привлечению к административной ответственности юридических лиц, совершивших коррупционные правонарушения, предусмотренные ст. 19.28 КоАП РФ, в динамике:

Показатели работы - ст. 19.28 КоАП РФ
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Вынесено постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях
407
479
503
487
392
382
384
По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности
356
427
464
439
343
330
335
Сумма наложенных штрафов
611 млн руб.
654 млн руб.
950,8 млн руб.
691 млн руб.
613,4 млн руб.
622,4 млн руб.
873,8 млн руб.

Например, Генеральной прокуратурой Российской Федерации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.28 КоАП РФ, в отношении коммерческой организации, учредитель которой оказал услуги имущественного характера заместителю одного из министров Республики Калмыкия, за совершение в дальнейшем в интересах этой организации и подконтрольных и аффилированных ей компаний незаконных действий в виде разглашения служебной информации по проводимым проверкам, а также за оказание правовых консультаций по вопросам тактики уклонения от административной ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. По результатам рассмотрения судом постановления прокурора виновному юридическому лицу назначен административный штраф в размере 10 млн рублей, решение суда вступило в законную силу.

Органами прокуратуры Саратовской области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.28 КоАП РФ, в отношении коммерческой организации, представитель которой пытался передать должностному лицу налогового органа незаконное денежное вознаграждение в размере 2,5 млн рублей, за совершение в интересах этого юридического лица заведомо незаконных действий по снижению суммы налоговых доначислений по результатам выездной налоговой проверки. В целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания по ходатайству прокурора судом наложен арест на автотранспортные средства коммерческой организации. Постановлением суда юридическое лицо привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 млн рублей. Штраф оплачен в полном объеме.

В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не допускается участие в закупках юридического лица, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ.

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 08.07.2020 утвержден Обзор судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральным законом N 298-ФЗ от 03.08.2018 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 19.28 КоАП РФ дополнена примечанием, предусматривающим освобождение юридического лица от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.

При решении вопроса о прекращении в отношении юридического лица производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 КоАП РФ ("Незаконное вознаграждение от имени юридического лица"), на основании примечания 5 к названной норме необходимо установить, в частности, чем непосредственно это лицо способствовало выявлению правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением <3>.

--------------------------------

<3> Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2022.

Незаконное привлечение к трудовой деятельности
либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного
или муниципального служащего либо бывшего государственного
или муниципального служащего
(статья 19.29 КоАП РФ)

Статьей 19.29 КоАП РФ для юридических лиц, должностных лиц и граждан предусмотрено наказание в виде административного штрафа
За привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами
бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами

Размеры налагаемых штрафов по статье 19.29 КоАП РФ

На граждан - от 2 000 до 4 000 рублей;

На должностных лиц - от 20 000 до 50 000 рублей;

На юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

Возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ, является исключительной компетенцией прокурора.

Рассматривают указанные дела судьи судов общей юрисдикции (мировые судьи).

При этом необходимо иметь в виду, что согласно ч. 4 статьи 2.1 КоАП РФ <4> юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности, либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность <5>.

--------------------------------

<4> Часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ введена Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ.

<5> За исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 2.1 КоАП РФ.

Результаты работы прокуроров по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения, предусмотренные статьей 19.29 КоАП РФ, в динамике:

Показатели работы
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Вынесено постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях
3680
4 443
4 737
5 159
5948
6372
6 200
По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности
3 410
4 122
4 466
4 763
5 655
6016
5 786
Сумма наложенных штрафов
135 млн руб.
226,7 млн руб.
180,2 млн руб.
187,4 млн руб.
226 млн руб.
235 млн руб.
224,9 млн руб.

Например, Генеральной прокуратурой Российской Федерации в рамках проведенной проверки выявлен факт несоблюдения коммерческой организацией требований законодательства о противодействии коррупции при заключении трудового договора с бывшим служащим Федерального казначейства - уведомление о его трудоустройстве было направлено представителю нанимателя по прежнему месту службы только спустя 9 месяцев. В этой связи Генеральной прокуратурой Российской Федерации в отношении коммерческой организации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, которое рассмотрено судом, виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей. Штраф оплачен в полном объеме.

По постановлениям прокуратуры г. Сосновый Бор Ленинградской области к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 тыс. и 20 тыс. рублей (соответственно) привлечены коммерческая организация и ее директор, не уведомившие в установленный срок о заключении трудового договора с бывшим государственным гражданским служащим. Штрафы оплачены в полном объеме.

Если у вас просят взятку. Ваши действия?

Не предлагайте и не давайте взятку!

Иначе вы сами совершите преступление (статьи 204 и 291 Уголовного кодекса Российской Федерации). Выслушайте требования вымогателя, чтобы обратиться в полицию.

Прежде чем написать заявление...

Помните, что за сообщение о вымышленном факте вымогательства взятки предусмотрена уголовная ответственность. Ложный донос наказывается штрафом, принудительными работами или лишением свободы до трех лет. В случае искусственного создания доказательств совершения вымышленного преступления срок наказания увеличится до шести лет лишения свободы (статья 306 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Как привлечь вымогателя к ответственности?

Вы должны будете проехать в ближайшее отделение полиции и написать заявление.

Заявление о преступлении вы можете сделать в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении обязательно подпишите. Укажите почтовый или электронный адрес, куда должен будет прийти ответ.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается вами и сотрудником, принявшим заявление. Протокол должен содержать данные о вас, а также о документах, удостоверяющих вашу личность.

Вас предупредят об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе будет сделана отметка. Подпишите.

При регистрации заявления вы должны получить талон-уведомление, в котором указывается порядковый номер заявления по книге учета сообщений о преступлениях и дата его принятия.

ТАЛОН-КОРЕШОК И ТАЛОН-УВЕДОМЛЕНИЕ
О ПРИЕМЕ И РЕГИСТРАЦИИ ЗАЯВЛЕНИЯ

┌──────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐
│          ТАЛОН-КОРЕШОК                         ТАЛОН-УВЕДОМЛЕНИЕ        │
│                                      │                                  │
│            N _______                               N _______            │
│                                      │                                  │
│Заявление принято от                   Заявление принято                 │
│__________________________________    │__________________________________│
│__________________________________      (специальное звание оперативного │
│   (инициалы, фамилия заявителя,      │     дежурного дежурной части     │
│ наименование учреждения, телефон)           территориального органа     │
│                                      │    Министерства внутренних дел   │
│Краткое содержание                        Российской Федерации, Ф.И.О.)  │
│__________________________________ ли-│__________________________________│
│__________________________________ ния            (N по КУСП)            │
│__________________________________ от-│__________________________________│
│__________________________________ ре-   (наименование территориального  │
│                                   за │органа Министерства внутренних дел│
│                                           Российской Федерации, адрес   │
│            (N по КУСП)               │       и служебный телефон)       │
│                                                                         │
│__________________________________    │"__" час. "__" мин.               │
│__________________________________                                       │
│Подпись оперативного дежурного,       │"__" ______________ 20__ г.       │
│принявшего заявление                                                     │
│__________________________________    │Подпись оперативного дежурного    │
│        (инициалы, фамилия)                                              │
│                                      │__________________________________│
│"__" ______________ 20__ г.                   (инициалы, фамилия)        │
│                                      │                                  │
│Подпись лица, получившего талон-                                         │
│уведомление                           │                                  │
│__________________________________                                       │
│"__" час. "__" мин.                   │                                  │
│                                                                         │
│"__" ______________ 20__ г.           │                                  │
└──────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┘

Подробнее о заявлении о преступлении можно прочитать в статье 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Что ждет взяткополучателя?

Преступление
Наказание
Мелкое взяточничество
(менее 10 тыс. руб.),
совершенное впервые
до 1 года в колонии-поселении
Взятка (от 10 тыс. до 25 тыс. руб.)
до 3 лет в колонии-поселении
Взятка в значительном размере (от 25 тыс. до 150 тыс. руб.)
до 6 лет в колонии общего режима
Взятка в крупном размере (от 150 тыс. до 1 млн руб.)
до 12 лет в колонии строгого режима
Взятка в особо крупном размере (от 1 млн руб.)
до 15 лет в колонии строгого режима

Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) (ст. 291 УК РФ) -

наказывается штрафом в размере до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до четырех лет, или в размере до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 304 УК РФ), то есть попытка передачи должностному лицу, иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Передача коммерческого подкупа (ч. 1 - 4 ст. 204, ст. 204.1, ст. 204.2 УК РФ) - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию) -

наказывается штрафом в размере до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет шести месяцев, или в размере до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание: Лицо, совершившее передачу коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Указание
Генерального прокурора Российской Федерации
от 11.03.2022 N 140/20
"Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности"

В целях организации работы органов прокуратуры Российской Федерации в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов, связанных с недружественными действиями ряда государств в отношении российских граждан, предприятий и организаций, а также в целях обеспечения законности при реализации принимаемых органами государственной власти Российской Федерации мер по преодолению последствий указанных действий, издано указание Генерального прокурора Российской Федерации от 11.03.2022 N 140/20 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности".

Во исполнение этого указания органами прокуратуры Российской Федерации принят комплекс мер по организации надзора за исполнением законодательства, нацеленного на обеспечение экономической и финансовой устойчивости, общественной безопасности, защиту прав и свобод граждан в условиях применения санкций и иных недружественных действий иностранных государств и международных организаций.

При этом первостепенное внимание уделяется надзору за исполнением законов в сферах трудовых отношений, здравоохранения, ценообразования на продукты питания, лекарственные средства, медицинские изделия и иную социально значимую продукцию, оборота государственной и муниципальной собственности, использования бюджетных средств, импортозамещения.

В целях соблюдения прав предпринимателей приняты меры к обеспечению поддержания средствами прокурорского надзора нормальных условий для работы бизнеса, дальнейшей реализации инвестиционных проектов, законности при оказании хозяйствующим субъектам государственных и муниципальных услуг, в том числе по выдаче лицензий и разрешений.

Органами прокуратуры Российской Федерации приняты меры к обеспечению своевременной отмены (завершению) поднадзорными контролирующими органами плановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которых введен мораторий, а также соблюдению ими установленных Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации ограничений на проведение внеплановых проверок и контрольных (надзорных) мероприятий, выдачу предписаний.

В целях повышения эффективности работы по согласованию контрольных (надзорных) мероприятий соответствующие полномочия переданы от горрайпрокуроров прокуратурам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним специализированным прокуратурам.

Более того, в целях совершенствования надзора за соблюдением прав предпринимателей в условиях санкционных ограничений приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11.03.2022 N 141 внесены изменения в порядок направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденный приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.06.2021 N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

В рамках осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование, прокурорами используются предоставленные законодательством полномочия для исключения давления на бизнес в ходе уголовного судопроизводства, необоснованного вмешательства в деятельность хозяйствующих и иных субъектов экономической деятельности, а также при наличии данных о гражданско-правовых спорах.

Прокурорами приняты меры к недопущению:

невыполнения запланированных программных мероприятий социально-экономической направленности;

ценовых сговоров и иных злоупотреблений, в том числе связанных с завышением цен и тарифов, на продовольственном и других социально значимых потребительских рынках;

нарушений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе у единственного поставщика, изменении существенных условий контрактов, исполнении договорных обязательств, обратив особое внимание на закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, технических средств реабилитации;

преднамеренных и фиктивных банкротств предприятий, прежде всего градо- и системообразующих, а также кредитных учреждений;

неправомерного расходования бюджетных средств, особенно предназначенных для реализации национальных проектов, а также для финансовой поддержки граждан и предпринимателей;

случаев несоблюдения публичных интересов при использовании государственного и муниципального имущества, в том числе земель, его неправомерного отчуждения;

распространения заведомо недостоверной информации, оказывающей дестабилизирующее воздействие на социальную и экономическую сферу.

В соответствии с распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 N 139/7р начиная с апреля 2017 года в первый вторник каждого месяца проводится Всероссийский день приема предпринимателей.
Представители бизнес-сообщества могут воспользоваться данной возможностью для разрешения вопросов правового характера.
Распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации от 27.05.2022 N 308/7р определено новое место проведения приема предпринимателей и их обращений - г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 27/6, стр. 2

В специальном разделе "Противодействие коррупции" на Едином портале прокуратуры Российской Федерации (https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption) размещены наиболее актуальные материалы, которые могут быть интересны широкому кругу лиц: законодательство о противодействии коррупции, информационно-методические пособия на антикоррупционную тематику, сведения о международном сотрудничестве в данной области, информация об организуемых мероприятиях антикоррупционной направленности и многое другое.

Кроме того, этот раздел предназначен для оперативного получения сообщений о коррупционных проявлениях. Все заинтересованные лица имеют возможность сообщить о ставших им известными фактах коррупционных проявлений, написав электронное обращение в подразделе "Обратная связь для сообщений о фактах коррупции" (https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/internet-reception/personal-receptionrequest).

Контактные данные:
Почтовый адрес: 125993, ГСП-3, Россия,
Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а.
Интернет-сайт:
https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf
Раздел "Противодействие коррупции":
https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption