ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ НА 2021 - 2025 ГОДЫ

ВВЕДЕНИЕ

Роль наличных денег в экономической жизни общества меняется.

В связи с появлением и распространением новых платежных инструментов наличные деньги реже используются в качестве средства платежа за товары и услуги. При этом объем наличных в обращении не снижается. Причины этого явления, называемого "парадоксом наличных денег", многообразны и неодинаковы в разных странах.

Важными факторами увеличения абсолютных объемов наличных денег стали снижение в последние годы доходности банковских депозитов во многих государствах мира, выполнение отдельными валютами функции "убежища" от финансовых потрясений. В 2020 году в связи с ограничениями, вводимыми из-за пандемии коронавирусной инфекции, многие создавали дополнительные запасы наличных.

Принимая во внимание устойчивые тенденции последних лет, можно предполагать, что наличные деньги как минимум в ближайшие десятилетия продолжат играть существенную роль в экономическом обороте и жизни людей. Вот почему вопросы поддержания и развития системы наличного денежного обращения (НДО), ее оптимизации, повышения качества и эффективности не теряют своей актуальности.

Основные направления развития наличного денежного обращения на 2021 - 2025 годы (далее - Основные направления развития НДО 2021 - 2025) обеспечивают совершенствование системы НДО по целому ряду направлений, развивая достигнутые результаты проектов и инициатив, реализованных в рамках утвержденной в феврале 2016 года Советом директоров Банка России Стратегии развития НДО на 2016 - 2020 годы.

В 2016 - 2020 годах усилия Банка России в области НДО были сосредоточены на оптимизации инфраструктуры и бизнес-процессов с целью обеспечения экономии расходов при сохранении стабильности и высокого качества системы наличного денежного обращения. В рамках проводимых мероприятий были ликвидированы Центральное хранилище Банка России, подразделения специальных перевозок, сокращена сеть расчетно-кассовых центров.

В Основных направлениях развития НДО 2021 - 2025 ставится ряд новых задач по развитию системы обращения банкнот и монеты, совершенствованию отношений участников НДО, бизнес-процессов. Запланированные мероприятия направлены на повышение уровня удовлетворенности граждан, предприятий и организаций качеством НДО, расширение финансовой доступности, снижение экологической нагрузки на внешнюю среду.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Несмотря на значительные изменения, происходящие в современном мире по целому ряду направлений, наличные деньги в силу своих уникальных характеристик будут еще долгое время играть важную роль в экономической жизни общества.

В числе таких характеристик наличных денег можно выделить:

- Независимость от специальной инфраструктуры (возможность использования в любых условиях, в том числе при отсутствии доступа к сети Интернет и при отключении электропитания, что актуально во время устранения последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф).

- Востребованность со стороны отдельных социальных групп (люди старшего возраста, сельские жители, трудовые мигранты, слабовидящие граждане и др.).

В России в 2016 - 2019 годах спрос на наличные деньги ежегодно возрастал в среднем на 0,5 трлн рублей в год (в диапазоне от 0,3 до 0,9 трлн рублей).

За последние пять лет количество наличных денег в обращении увеличилось на 57,5%.

В 2020 году в обращение была выпущена рекордная сумма наличных объемом 2,8 трлн рублей. В результате увеличилась доля наличных денег в сбережениях населения. По всей видимости, важным фактором, способствовавшим накоплению дополнительных запасов наличных денег, стали ограничительные меры в период пандемии коронавирусной инфекции.

Параллельно с ростом спроса на наличные и увеличением объемов их эмиссии сократился возврат наличных денег в банки, снизились объемы инкассируемой выручки торговых и иных предприятий и организаций.

Аналогичная ситуация наблюдалась не только в России, но и во многих других странах, где в условиях повышенной неопределенности и ограничительных мер, спровоцированных пандемией, население и малый бизнес стали также предъявлять более высокий спрос на наличные деньги.

В обычных условиях спрос на наличные деньги зависит главным образом от темпа роста экономики с поправкой на темпы инфляции, а также от скорости и масштаба распространения безналичных платежей. В последние годы во многих странах мира среднегодовой темп прироста наличных денег колебался вокруг 5%-ного уровня.

Даже в Швеции, где была сделана попытка сокращения объемов наличной денежной массы, в 2017 - 2020 годах ее рост возобновился.

В 2020 году в условиях пандемии была зафиксирована повышенная потребность в наличных деньгах в большинстве стран.

Несмотря на рост наличной денежной массы в абсолютном выражении, в России в период, предшествовавший пандемическому 2020 году, отношение объема наличных денег к номинальному ВВП снижалось. Доля безналичных расчетов в обороте розничной торговли при этом устойчиво возрастала.

С учетом указанных тенденций избыточный спрос на наличные деньги в 2020 году оценивается на уровне свыше 2 трлн рублей. В 2021 - 2022 годах можно ожидать постепенного возврата в банки части избытка наличных денег, сформировавшегося в условиях пандемических ограничений. Этот процесс может получить дополнительный импульс в период, когда произойдет возврат к нейтральной денежно-кредитной политике и по сравнению с уровнями, сложившимися к концу 2020 года, повысятся депозитные ставки. Ожидается, что начиная с 2023 года спрос на наличные деньги может вернуться к традиционному тренду и отношение объема наличных денег к номинальному ВВП возобновит снижение.

НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ В ОБРАЩЕНИИ (М0) В КРУПНЕЙШИХ ЭКОНОМИКАХ
Рис. 1
США, ТРЛН ДОЛЛАРОВ
ЯПОНИЯ, ТРЛН ИЕН
ЕВРОЗОНА, ТРЛН ЕВРО
СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО, МЛРД ФУНТОВ СТЕРЛИНГОВ
КИТАЙ, ТРЛН ЮАНЕЙ
БРАЗИЛИЯ, МЛРД РЕАЛОВ
НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ В ОБРАЩЕНИИ ДО 2025 ГОДА ВКЛЮЧИТЕЛЬНО
(ТРЛН РУБЛЕЙ)
Рис. 2

ЭМИССИОННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
(МЛРД РУБЛЕЙ)
Рис. 3

Тренд на сокращение объема наличных по отношению к номинальному ВВП может несколько ускориться в случае введения в обращение цифрового рубля. Цифровой рубль способен частично заменить наличные в расчетах населения и бизнеса и, соответственно, при прочих равных условиях несколько уменьшит спрос на наличные. Тем не менее в базовом прогнозе Основных направлений развития НДО 2021 - 2025 ожидается, что этот процесс будет происходить постепенно. На горизонте прогноза до 2025 года темп роста наличных в обращении (М0) остается значимо положительным, хотя и несколько ниже факта 2016 - 2019 годов.

В последние годы во многих странах, включая Россию, наблюдается устойчивая тенденция к сокращению доли наличных в общем объеме розничных транзакций. Так, доля наличных расчетов в розничном обороте в России за последние пять лет сократилась с 60,7 до 29,7%.

Несмотря на то что безналичные расчеты постепенно вытесняют платежи наличными и все больше граждан оказываются способными обойтись без наличных денег, в России доля тех, кто пока не в состоянии это сделать, остается достаточно высокой и оценивается на уровне 55% (по данным ежегодного социологического исследования Банка России "Отношение населения Российской Федерации к различным средствам платежа").

ДОЛЯ НАЛИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОЗНИЧНЫХ ТРАНЗАКЦИЯХ <*>
(%)
Рис. 4

--------------------------------

<*> Методологии исследований различаются в зависимости от страны (в России - доля наличных в объеме розничных операций).

Оборот наличных денег, проходящий через кассы подразделений Банка России, в 2020 году сократился по сравнению с 2016 годом на 26,5%. В последующие 5 лет прогнозируется его дальнейшее снижение на 10%. Уменьшению оборотов наличных денег, проходящих через кассы Банка России, должно способствовать предусмотренное Основными направлениями НДО 2021 - 2025 расширение практики передачи функций кассового обслуживания и хранения наличных денег кредитным организациям.

Помимо обозначенных тенденций, в мировой практике в области НДО происходят и другие существенные перемены, среди которых можно выделить следующие.

Центральные банки все более активно передают часть функций по хранению и обработке наличных денег коммерческим организациям, сохраняя за собой контроль над НДО. Такая политика проводится в Соединенном Королевстве, Канаде, Индии, Австралии, Швеции, Дании.

Все большее распространение получает практика сотрудничества и взаимодействия профессиональных участников НДО, создания ими различного рода объединений.

Одним из важных направлений кооперации кредитных организаций в области НДО является объединение банкоматных сетей. Масштабные проекты в этой области реализованы в Бразилии, Бельгии, Дании, Нидерландах, Норвегии, Финляндии, Швеции и других странах.

ОБОРОТ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ ЧЕРЕЗ КАССЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БАНКА РОССИИ
(МЛН ПАЧЕК)
Рис. 5

Кредитные организации и инкассаторские компании также объединяют свои усилия в области создания кассовых центров по обработке наличных денег. В Дании и Норвегии рассматриваются перспективы создания единой национальной организации по обработке наличных. В Италии реализована система sala conta (комната счета), предполагающая использование совместных центров по пересчету наличных в региональных хабах.

В подавляющем большинстве стран значительное внимание постоянно уделяется совершенствованию защитного комплекса, обновлению дизайна денежных знаков, повышению их износоустойчивости.

В сфере наличного денежного обращения активно внедряются цифровые технологии: формируется единое информационное пространство, создаются автоматизированные системы и цифровые приложения, налаживается работа с "большими данными" (Big Data), отслеживается движение банкнот по серийным номерам.

В ряде стран технологии "больших данных" и искусственного интеллекта используются для оценки качества банкнот, уровня их изношенности и прогнозирования жизненного цикла. Например, Банк Канады по каждой выпущенной им в обращение банкноте отслеживает порядка 20 показателей (серийный номер, дату выпуска в обращение, дату обработки и др.), а Банк Израиля анализирует около 100 показателей, характеризующих состояние наличного денежного обращения.

В последнее время во многих странах активно внедряются банкоматы с функцией рециркуляции наличных. Такого рода автоматизированные устройства обработки банкнот уже получили достаточно широкое распространение - например, в Японии, Китае, Южной Корее, Турции, Германии, Австрии.

С учетом обозначенных и перспективных тенденций необходимо развивать систему НДО с целью адаптации ее к новым экономическим реалиям, формирующимся в условиях глобальной цифровизации, автоматизации, роботизации, а также к изменению характера взаимоотношений финансовых регуляторов с кредитными организациями и другими профессиональными участниками системы наличного денежного обращения.

ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Главные цели Банка России в области НДО - обеспечение стабильности наличного оборота, поддержание высокого качества денежных знаков, оптимизация затрат на наличное денежное обращение на основе развития технической инфраструктуры, совершенствования бизнес-процессов и практики взаимоотношений с участниками финансового рынка.

Реализации главных целей должно способствовать решение следующих задач:

- Повышение качества банкнот, выпускаемых в обращение.

- Оптимизация оборота наличных денег за счет кассового обслуживания в подразделениях кредитных организаций с использованием наличных денег, принадлежащих Банку России.

- Повышение оборачиваемости монеты и оптимизация монетного обращения.

- Совершенствование системы управления наличным денежным оборотом.

- Повышение эффективности и надежности инфраструктуры НДО на основе автоматизации, роботизации и цифровизации.

- Совершенствование внутренних бизнес-процессов Банка России.

- Повышение готовности к работе в условиях чрезвычайных ситуаций нового типа.

Повышение качества банкнот, выпускаемых в обращение

Приоритетным направлением деятельности Банка России в области НДО является обеспечение высокого уровня удовлетворенности населения, предприятий и организаций качеством банкнот, выпускаемых в обращение, совершенствование их дизайна и защитного комплекса.

Результаты социологических исследований, проводившихся в последние годы, свидетельствуют о том, что население, предприятия и организации в целом удовлетворены качеством банкнот, находящихся в обращении. Так, по результатам опросов, проведенных в 2020 году, 71% опрошенных граждан положительно оценивали качество банкнот в обращении. Обследования, проведенные среди кредитных организаций, показали, что качеством банкнот, выдаваемых Банком России, удовлетворены 97% опрошенных респондентов.

На 1 января 2021 года в обороте находилось 6,8 млрд банкнот. Активное обращение обеспечивалось семью номиналами банкнот от 50 до 5000 рублей.

КОЛИЧЕСТВО БАНКНОТ В ОБРАЩЕНИИ
(МЛРД ЛИСТОВ)
Рис. 6

В 2020 году в подразделениях Банка России каждая банкнота, находящаяся в обращении, обрабатывалась в среднем 1,2 раза. В кредитные организации банкноты поступают на обработку чаще - в среднем около 4 раз в год. Каждая банкнота, возвращающаяся в оборот, проходит проверку на подлинность, платежеспособность и годность к дальнейшему обращению. Изношенные и загрязненные банкноты в процессе обработки изымаются из обращения.

Для обеспечения эффективного оборота и чистоты НДО (высокого качества выпускаемых в обращение денежных знаков) в 2020 году в кредитных организациях использовалось 47 570 счетно-сортировальных машин, проверяющих признаки подлинности и ветхости банкнот, а в Банке России - 431. Доставку наличных в банках и инкассаторских компаниях обеспечивали более 10 тыс. инкассаторских машин.

В 2020 году, несмотря на повышенную нагрузку на инфраструктуру НДО в условиях пандемии и сопутствующих ограничений, система НДО функционировала устойчиво и бесперебойно, обеспечивая выпуск в обращение банкнот высокого качества и своевременное изъятие из оборота ветхих банкнот.

В 2021 - 2025 годах Банк России планирует реализовать комплекс мероприятий, обеспечивающих дальнейшее повышение качества, защищенности и долговечности денежных знаков.

Повышение срока жизни банкнот

Расходы на печать новых банкнот для замены изымаемых из обращения ветхих денежных знаков по величине являются одной из основных статей затрат Банка России на организацию наличного денежного обращения. Поэтому Банк России планирует уделять значительное внимание возможностям использования современных технологий, позволяющих повысить срок жизни и качество (чистоту) находящихся в обращении банкнот.

В 2016 - 2018 годах Банк России проводил испытание эффективности системы лакирования банкнот. Для этого в 2016 году часть изготовленных банкнот номиналом 100 рублей были покрыты специальным лаком и выпущены в обращение. Внешне такие банкноты практически не изменились, несмотря на их существенно улучшенные характеристики.

Результаты испытания показали, что срок жизни лакированных банкнот в обращении увеличился не менее чем на 30% по сравнению с обычными банкнотами, что позволило принять решение о расширении практики применения технологии лакирования банкнот. В настоящее время Банк России выпускает в обращение лакированные банкноты номиналом 200 и 100 рублей. В 2021 - 2025 годах процесс лакирования планируется применить на банкнотах других номиналов. Лакирование позволит увеличить срок жизни банкнот, уменьшить объемы их изготовления и соответствующие затраты, повысив качество (чистоту) наличного оборота.

Совершенствование защитного комплекса банкнот

Дизайн и базовый защитный комплекс банкнот образца 1997 года разрабатывался в начале 1990-х годов, то есть почти три десятка лет тому назад. В целях повышения уровня защиты банкнот Банка России в последние годы регулярно осуществлялся выпуск в обращение банкнот новых модификаций. До последнего времени модифицированные банкноты одного номинала по своему дизайну различались незначительно.

В 2017 году Банк России выпустил в обращение банкноты номиналом 200 и 2000 рублей с новым дизайном и комплексом защитных признаков. В результате номинальный ряд банкнот увеличился с 7 до 9.

К настоящему времени изначально выпущенные банкноты образца 1997 года дополнены двенадцатью их модификациями (в 2001 году модифицированы банкноты номиналом 10, 50, 100 и 500 рублей; в 2004 году - банкноты номиналом 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей; в 2010 году - банкноты номиналом 500, 1000, 5000 рублей).

КОЛИЧЕСТВО ВЫЯВЛЕННЫХ ПОДДЕЛЬНЫХ БАНКНОТ БАНКА РОССИИ, ПРИХОДЯЩИХСЯ НА 1 МЛН БАНКНОТ В ОБРАЩЕНИИ
(ШТУК)
Рис. 7

Выпуская банкноты новых модификаций, Банк России не предпринимает специальных усилий по изъятию из обращения более ранних версий и модификаций денежных знаков. Выбытие таких банкнот из обращения и уменьшение их доли в общем обороте осуществляются постепенно, естественным путем по мере износа. До сих пор в обращении остаются банкноты образца 1997 года всех выпусков и их последующих модификаций. Последовательная политика Банка России по сохранению в обороте всех годных банкнот любых выпусков будет проводиться и впредь.

Такая политика обеспечивает стабильность наличного денежного оборота, удобство для граждан, предприятий и организаций, предсказуемость ситуации в денежной сфере при высоком уровне защиты денежных знаков от подделки.

Показатели защищенности банкнот Банка России от подделки находятся на высоком уровне.

Количество выявленных поддельных банкнот Банка России за последние 10 лет (с 2011 по 2020 год) снизилось с 17 до 7 штук на 1 млн банкнот. Достигнутый уровень за последние три года остается стабильно низким, значительно лучшим по сравнению с другими странами. Так, число подделок на 1 млн банкнот, находящихся в обращении, в Австралии составляет 11 штук, в еврозоне - 23, в Великобритании - 112.

Поддержание высокого уровня защиты интересов граждан, предприятий и организаций от рисков, связанных с подделкой денежных знаков, требует постоянных усилий со стороны эмитента. В связи с этим Банк России в 2021 - 2025 годах продолжит выпускать в обращение банкноты новых модификаций с улучшенными защитными характеристиками. По ряду номиналов банкнот вопрос выпуска в обращение их очередных модификаций является актуальным, особенно с учетом давности появления их последних обновленных версий.

Обычно обновление комплекса защитных признаков банкнот в мировой практике проводится в зависимости от уровня фальшивомонетничества в интервале 10 - 25 лет.

Банкноты устаревших модификаций, выпуск которых прекращается, обычно остаются в обороте еще 10 - 15 лет, выбывая естественным путем вследствие износа. С учетом указанных и иных обстоятельств работу по совершенствованию защитного комплекса денежных знаков и поэтапному выпуску банкнот новых модификаций в ближайшие годы планируется продолжить и активизировать. С этой целью в 2021 - 2025 годах Банк России планирует реализовать комплекс мероприятий, обеспечивающих дальнейшее повышение качества, защищенности и долговечности денежных знаков.

Развитие единого информационного пространства НДО

В современном обществе все больше информации и услуг потребляется в цифровом виде. Цифровизация затрагивает все стороны жизни, в том числе и наличное денежное обращение. Цифровое взаимодействие с организациями и населением будет продолжено по следующим направлениям.

Мобильное приложение "Банкноты Банка России"

В ближайшие пять лет планируется развитие функционала мобильного приложения "Банкноты Банка России", выпущенного в 2018 году. Круг пользователей предполагается расширить за счет адаптации мобильного приложения для использования лицами с нарушениями зрения и слуха. Определение приложением номиналов банкнот будет доступно в виде появления крупных цифр на экране, голосового сигнала и в форме вибросигнала. В дополнительном функционале при описании банкнот акцент будет сделан на специальных метках с повышенным рельефом, предназначенных для определения на ощупь номиналов банкнот.

Дистанционное обучение определению подлинности и платежеспособности денежных знаков

В 2019 году Банк России запустил программу дистанционного обучения по тематике, имеющей отношение к сфере наличного денежного обращения. Была разработана программа для сотрудников торговых организаций, доступная на безвозмездной основе. Компетенции кассовых работников розничных торговых сетей, знание ими защитных признаков банкнот - часто первый рубеж защиты наличного денежного обращения от фальшивомонетчиков.

В 2019 - 2020 годах дистанционное обучение по вопросам определения подлинности и платежеспособности банкнот и монет Банка России прошли 2597 кассовых работников торговых организаций. Все они получили сертификат о прохождении обучения.

В 2021 - 2025 годах программа обучения будет продолжена.

С 2023 года планируется запуск программы дистанционного обучения кассовых работников кредитных организаций. Программа будет состоять из двух независимых частей. Одна часть будет посвящена работе с имеющими признаки подделки, сомнительными и неплатежеспособными денежными знаками Банка России. Другая часть - работе с имеющими признаки подделки и сомнительными банкнотами иностранных государств. Проводить обучение планируется на безвозмездной основе с выдачей именных электронных сертификатов.

Оптимизация оборота наличных денег за счет кассового обслуживания в подразделениях кредитных организаций с использованием наличных денег, принадлежащих Банку России

Внедрение новой формы кассового обслуживания в подразделениях кредитных организаций с использованием наличных денег, принадлежащих Банку России

В последние годы в целях снижения затрат многие кредитные организации сумели существенно оптимизировать бизнес-процессы в области наличного денежного обращения путем централизации соответствующих функций, внедрения новых бизнес-процессов, автоматизации, перевода инкассации и кассового обслуживания на аутсорсинг. Значительно выросла доля современных банкоматов с функцией оборота (рециркуляции) банкнот, стали активно использоваться депозитные машины. Такого рода усилия позволили, с одной стороны, повысить эффективность работы кредитных организаций, а с другой - снизить издержки Банка России за счет сокращения нерационального оборота банкнот.

Значительные возможности дальнейшего повышения эффективности системы наличного денежного обращения могут быть обеспечены за счет совершенствования практики взаимодействия Банка России с участниками рынка. Одним из ключевых прорывных инновационных решений в этом направлении является допуск кредитных организаций к работе с наличными деньгами, принадлежащими Банку России.

Практика кассового обслуживания в кредитных организациях с применением наличных денег, принадлежащих Банку России, была успешно апробирована в 2017 году. В 2018 - 2020 годах была создана необходимая нормативно-правовая база, позволяющая широко распространить новый формат взаимоотношений Банка России с кредитными организациями. Это дало возможность с 2020 года начать заключение новых договоров с отдельными банками. В 2021 - 2025 годах намечается существенно увеличить число кредитных организаций и их подразделений, работающих с наличными деньгами, принадлежащими Банку России.

Практика работы кредитных организаций с наличными деньгами, принадлежащими Банку России, предполагает выделение в кассовых подразделениях банков отдельных специальных кладовых или секций, предназначенных исключительно для хранения банкнот Банка России. Любые операции с такого рода банкнотами осуществляются с разрешения Банка России и подлежат особому специальному контролю и учету.

Наличие в кассовых подразделениях специальных кладовых или секций, в которых хранятся наличные деньги Банка России, дает возможность кредитным организациям в начале дня оперативно, без существенных издержек и затрат на перевозку, инкассацию, пересчет, оформление получать подкрепление наличными деньгами в необходимых объемах, а в конце рабочего дня столь же быстро и эффективно сводить к минимуму кассовые остатки за счет перемещения излишков наличных денег в специальные кладовые и секции, в которых хранятся деньги Банка России.

Такая практика позволяет существенно снизить трудозатраты и издержки как кредитных организаций, так и Банка России, дает возможность оптимизировать нерациональный оборот наличных денежных средств. Дополнительный косвенный положительный эффект достигается за счет увеличения срока нахождения банкнот в обращении в связи со значительным сокращением числа их пересчетов, которые необходимо было бы осуществлять в случае сохранения регулярной транспортировки наличных из Банка России в кредитные организации и обратно.

Новый подход к взаимоотношениям с кредитными организациями в части передачи им на хранение наличных денег, принадлежащих Банку России, позволяет увеличить стабильность и доступность обеспечения оборота наличными деньгами, повышает устойчивость денежного обращения к колебаниям спроса на наличные.

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБОРОТА НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ ЗА СЧЕТ РАЗМЕЩЕНИЯ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ БАНКУ РОССИИ
Рис. 8

В результате перехода на новую практику Банк России получает возможность влиять на тарифную политику тех кредитных организаций, которые осуществляют обслуживание других кредитных организаций.

В целях минимизации операционных и иных рисков к работе с наличными деньгами, принадлежащими Банку России, будут допускаться только кредитные организации, удовлетворяющие определенным требованиям.

Начиная с 2021 года подать заявку на участие в программе могут кредитные организации:

- обладающие собственными средствами в сумме не менее 130 млрд рублей;

- отнесенные по степени финансовой устойчивости к квалификационной группе 2 и выше или имеющие кредитный рейтинг не ниже "AA(RU)" по национальной рейтинговой шкале АКРА (АО) или "ruAA" по национальной рейтинговой шкале АО "Эксперт РА".

В 2021 - 2025 годах предполагается обеспечить передачу наличных денег, принадлежащих Банку России, не менее чем в 60 кассовых подразделений кредитных организаций в разных регионах России.

Введение элементов платности отдельных услуг Банка России

Поскольку в настоящее время, в отличие от коммерческих банков, Банк России не взимает плату за кассовое обслуживание, кредитные организации, у которых образуются излишки годных банкнот, предпочитают сдавать их в Банк России, вместо того чтобы напрямую передавать тем кредитным организациям, которые испытывают потребность в подкреплении наличными деньгами.

В целях снижения нерационального оборота годных банкнот в 2021 - 2025 годах Банк России рассмотрит вопрос о целесообразности введения платности в случае возврата в Банк России годных банкнот кредитными организациями, принимающими участие в кассовом обслуживании клиентов с использованием наличных денег, принадлежащих Банку России. Вопрос о введении платности за сдачу ветхих банкнот при этом не будет ставиться.

Принятие соответствующего решения может позволить создать экономические стимулы для более активной самостоятельной обработки кредитными организациями наличных денег. Это даст возможность сократить нерациональный оборот наличных и снизить затраты на его обеспечение.

Повышение оборачиваемости монеты и оптимизация монетного обращения

Расширение практики использования Монетной площадки Банка России в регионах

Активное распространение безналичных форм расчетов в торговых, транспортных, иных предприятиях и организациях имеет одним из своих последствий перекрытие каналов возврата монеты в платежный оборот. Все больше торговых предприятий, заказывающих и получающих монету для выдачи сдачи, в то же время отказываются принимать монету от населения, чтобы уменьшить свои расходы на ее пересчет и инкассацию.

Проблема возврата монеты в платежный оборот обострилась в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Если в 2019 году из обращения в кассы Банка России вернулось 63% от общего количества выданных монет, то в 2020 году возвратность монеты в оборот снизилась до 46%.

Учитывая сохранение спроса на монету, Банк России регулярно заказывает изготовление и выпускает в обращение необходимые ее объемы. Так, в 2020 году в обращение выпущено более 1,3 млрд монет, то есть по 9 монет на каждого жителя нашей страны.

Оптимизации монетного обращения должно способствовать решение трех задач:

- снижение потребности в монете;

- оптимизация потоков монеты;

- стимулирование возврата монеты в оборот.

Снижение потребности в монете осуществляется в рамках мероприятий, направленных на более активное использование безналичных способов оплаты.

Решение задачи оптимизации потоков монеты обеспечивает развитие Монетной площадки Банка России (МПБР), выполняющей функции перенаправления потоков монеты от тех организаций, которые получают ее от населения, в организации, которым она нужна.

МПБР обеспечивает возможность эффективного информационного обмена большого числа организаций, испытывающих потребность в сдаче монеты с одной стороны и ее получении - с другой.

В 2020 году прототип МПБР работал в 8 регионах и охватывал 132 подразделения кредитных организаций. Общий оборот за 2020 год составил 724 млн рублей (909 тонн монеты).

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОНЕТЫ
Рис. 9

СТОИМОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОНЕТЫ
(МЛРД РУБЛЕЙ)
Рис. 10

ЭМИССИЯ МОНЕТЫ
(МЛН ЭКЗЕМПЛЯРОВ)
Рис. 11

Развитие МПБР позволяет снизить издержки участников платежного оборота, увеличить прозрачность монетного обращения, повысить доступность монеты и оптимизировать ее нерациональный оборот. Перенос части издержек по сбору монеты из обращения с организации - поставщика монеты на организацию-потребителя служит дополнительным стимулом для сбора монеты от населения и других клиентов.

К 2025 году МПБР должна работать в 48 регионах с годовым оборотом не менее 2,4 млрд рублей (3 тыс. тонн монеты).

К МПБР предполагается подключить 40 подразделений Банка России. МПБР будет обеспечивать около 25% от общего объема оборота монеты участвующих подразделений Банка России.

До внедрения промышленного решения будет проведено масштабирование текущего технического решения МПБР в 15 подразделениях Банка России.

В целях улучшения возврата монеты в оборот Банк России планирует стимулировать использование оборудования для приема монеты. Такое оборудование присутствует на рынке, однако широкому распространению соответствующей технологии препятствует низкая рентабельность применения оборудования при высоких комиссиях для населения из-за низкой номинальной стоимости монеты.

В 2022 году Банком России планируется проведение пилотного проекта по сбору монеты через специализированные устройства. В случае положительного результата пилотирования использование таких аппаратов будет расширяться.

Совершенствование системы управления наличным денежным оборотом

Развитие прогнозной аналитики для своевременного обеспечения регионов денежной наличностью по номиналам в зависимости от изменения спроса

В условиях цифровизации, развития финансового рынка и платежной инфраструктуры жители страны начинают все чаще менять свои платежные привычки, причем характер изменений может быть разнонаправленным в разных регионах Российской Федерации. В результате все более динамично начинает меняться спрос на наличные деньги, а также потребность в банкнотах различных номиналов и монете.

Чтобы оптимизировать оборот наличных денег, обеспечивая при этом бесперебойное удовлетворение потребностей населения, предприятий и организаций, Банк России в 2021 - 2025 годах предпримет дополнительные усилия по развитию прогнозной аналитики.

Одним из мероприятий, направленных на повышение качества прогнозов спроса на наличные деньги, может стать организация межрегиональной аналитической группы. Работа группы будет направлена на разработку и апробацию научно обоснованных методов прогнозного анализа, изучение дополнительных возможностей межведомственного взаимодействия по обмену данными и подготовку предложений по развитию автоматизированных систем Банка России в сфере НДО.

Для постоянного поддержания на всей территории страны оптимальных запасов банкнот и монет всех номиналов продолжится совершенствование и развитие автоматизированной системы "Оптимальная модель перевозки и хранения ценностей".

Развитие взаимодействия с сообществами профессиональных участников НДО

Определению направлений совершенствования системы наличного оборота в значительной степени способствуют регулярные контакты Банка России с сообществами профессиональных участников НДО. В 2021 - 2025 годах Банк России планирует продолжить и активизировать конструктивное взаимодействие с различными категориями профессиональных участников НДО.

Наиболее значимые инициативы и проекты решений, затрагивающие интересы субъектов НДО, в рамках сложившихся практик будут проходить обсуждение и экспертную оценку с привлечением представителей кредитных организаций, банковских ассоциаций, крупнейших розничных сетей, производителей и поставщиков оборудования для НДО, представителей научного сообщества.

Будут поддерживаться и развиваться контакты по вопросам НДО на площадках Ассоциации наличного денежного обращения, профильных комитетов Ассоциации банков России, Ассоциации российских банков, Ассоциации компаний розничной торговли, Ассоциации корпоративных казначеев и других профессиональных объединений.

Поддержание и активизация взаимодействия с профессиональными участниками НДО должны способствовать внедрению новых стандартов и технологий, повышению эффективности принимаемых решений в области управления наличным денежным обращением.

Повышение эффективности и надежности инфраструктуры НДО на основе автоматизации, роботизации и цифровизации

В 2021 - 2025 годах Банк России планирует активизировать усилия, направленные на повышение надежности инфраструктуры НДО на основе автоматизации, роботизации и цифровизации.

Внедрение современных роботизированных систем

Повышению эффективности обработки наличных денег должно способствовать внедрение роботизированных систем, обеспечивающих транспортировку ценностей и укладывание наличных денег в специальные кассеты, предназначенные для их хранения и перевозки.

За последние годы во многих подразделениях Банка России для обработки наличности внедрено сложное технологическое оборудование, повышающее скорость и надежность выполнения операций. Обработка банкнот в кассе пересчета проводится на современных высокоскоростных счетно-сортировальных машинах, хранение банкнот в кладовых осуществляется в автоматизированных складских комплексах, обеспечивающих вложение и изъятие ценностей без участия человека. В то же время операции на участках укладки наличных денег в кассеты и перемещения банкнот выполняются вручную.

На этих участках в 2021 - 2025 годах планируется внедрение роботизированных систем, позволяющих исключить ручной труд, что создаст предпосылки для формирования полностью автоматизированного технологического цикла обработки, хранения и перемещения ценностей. Внедрение высокотехнологичного оборудования будет способствовать улучшению условий труда, росту квалификации сотрудников Банка России.

Срок окупаемости проекта внедрения роботизированных систем в трех подразделениях Банка России составит 6 лет.

Подразделения Банка России, в которых будут внедрены роботизированные системы:

- Екатеринбург;

- Москва;

- Санкт-Петербург.

Расширение электронного документооборота

В настоящее время бизнес-процесс сдачи и получения кредитными организациями наличных денег во многих подразделениях Банка России пока еще организован таким образом, что инкассаторам приходится проходить несколько этапов взаимодействия с разными сотрудниками Банка России, используя при этом бумажный документооборот. На каждом этапе такого взаимодействия проводится идентификация личностей, проверяются паспортные и иные данные.

В 2021 - 2025 годах планируется продолжить предпринимавшиеся в предшествующие годы усилия по оптимизации бизнес-процессов сдачи и получения наличности за счет внедрения систем электронного документооборота с применением электронной подписи, а также биометрических технологий.

Целью мероприятий, которые будут реализованы в данном направлении, является оптимизация клиентского пути, переход к взаимодействию с инкассаторами по принципу "одного окна", значительно сокращающий время и трудоемкость такого взаимодействия, переход на безбумажные технологии.

Плановый срок внедрения соответствующих технических решений - 2024 год.

Совершенствование внутренних бизнес-процессов Банка России

Оптимизация территориальной сети

В 2021 - 2025 годах планируется продолжить проводившуюся в предыдущие годы оптимизацию сети подразделений Банка России. Такая оптимизация позволит дополнительно снизить затраты на организацию НДО при условии сохранения стабильного обеспечения платежного оборота наличными деньгами.

При принятии решений по вопросам оптимизации сети Банк России будет учитывать степень доступности сервисов кассового обслуживания, наличие кассовых подразделений кредитных организаций, их участие в программе кассового обслуживания с применением наличных денег Банка России, опыт работы в условиях пандемии коронавирусной инфекции.

Банк России будет наращивать усилия по оптимизации и совершенствованию бизнес-процессов в сфере обработки и хранения наличных денег на основе внедрения новых технологий.

В 2021 - 2025 годах при условии финального одобрения соответствующих проектов планируется создание высокотехнологичных объектов НДО Банка России во Владивостоке, Казани, Калининграде, Нижнем Новгороде и Симферополе. Работы будут проводиться в соответствии со Стратегией Банка России по управлению недвижимостью в рамках системы проектного управления.

Расширение практики уничтожения дефектной монеты на местах

В настоящее время Банк России несет существенные затраты, связанные с уничтожением дефектной монеты, получившей повреждения, из-за которых она становится негодной к дальнейшему обращению. Для уничтожения такой монеты к началу 2021 года использовалось дорогостоящее импортное оборудование, расположенное в двух подразделениях Банка России (в европейской части и на Урале). Перевозка дефектной монеты со всей территории страны в два пункта ее уничтожения связана с существенными издержками на транспортировку.

Усилиями Банка России в последнее время было создано и прошло апробацию современное высокотехнологичное отечественное оборудование по уничтожению дефектной монеты, отличающееся от зарубежных аналогов гораздо более низкой стоимостью изготовления.

В 2021 - 2022 годах Банк России планирует оснастить таким оборудованием 8 подразделений Банка России, наделив их правом уничтожения дефектной монеты. Реализация политики импортозамещения позволит повысить надежность инфраструктуры НДО и даст возможность сократить соответствующие затраты.

Окупаемость проекта должна составить 4 года.

Подразделения Банка России, которым будет предоставлено право уничтожения дефектной монеты:

- Иркутск;

- Казань;

- Краснодар;

- Москва;

- Новосибирск;

- Ростов-на-Дону;

- Самара;

- Хабаровск.

Расширение применения укрупненной упаковки

Повышению эффективности обработки наличных денег способствует внедрение укрупненной упаковки наличности. Крупная упаковка денежных знаков позволяет быстрее проводить операции с ними в расчете на единицу передаваемых ценностей. Например, передача опломбированной кассеты с десятью пачками банкнот занимает лишь немногим больше времени, чем передача одной пачки. В обоих случаях проводится сверка реквизитов упаковки и проверка ее целостности.

В 2021 - 2025 годах планируется внедрить укрупненную упаковку банкнот (кассеты с пачками и корешками банкнот) при работе с кредитными организациями в пяти подразделениях Банка России. В двух подразделениях Банка России планируется использовать укрупненную упаковку монеты (контейнеров с монетой).

В пяти подразделениях Банка России начнет применяться укрупненная упаковка банкнот:

- Владивосток;

- Казань;

- Калининград;

- Нижний Новгород;

- Симферополь.

В двух подразделениях Банка России предполагается применение укрупненной упаковки монеты:

- Екатеринбург;

- Санкт-Петербург.

Обеспечение экологической безопасности

В сфере НДО, как и в других областях своей деятельности, Банк России уделяет большое внимание поддержанию высоких стандартов экологической безопасности. Особый акцент в 2021 - 2025 годах будет сделан на уменьшении количества отходов, образующихся при обеспечении наличного денежного обращения, а также на создании возможности их повторного использования.

В 2021 - 2025 годах 100% всех металлических отходов, образующихся при уничтожении дефектной монеты, будет поступать в переработку.

Внедрение лакирования банкнот, увеличение доли безналичных платежей, совершенствование оборота банкнот позволят к 2025 году снизить на 21% объем образующейся обрези ветхих банкнот.

Снижению экологической нагрузки на окружающую среду будет способствовать расширение практики использования многоразовой упаковки - кассет для банкнот. Такими кассетами будут оснащены подразделения Банка России в пяти регионах.

Повышение готовности к работе в условиях чрезвычайных ситуаций нового типа

Актуализация планов действия в чрезвычайных ситуациях

Новые вызовы, с которыми столкнулись подразделения Банка России в условиях пандемии коронавирусной инфекции, а также иные обстоятельства предопределяют необходимость актуализации планов действия в условиях чрезвычайных ситуаций.

Положительный опыт оптимизации внутренних бизнес-процессов, организации резервов сотрудников для обеспечения непрерывности работы подразделений Банка России, кредитных организаций и инкассаторских компаний в условиях пандемии коронавирусной инфекции по итогам его анализа планируется закрепить в актуализированных планах обеспечения непрерывности деятельности.

Повышение уровня согласованности действий профессиональных участников НДО в условиях чрезвычайных ситуаций

Важным условием обеспечения стабильной работы при возникновении нештатных ситуаций является повышение уровня согласованности действий профессиональных участников НДО. Усиление координации работы Банка России, Объединения "РОСИНКАС", а также системно значимых кредитных организаций будет достигаться за счет формирования более оперативного, эффективного и полного обмена информацией. В 2021 - 2025 годах Банк России будет шире применять практику проведения тренировочных мероприятий по обеспечению непрерывности НДО с привлечением профессиональных участников рынка.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация Основных направлений развития НДО 2021 - 2025 должна обеспечить население страны, предприятия и организации денежными знаками улучшенного качества с более высоким уровнем защиты от подделок, повысить общий уровень удовлетворенности состоянием НДО.

Кредитным и иным организациям, взаимодействующим с Банком России в области НДО, будет предоставлена возможность использования удобных современных сервисов для совершения операций с наличными деньгами. Будут упрощены операционные процедуры, что позволит сократить временные, трудовые и финансовые затраты. Более активное вовлечение кредитных организаций в процессы хранения наличных денег, а также повышение оборачиваемости монеты позволит оптимизировать операции с наличными деньгами при поддержании высокого уровня доступности инфраструктуры НДО для населения и бизнеса.

Для общества в целом гарантируется стабильность и устойчивость системы НДО, повышение ее эффективности.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ НА 2021 - 2025 ГОДЫ

Область
Цель
КПЭ
Текущее значение
Целевое значение
Для населения
Поддержание высокого качества денежных знаков
Доля граждан, удовлетворенных качеством наличных денег в обращении (по результатам социологических опросов)
70%
75%
Для бизнеса
Доля клиентов Банка России, удовлетворенных качеством наличных денег, выдаваемых из подразделений Банка России
97%
99%
Оптимизация затрат кредитных организаций на НДО
Снижение затрат кредитных организаций на НДО
Снижение на 5,9 млн рублей в одном подразделении кредитной организации, осуществляющем новую форму кассового обслуживания с использованием наличных денег, принадлежащих Банку России, в год (по данным ПАО Сбербанк)
Снижение не менее чем на 991 млн рублей в 65 подразделениях кредитных организаций, осуществляющих новую форму кассового обслуживания с использованием наличных денег, принадлежащих Банку России, за 2021 - 2025 годы (по данным кредитных организаций)
Для общества в целом
Обеспечение стабильности наличного оборота
Поддержание текущего уровня бесперебойности НДО
0 перебоев
в обеспечении НДО
0 перебоев
в обеспечении НДО
Оптимизация затрат Банка России на НДО
Индекс затрат на НДО за 5 лет
1 - базовый индекс затрат в 2016 - 2020 годах
0,92 от базового уровня - индекс затрат в 2021 - 2025 годах
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области