См. Документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Утверждаю

Министр Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий

генерал-полковник

Е.Н.ЗИНИЧЕВ

30.12.2018 N 2-4-71-32-5

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ И ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА 2019 ГОД

1. Общие положения

В целях перспективного развития системы гражданской обороны, защиты населения и территорий и обеспечения пожарной безопасности в современных условиях реализуется комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование и формирование принципиально новой, эффективной, трехуровневой системы управления, реализацию мер по развитию системы реагирования на чрезвычайные ситуации, повышение уровня пожарной безопасности, сокращение текущих затрат, обеспечение социальной защищенности личного состава.

Данные мероприятия реализуются в строгом соответствии с полномочиями, наделенными МЧС России Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", поручениями Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации на основе Плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 22 декабря 2015 г. N 652с.

2. Основные задачи

Реализация целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

реализация стратегических национальных приоритетов, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

реализация основ единой государственной политики Российской Федерации:

в области гражданской обороны на период до 2030 года;

в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на период до 2030 года;

в области пожарной безопасности на период до 2030 года;

реализация государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";

разработка и реализация документов стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

В области гражданской обороны:

продолжение работы по совершенствованию нормативной правовой и методической базы в области гражданской обороны (далее - ГО) с учетом современных взглядов на защиту населения, материальных и культурных ценностей, в первую очередь путем принятия законов субъектов Российской Федерации "О гражданской обороне";

совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;

повышение готовности нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ) и формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) и организаций, отнесенных к категории по ГО;

развитие нормативной правовой базы муниципальных образований по вопросам ГО с учетом современных социально-экономических условий;

обеспечение органов управления и сил ГО современной отечественной техникой и экипировкой, авиационно-спасательной техникой и медицинским оборудованием;

совершенствование системы управления ГО, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и ЧС;

подготовка органов управления и сил ГО с учетом развития и внедрения новых приемов и способов организации и проведения аварийно-спасательных работ, а также работ, связанных с решением других задач ГО;

активизация работ по накоплению, хранению и использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

совершенствование организации учета, содержания и использования средств коллективной и индивидуальной защиты населения, а также подготовку мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприятий по ГО и защите населения;

организация накопления средств индивидуальной защиты населения от конкретных видов аварийно-химических и опасных веществ;

выполнение мероприятий по повышению готовности систем централизованного оповещения населения;

принятие мер по соблюдению требуемого уровня обеспеченности средствами индивидуальной защиты установленных категорий населения;

активизация работы по переработке и внедрению новых программ и методов подготовки населения, обучения должностных лиц и работников в области ГО, в том числе с использованием компьютерных технологий;

проведение подготовки соответствующих групп населения в образовательных организациях и учебно-консультационных пунктах ГО и ЧС, а также обязательного обучения должностных лиц органов управления ГО в учебно-методических центрах по ГО и ЧС и других образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также на курсах ГО;

повышение качества и эффективности командно-штабных учении и тренировок (далее - КШУ (ШТ)) по ГО, а также тактико-специальных учений (далее - ТСУ) с органами управления и силами ГО.

В области защиты населения и территорий от ЧС:

своевременное и качественное выполнение плана мероприятий на 2018 - 2024 г. (I этап) реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера до 2030 г.;

формирование единого информационного пространства РСЧС за счет конвергенции действующих и вновь создаваемых информационных аналитических систем в автоматизированную информационно-управляющую систему РСЧС для обмена плановой и оперативной информацией;

развитие органов повседневного управления функциональных и территориальных подсистем за счет внедрения современных технологий и технических средств мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений;

совершенствование механизмов оперативного привлечения сил и средств ФОИВ, а также совместных действий наземных и воздушных группировок МЧС России, Минобороны России и Росгвардии России при ЧС, в том числе вызванных сезонными рисками.

при подготовке к пожароопасному сезону:

обеспечение готовности и организация в установленном порядке проверок готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в пожароопасном сезоне;

разработка (корректировка) установленных планирующих документов;

проведение комплексных учений по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;

обеспечение контроля за выполнением противопожарных мероприятий, направленных на предотвращение угрозы распространения пожаров на населенные пункты, государственные природные заповедники и национальные парки;

своевременное осуществление мер пожарной безопасности в лесах, введение режима "ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ" и принятие необходимых мер по тушению пожаров;

организация космического мониторинга природных пожаров в пожароопасном сезоне;

обеспечение готовности критически важных и потенциально опасных объектов, населенных пунктов и объектов социального назначения, граничащих с лесными массивами к защите от природных пожаров;

организация контроля исполнения правообладателями территорий, примыкающих к лесам, мероприятий, направленных на защиту от угроз перехода природных пожаров на земли лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и иных категорий;

организация проведения работ по противопожарному обустройству полос отвода автомобильных и железных дорог, полос отвода и охранных зон железных дорог, линий связи и электропередач, газо- и нефтепроводов, в том числе по недопущению выжиганий сухой травы, разведения костров, сжигания хвороста, порубочных остатков и горючих материалов в указанных зонах;

при подготовке к паводкоопасному периоду:

обеспечение готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в паводкоопасный период;

обеспечение готовности гидротехнических сооружений в период прохождения весеннего половодья и летне-осенних паводков;

обеспечение подготовки водоочистных, канализационных сооружений, а также мест хранения минеральных удобрений и агрохимикатов к безопасному пропуску паводковых вод;

своевременное информирование населения о фактическом и ожидаемом состоянии водных объектов, возможном затоплении населенных пунктов и объектов экономики, возникновении угрозы безопасности населения;

обеспечение готовности сети наблюдательных гидрометеорологических и гидрометрических постов к функционированию в период паводка и принятие мер, направленных на обеспечение своевременности и полноты передачи прогностической и мониторинговой гидрометеорологической информации, связанной с развитием паводковой обстановки;

обеспечение предпаводковой сработки водохранилищ в целях создания свободной емкости, необходимой для безаварийного пропуска половодья;

обеспечение контроля за соблюдением собственниками водохранилищных гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями установленных режимов пропуска половодья;

обеспечение обустройства всех сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям и мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, попадающих в зоны возможного затопления в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями;

организация контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием социально значимых учреждений, а также объектов водоснабжения и водоотведения.

В области обеспечения пожарной безопасности:

оценка пожарных рисков на территории Российской Федерации, определение комплекса задач по их предотвращению;

совершенствование нормативной правовой базы с учетом риска причинения вреда третьим лицам в результате пожара;

обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров;

выработка и реализация государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности.

В области обеспечения безопасности людей на водных объектах:

совершенствование подготовки населения навыкам безопасного поведения на водных объектах;

развитие и совершенствование нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;

повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности маломерных судов и обеспечению безопасности людей на водных объектах;

совершенствование взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ) и ОИВ субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах, в том числе по вопросам поиска и спасания людей на водных объектах.

В области обеспечения единой информационной политики:

своевременное и объективное информирование населения об угрозе возникновения и при возникновении ЧС и происшествий;

развитие межведомственных взаимоотношений по согласованию сведений, предназначенных для организации информирования населения о ЧС и происшествиях;

совершенствование форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожаров, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, активное использование возможностей электронных, печатных средств массовой информации (далее - СМИ), интернет-ресурсов.

Руководителям федеральных органов исполнительной власти основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и функциональных подсистем РСЧС сосредоточить на выполнении следующих мероприятий:

организации комплекса мероприятий по реализации Основ государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС;

разработке документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации, и отражение в них вопросов развития и повышения готовности сил ГО и функциональных подсистем РСЧС;

участии в корректировке Планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС с учетом опыта ликвидации крупномасштабных ЧС 2018 года;

реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 2446-р в пилотных регионах Российской Федерации, в том числе финансирование проводимых мероприятий;

совершенствовании нормативных правовых, научно-методических и организационных основ управления рисками ЧС, обусловленных природными, техногенными угрозами и террористическими проявлениями, с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ОИВ субъектов Российской Федерации;

осуществлении информирования населения через СМИ, интернет-ресурсы (в том числе ведомственные) о деятельности органов управления и сил территориальных и функциональных подсистем РСЧС, по проведению мероприятий по ГО, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

повышении эффективности мероприятий по предупреждению ЧС, террористических проявлений за счет разработки и внедрения новейших технологий и технических средств, применения методов программно-целевого планирования;

реализации программ развития системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС, системы мониторинга критически важных объектов (далее - КВО) и потенциально опасных объектов;

дальнейшем развитии и реализации государственной политики по снижению рисков и смягчению последствий ЧС на всех уровнях;

совершенствовании деятельности органов управления и сил функциональных подсистем РСЧС и ГО;

формировании культуры безопасности жизнедеятельности персонала отраслей и объектов, повышении уровня знаний и совершенствование навыков действий в условиях ЧС или угрозы ЧС;

обеспечении реализации новых подходов к повышению готовности ГО, совершенствованию защиты населения и территорий от ЧС, улучшению системы обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

развитии территориальной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (далее - АСКРО);

проведении мероприятий по развитию сети наблюдения и лабораторного контроля (далее - СНЛК) и актуализации нормативных правовых актов по вопросам ее функционирования;

поддержании в готовности и использовании по предназначению систем оповещения;

строгом соблюдении и контроле реализации требований инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС, мероприятий радиационной, химической и медико-биологической защиты населения, обратив особое внимание на поддержание в готовности защитных сооружений ГО, создание и содержание в соответствии с установленными правилами и требованиями запасов (резервов) средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), приборов радиационной, химической разведки и контроля и иных материально-технических средств;

дальнейшем развитии и реализации на всех уровнях управления экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий ЧС природного и техногенного характера;

организации разработки планирующих и распорядительных документов по подготовке в области ГО и защиты от ЧС;

проведении работы по накоплению и освежению материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

организации проверки полноты и качества разработки Планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС, обратив особое внимание на вопросы предупреждения и ликвидации ЧС с учетом местных особенностей субъектов Российской Федерации, оказание методической помощи;

развитии информационного обмена между органами повседневного управления на основе единой базы данных, с использованием паспортов безопасности территорий (объектов);

дальнейшем развитии и совершенствовании ОКСИОН, в том числе МКИОН;

проведении обязательной подготовки должностных лиц органов управления и сил ГО;

организации проведения КШУ (ШТ), комплексных и других учений и тренировок с органами управления, силами ГО и функциональных подсистем РСЧС;

качественном обучении работников ФОИВ и подведомственных организаций в области ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, председателям комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности регионального и муниципального уровней основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и территориальных подсистем, и звеньев РСЧС направить на:

организацию комплекса мероприятий по реализации Основ государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и Стратегии развития ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года;

реализацию стратегий социально-экономического развития регионов с учетом развития системы предупреждения ЧС и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

разработку (корректировку) и реализацию документов территориального планирования с учетом снижения экономических и материальных потерь от чрезвычайных ситуаций;

организацию подготовки всех групп населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с требованиями действующего законодательства;

разработку соответствующих документов стратегического планирования, в том числе государственных программ субъектов Российской Федерации и отражение в них самостоятельных разделов по вопросам развития и повышения готовности сил и средств ГО, а также территориальных подсистем РСЧС;

реализацию Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 2446-р в муниципальных образованиях, их интеграцию в комплексную систему безопасности населения субъектов Российской Федерации, в том числе финансирование проводимых мероприятий в рамках региональных программ и бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

совершенствование нормативной правовой и методической базы, а также механизмов ее практической реализации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности, повышение защищенности КВО, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС на региональном и муниципальном уровнях, обратив особое внимание на соответствие законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству, с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между ОИВ в Российской Федерации;

проведение территориальной политики по реализации соглашений между МЧС России и ОИВ субъектов Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения АСДНР при ЧС межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по ГО, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах;

организацию работы по реальному накоплению материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС в соответствии с утвержденными номенклатурой и объемами;

совершенствование и развитие нормативной базы муниципальных образований по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

обеспечение финансирования мероприятий региональных целевых программ по снижению рисков и смягчению последствий ЧС природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности в субъектах Российской Федерации;

развитие комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

совершенствование подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на основе требований нормативных документов;

обеспечение готовности к использованию по предназначению региональных систем централизованного оповещения населения. Обратить особое внимание на обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения;

создание сегментов региональных подсистем ОКСИОН, в том числе МКИОН в целях подготовки и обучения населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также охраны общественного порядка;

проведение мероприятий по развитию СНЛК и актуализации нормативных правовых актов по вопросам ее функционирования;

проведение мероприятий по созданию систем стационарного дистанционного мониторинга инженерных систем КВО;

организацию освежения резервов (запасов) СИЗ для населения в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

принятие мер по совершенствованию учебно-методических центров по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, курсов ГО муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов ГО и ЧС, а также всестороннее обеспечение их деятельности;

участие в развитии и совершенствовании центров управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) и единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) муниципальных образований - как органов повседневного управления РСЧС на соответствующих территориях;

осуществление по результатам инвентаризации комплекса мер по созданию и повышению готовности материально-технической базы в целях ГО и защиты населения от ЧС;

формирование в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделению на создание и оснащение техническими средствами, предназначенными для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, подразделений пожарной охраны;

организацию эффективного взаимодействия с территориальными органами МЧС России для решения задач ГО и защиты населения от ЧС;

дальнейшее создание и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ), нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО) и аварийно-спасательных служб с учетом их достаточности и адекватности современным угрозам;

обеспечение, в части касающейся, реализации плана повышения защищенности КВО субъектов Российской Федерации и муниципального образования;

осуществление мер по повышению взаимодействия территориальных органов МЧС России и органов управления образованием субъектов Российской Федерации в проведении ежегодных школьных, муниципальных, региональных и межрегиональных соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель";

подготовку органов местного самоуправления к решению задач ГО, защите населения и территорий от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, закрепленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

проведение совместно с заинтересованными ФОИВ, их территориальными подразделениями и организациями Российской Федерации, проверок готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС и пожаров, особенно в соответствии с циклическими рисками;

совершенствование культуры безопасности жизнедеятельности населения, форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожаров и происшествий, в том числе, связанных с ДТП и происшествиями на водных объектах, экстремальным и неорганизованным туризмом;

использование для оповещения и информирования населения об угрозах ЧС сегментов ОКСИОН, создаваемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и ОМСУ;

создание инфраструктуры для организации оказания помощи пострадавшим при ДТП на автомобильных дорогах федерального и регионального значения с использованием авиационных технологий;

организацию подготовки проектов новых региональных целевых программ и инвестиционных проектов, направленных на обеспечение мероприятий по ГО, предупреждение и ликвидацию ЧС, своевременную и качественную реализацию мероприятий, действующих федеральных целевых программ, используя бюджетные и иные механизмы финансирования;

развитие и совершенствование системы управления и обмена информацией в области ГО и ЧС;

осуществление информирования населения через СМИ, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них;

продолжение создания единой системы предварительного планирования действий пожарных и спасателей при ЧС на объектах, нарушение режима функционирования которых может привести к катастрофическим последствиям;

обеспечение выполнения федерального законодательства по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

содействие территориальным органам МЧС России в предоставлении участков местности для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей в рамках создания ОКСИОН, а также в выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС;

участие соответствующих органов повседневного управления ТП РСЧС в тренировках с операторами связи по определению готовности сетей связи к угрозе возникновения и возникновению чрезвычайных ситуаций с отработкой практических действий участников тренировок;

корректировку Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом опыта ликвидации ЧС 2018 года;

реализацию положений соглашений между МЧС России и ОИВ субъектов Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения АСДНР при ЧС межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по ГО, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах.

3. Мероприятия по подготовке органов управления

Основными мероприятиями оперативной подготовки считать:

Всероссийский сбор по подведению итогов деятельности РСЧС, выполнению мероприятий гражданской обороны в текущем году и постановке задач на следующий год;

Всероссийское совещание с руководителями ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации по проблемам ГО и защиты населения;

учебно-методические сборы по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год (с привлечением полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, либо должностных лиц аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе (по согласованию));

КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера;

Всероссийская тренировка по ГО;

подведение итогов деятельности органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (с привлечением должностных лиц аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе (по согласованию));

учебно-методические сборы с руководителями постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления РСЧС (должностными лицами структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО);

КШУ, комплексные тренировки (далее - КТ) с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, КТ с органами управления и силами РСЧС, КШТ с органами управления и силами ГО и РСЧС.

Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС и ГО определить КШУ и КШТ (ШТ), тренировки НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем РСЧС, а также сборы, групповые и практические занятия.

Периодичность мероприятий определить:

для ФОИВ:

участие руководителей ФОИВ во Всероссийском сборе по подведению итогов деятельности РСЧС, выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год;

участие руководителей ФОИВ во Всероссийском совещании с руководителями ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации по проблемам ГО и защиты населения;

участие руководителей ФОИВ во Всероссийской тренировке по ГО;

участие руководителей территориальных органов ФОИВ в учебно-методических сборах в субъектах Российской Федерации по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации (один раз в год);

участие должностных лиц ФОИВ в совместных комплексных учениях по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования силами и средствами, предназначенными для тушения лесных пожаров (один раз в год, 1 квартал);

участие должностных лиц ФОИВ, ответственных за организацию работы органов повседневного управления и реагирования на ЧС в подведении итогов деятельности органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера под руководством заместителя Министра МЧС России на базе НЦУКС (два раза в год);

участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (один раз в год, 1 - 2 квартал);

участие во Всероссийской тренировке по ГО (один раз в год, 4 квартал);

участие в КТ с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, органами управления силами функциональных и территориальных подсистем РСЧС (далее - ФП и ТП РСЧС) по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (ежеквартально (по отдельному плану), кроме квартала, когда проводится КШУ и Всероссийская тренировка по ГО);

участие соответствующих органов повседневного управления функциональных подсистем РСЧС в тренировках по обмену информацией под руководством НЦУКС, ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (по отдельному плану).

для ОИВ субъектов Российской Федерации:

участие высших должностных лиц субъектов Российской Федерации во Всероссийском сборе по подведению итогов деятельности РСЧС, выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год (один раз в год);

участие высших должностных лиц субъектов Российской Федерации во Всероссийском совещании с руководителями ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации по проблемам ГО и защиты населения (один раз в год);

участие должностных лиц ОИВ в совместных комплексных учениях по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с природными пожарами, защитой населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования силами и средствами, предназначенными для тушения лесных пожаров (один раз в год, 1 квартал);

учебно-методические сборы в субъектах Российской Федерации по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации (один раз в год);

участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (один раз в год, 1 - 2 квартал);

участие во Всероссийской тренировке по ГО (один раз в год, 4 квартал);

участие в КТ с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, органами управления силами ФП и ТП РСЧС по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (по отдельному плану);

участие соответствующих органов повседневного управления ТП РСЧС в тренировках по обмену информацией под руководством НЦУКС, ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (по отдельному плану);

для ОМСУ:

участие руководителей ОМСУ в учебно-методическом сборе, проводимом в субъекте Российской Федерации по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации (один раз в год);

участие руководителей ОМСУ, председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований в подведении итогов по результатам реагирования органов управления и сил ФП и ТП РСЧС за квартал под руководством главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (ежеквартально, в режиме видеоконференц-связи);

участие ЕДДС муниципальных образований в подведении итогов деятельности за сутки под руководством ЦУКС главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

участие в проведении смотра-конкурса на звание "Лучшая ЕДДС муниципального образования" (в течение года);

участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера под руководством МЧС России (один раз в год, 1 - 2 квартал),

участие во Всероссийской тренировке по ГО (один раз в год);

участие в КТ с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, органами управления силами ФП и ТП РСЧС по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера под руководством МЧС России (по отдельному плану);

участие в тренировке с ОДС ЦУКС главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, оперативными группами ПСГ, ЕДДС муниципальных образований - (ежедневно, если не проводится тренировка под руководством вышестоящего органа управления);

тренировка по проверке готовности к применению резервных источников энергоснабжения пунктов управления (еженедельно, по четвергам).

Конкретизированный состав ФОИВ, их территориальных органов, ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ, принимающих участие в КТ с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности под руководством МЧС России и КТ с органами управления и силами РСЧС, определяется руководителем КТ заблаговременно при планировании КТ и доводится до участников в установленном порядке.

Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, в том числе вызванных террористическими актами, проводить в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 284 "Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (зарегистрировано в Минюсте России 22 июля 2013 г. N 29115).

При проведении учений (тренировок) особое внимание уделить оценке реальности имеющихся планов:

ГО и защиты населения субъекта Российской Федерации (муниципальных образований, организаций);

действий субъекта Российской Федерации муниципальных образований по предупреждению и ликвидации ЧС;

основных мероприятий субъекта Российской Федерации (муниципальных образований, органов управления, организаций) на год;

финансового обеспечения спланированных мероприятий по ГО, защите населения и территорий;

организации взаимодействия НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем РСЧС при ликвидации ЧС;

выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.

При планировании учений (тренировок) предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и РСЧС в различные степени готовности и режимы функционирования, переводу ГО на работу в условиях военного времени, защиты населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с заинтересованными ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ.

Темы учений (тренировок) определять, исходя из особенностей регионов и задач, выполняемых ФП и ТП РСЧС.

В ходе учебно-методических (учебных) сборов проводить:

ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ - практические занятия по действиям должностных лиц ОИВ, ОМСУ, КЧС и ОПБ при ликвидации аварий на потенциально опасных объектах и организации защиты населения в ЧС;

руководителям организаций - показные занятия с аварийно-спасательными формированиями (далее - АСФ) по ликвидации ЧС и организации эвакуации рабочих и служащих;

руководителям предприятий (учреждений, организаций) с негосударственной формой собственности - занятия с рабочими и служащими по действиям при возникновении ЧС.

КШУ, тактико-специальные (специальные) учения, КШТ (ШТ) проводить по комплексным темам, рассматривая вопросы ликвидации ЧС, прогнозируемые на соответствующей территории, перевода ГО в высшие степени готовности и ведения ГО.

Оценку обстановки и выработку решений в ходе учений и тренировок по выполнению задач ГО, ликвидации ЧС осуществлять на основе оперативных расчетов с привлечением для обработки информации муниципальных ЕДДС и территориальных центров мониторинга и прогнозирования ЧС.

Использовать информацию о реально складывающейся на территории обстановке с применением типовых моделей и методик решения оперативных задач.

При проведении практических занятий на местности, учебных полигонах и объектах создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям ЧС. При этом с обучаемыми в обязательном порядке должны проводиться тренировки в средствах индивидуальной защиты органов дыхания в составе подразделений и расчетов, в том числе в непригодной для дыхания среде в соответствии с порядком, установленным Наставлением по газодымозащитной службе МЧС России и методическими указаниями по проведению соответствующих занятий.

При проведении практических мероприятий обеспечить соблюдение мер безопасности.

Для органов управления, сил ГО и РСЧС началом учебного года считать первый рабочий день января, окончанием учебного года считать последний рабочий день ноября.

4. Задачи по подготовке органов повседневного управления

Продолжить работу по выполнению следующих мероприятий:

внедрению и развитию аппаратно-программных комплексов "Безопасный город" на базе ЕДДС муниципальных образований в целях обеспечения реализации возложенных на них задач и функций;

повышению оперативности действий по повседневному управлению силами РСЧС, взаимодействию с оперативными дежурными службами федеральных органов исполнительной власти, организациями системы мониторинга и прогнозирования ЧС, органами управления и силами ФП и ТП РСЧС, формированиями ГО при ликвидации ЧС, тушении пожаров;

совершенствование системы мониторинга и прогнозирования возможных ЧС на основе рисков их возникновения на объектах ФП и ТП РСЧС, своевременном доведении прогноза и контроля выполнения превентивных мероприятий;

формирование в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделение на создание, оснащение техническими средствами и функционирование ЕДДС, а также обеспечение выплаты в объемах средней заработной платы;

внедрение специального, сертифицированного программного обеспечения по оценке последствий радиационно, химически, биологически опасных ЧС в деятельность ЕДДС, с целью выполнения задач по прогнозированию возможной обстановки, подготовке предложений по действиям привлекаемых сил и средств в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2016 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения";

развитие автоматизированных информационно-управляющих систем, баз данных геоинформационных систем в вопросах сбора, обработки, оценки и передачи информации в вышестоящие и взаимодействующие органы управления РСЧС;

развитие автоматизированных систем и комплексов мониторинга и прогнозирования обстановки с учетом особенностей территории;

совершенствование нормативной правовой базы ЕДДС;

разработка (корректировка) алгоритмов действий, инструкций и справочных материалов для дежурного персонала ЕДДС по каждому виду ЧС, которые могут возникнуть на территории муниципального образования (субъекта Российской Федерации);

организация тесного взаимодействия ЕДДС с диспетчерскими службами по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения информации между диспетчерскими службами и АСФ, реагирования на возникающие ЧС и происшествия;

оснащение ЕДДС современными средствами связи.

Подготовку специалистов ЕДДС (ДДС) осуществлять:

в учебно-методических центрах и на курсах ГО, учебных центрах и учебных пунктах ФПС, других образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности;

в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке - один день в месяц по 6 - 8 часов. Тематику определять, исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС, а также личной подготовленности специалистов;

в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен;

в ходе проведения тренировок со сменами ЕДДС (ДДС), при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС, на которые привлекаются ЕДДС (ДДС).

В ходе подготовки персонала ЕДДС (ДДС) особое внимание сосредоточить на организации приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, своевременном оповещении органов управления и сил РСЧС, населения, а также доведения сигналов оповещения ГО.

Не реже одного раза в полгода принимать зачеты, по результатам которых принимать решение о допуске специалистов ЕДДС (ДДС) к работе.

5. Задачи по подготовке органов управления,

аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных

формирований РСЧС

Основные усилия при подготовке органов управления, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее - АСС (АСФ)) направить на поддержание их постоянной готовности к применению по предназначению и дальнейшее совершенствование практических навыков при проведении аварийно-спасательных работ в различных ситуациях, углубления ими знаний тактики действий, возможностей АСС (АСФ) и организации взаимодействия в сложных условиях.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям организаций проводить подготовку АСС (АСФ) в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" и от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Программой первоначальной подготовки спасателей Российской Федерации и ведомственными программами подготовки спасателей.

При подготовке АСФ и профессиональных спасателей, независимо от ведомственной принадлежности, особое внимание уделять специальной, физической и морально-психологической подготовке личного состава к действиям в ЧС.

При проведении тактико-специальных учений, тренировок с АСС (АСФ) создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям при возникновении ЧС.

В год, когда не проводятся тактико-специальные учения, проводить тренировки с АСС (АСФ) или отдельно со всеми структурными подразделениями АСС (АСФ) в течение года.

Планировать с территориальными АСС (АСФ) проведение тактико-специальных учений и тренировок перед наступлением сезонных ЧС, характерных для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, угрожающих безопасности населения, территориям и объектам.

В ходе проведения тактико-специальных учений отрабатывать вопросы организации взаимодействия АСС (АСФ) с подразделениями органов внутренних дел, медицинскими организациями, поисково-спасательными формированиями МЧС России (далее - ПСФ), подразделениями пожарной охраны, СВФ, ВГСЧ и ГИМС, общественными спасательными организациями и спасателями-общественниками.

При проведении корректировки планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций, обращать особое внимание на вопросы прогнозирования ЧС, состава группировки сил, их эшелонирования, наличия АСС (АСФ) соответствующего профиля, их укомплектованности, оснащенности согласно решаемым задачам.

Организовать оказание методической помощи молодежным общественным объединениям, ведущим работу по подготовке спасателей. При привлечении общественных спасательных объединений (общественных спасателей) к ликвидации ЧС или проведении тренировок координировать их деятельность или усиливать ими АСС (АСФ), закрепляя общественных спасателей за наиболее подготовленными специалистами АСФ.

Обучение специалистов АСС (АСФ) с целью повышения квалификации проводится в учебно-методических центрах или иных образовательных организациях на договорной основе.

Начальники АСС (АСФ) осуществляют организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей, и организуют контроль его проведения.

Аттестационным комиссиям по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя при первичной и периодической аттестации проводить проверки знания руководителями и личным составом АСС (АСФ) правил, норм и инструкций по проведению аварийно-спасательных работ, их практических навыков, физических и морально-волевых качеств по соответствующим квалификациям.

Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность АСС (АСФ), уровень подготовленности спасателей и наличие соответствующих аттестационных документов на право ведения аварийно-спасательных работ.

Обеспечить качественную подготовку аварийно-спасательных формирований путем проведения практических занятий по изучению нормативной правовой базы.

5.1. Особенности подготовки нештатных аварийно-спасательных

формирований и нештатных формирований по обеспечению

выполнения мероприятий по гражданской обороне

Создавать и готовить НАСФ и НФГО, руководствуясь федеральными законами от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (зарегистрирован в Минюсте России 19 января 2006 г., регистрационный номер 7383), приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 "Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" (зарегистрирован в Минюсте России 16 февраля 2015 г., регистрационный номер 36034).

Основные усилия сосредоточить на подготовке сил ГО на потенциально опасных объектах.

При разработке нормативных актов по созданию НАСФ и НФГО в субъектах и муниципальных образованиях добиваться точного выполнения требований нормативных правовых актов. Нормативные документы не должны носить рекомендательный характер. Силы ГО создавать на предприятиях, независимо от форм собственности.

Уточнение реестров проводить ежегодно после проведения текущей корректировки планов ГО. Разрабатывать и вести реестры организаций, создающих НАСФ и НФГО в территориальных органах МЧС России, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образованиях.

В обучении руководителей и личного состава НАСФ и НФГО основное внимание уделять организации и проведению практических занятий на объектах экономики и специальных полигонах учебно-материальной базы субъекта. С этой целью допускается увеличение количества учебных часов на изучение практических вопросов с учетом местных условий.

Обучение руководителей НАСФ и НФГО проводить в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации и других образовательных организациях, осуществляющих свою деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также на курсах ГО муниципальных образований, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Обеспечить качественную подготовку спасательных воинских формирований путем проведения практических занятий по изучению нормативной правовой базы, регламентирующей отношения в области по направлению деятельности и предназначению в мирное и военное время.

Подготовку личного состава НАСФ осуществлять:

по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ и рабочим программам подготовки НАСФ в организациях и ОМСУ, разработанным в соответствии с Примерной программой, рекомендованной МЧС России;

путем проведения учений, тренировок, соревнований, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.

Подготовка НАСФ и НФГО включает:

повышение квалификации руководителей НАСФ и НФГО по Примерной программе обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС;

проведение аттестации НАСФ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".

Основой проверки готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению считать качественную организацию и проведение учений (практических тренировок) на реальном объекте или полигоне с выполнением необходимых для данного предприятия задач и нормативов.

Периодичность проведения учений (тренировок) с привлечением НАСФ и НФГО осуществлять в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". С этой целью иметь перспективные планы проверки готовности сил ГО к действиям по предназначению.

Ежегодно в период сборов с руководящим составом для всех категорий органов управления и организаций проводить под руководством территориальных органов МЧС России показные учения с привлечением НАСФ и НФГО.

Планировать на учениях с НАСФ и НФГО отработку задач по ликвидации последствий террористических актов, при переводе экономики с мирного на военное время, во взаимодействии с другими силами ГО и формированиями министерств и ведомств. В ходе учений отрабатывать учебные вопросы в СИЗ с использованием приборов радиационной и химической разведки.

Состояние готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению осуществлять в ходе проверок, проводимых МЧС России и его территориальными органами, органами управления субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, уполномоченных на решение вопросов в области ГО и защиты населения:

согласно планам основных мероприятий, на текущий год;

при проведении КШУ с органами управления с привлечением территориальных и объектовых НАСФ и НФГО.

При определении готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению, также оценивать:

обеспеченность формирований СИЗ, техникой, имуществом и спецодеждой, порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию;

состояние пунктов управления, время сбора формирований и выхода в районы сосредоточения или к объектам проведения работ.

Ежегодно проводить анализ методического руководства создания, подготовки и обеспечения готовности сил ГО в территориальных органах МЧС России, органах управления субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и в организациях. По результатам анализа до 10 декабря подводить итоги, отражать их в годовых распорядительных документах, в которых определять состояние сил ГО и намечать пути их совершенствования.

5.2. Особенности подготовки аварийно-спасательных служб,

аварийно-спасательных формирований, созданных субъектами

Российской Федерации и муниципальными образованиями

Главной задачей АСС (АСФ) считать дальнейшее повышение их готовности к ведению поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Подготовку руководящего состава АСС (АСФ) направить на выработку организаторских и методических навыков проведения комплекса мероприятий по организации деятельности подчиненных формирований к выполнению задач по предназначению.

Основными формами подготовки руководящего состава считать участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках, комплексных и целевых проверках, а также реагирование на ЧС.

Повышение квалификации начальников АСС (АСФ) и их заместителей осуществлять в Институте развития МЧС России Академии гражданской защиты МЧС России и в ходе проведения учебных сборов. В результате обучения они должны уметь оперативно и эффективно осуществлять руководство подчиненными формированиями, прогнозировать и оценивать обстановку, границы зон и масштабы ЧС, принимать экстренные меры по обеспечению защиты населения, координировать деятельность и организовывать взаимодействие с силами РСЧС.

Профессиональная подготовка спасателей.

Организовывать и проводить в соответствии с Программой профессиональной подготовки спасателей, утвержденной в установленном порядке, по общей и специальной тематике в местах постоянной дислокации АСС (АСФ) в составе дежурных смен. К проведению занятий привлекать спасателей не ниже 2 класса, преподавателей (специалистов) учебно-методических центров по ГОЧС, должностных лиц главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также других организаций соответствующего профиля на договорной основе.

При проведении практических занятий основное внимание обратить на приобретение навыков и умений по предметам обучения и соблюдение правил и мер безопасности при проведении аварийно-спасательных работ.

В целях повышения квалификации спасателей, а также спасателей, подготовка которых требует специальной подготовки с выдачей квалификационных документов (водолазных врачей, водолазных специалистов, парамедиков, газоспасателей, горноспасателей, водителей маломерных судов и др.) направлять для обучения на договорной основе в образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии.

Первоначальное обучение спасателей, вновь принятых на работу, проводить в соответствии с Программой первоначальной и профессиональной подготовки спасателей МЧС России издания 2015 года, на базе образовательных организаций МЧС России и в составе своих формирований.

Квалификационные испытания (зачеты) по водной, горной, десантной и воздушно-десантной подготовке планировать и проводить 1 раз в полгода в период учебных сборов.

На учениях и тренировках практически отрабатывать вопросы взаимодействия со СВФ, территориальными и ведомственными АСС (АСФ).

Противопожарная подготовка.

Проводить пожарно-тактические учения спасателей не реже 1-го раза в полгода согласно плану противопожарной защиты территории (объекта) во взаимодействии с территориальными подразделениями ФПС.

Медицинская подготовка.

Проводить не реже 1-го раза в месяц тренировки спасателей по отработке нормативов по оказанию первой помощи в ЧС.

Психологическая подготовка.

Направить на формирование и развитие профессионально важных качеств, профилактику негативных последствий профессиональных стрессов, совершенствование навыков и умений в области психологии, необходимых для эффективной работы при проведении поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ в зонах ЧС, на пожарах и в режиме повседневной деятельности, согласно методическим рекомендациям "Руководство по организации психологической подготовки в МЧС России".

Парашютно-спасательная и десантная подготовка.

Спланировать и организовать в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ, Федерального закона от 14 июля 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, от 27 мая 2005 г. N 335, от 16 июля 2009 г. N 577 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 530, иных нормативных правовых актов в области авиационно-космического поиска и спасания, разработанных Федеральным агентством воздушного транспорта России (Росавиацией) и утвержденных в установленном порядке.

Начальникам спасательных формирований, руководителям учреждений и организаций воздушного транспорта при организации и проведении мероприятий по освоению технологий воздушного десантирования обеспечить соблюдение требований безопасности, исключающие предпосылки к парашютным происшествиям и травматизму при выполнении десантирования.

К выполнению парашютного и беспарашютного десантирования допускать лиц, прошедших теоретическую и наземную подготовку, сдавших зачеты с оценкой не ниже "хорошо", имеющих положительное заключение медицинского освидетельствования. Допуск оформляется приказом руководителя организации воздушного транспорта.

Основное внимание уделять выработке у спасателей-десантников практических навыков в подготовке и десантировании грузов и спасателей парашютным и посадочным способами, а также с применением спусковых устройств из вертолета в режиме висения в простых и сложных метеоусловиях на ограниченные площадки приземления, на воду, лес, сильно пересеченную подстилающую поверхность.

Подготовку спасателей к десантированию осуществлять в ходе плановых занятий в организациях воздушного транспорта и учебных сборов регионального уровня.

Главным методом обучения считать практические занятия по выполнению спусков спасателей из вертолета в режиме висения с применением спусковых устройств и штатного десантного оборудования вертолета (беспарашютного десантирования). Проведение практических занятий с применением спусковых устройств планировать не менее 2-х раз в период обучения.

Допуск специалистов парашютно-десантной службы и спасателей к эксплуатации средств десантирования, выполнению задач по предназначению, выполнению учебно-тренировочных прыжков с парашютом и освоению новых типов парашютных систем оформлять приказом руководителя организации.

Основные усилия в подготовке спасателей-альпинистов направить на отработку навыков передвижения по всем видам горного рельефа с применением альпинистских спасательных технологий, спелеоспасательной подготовке в пещерах, шахтных тоннелях и колодцах. Особое внимание уделить на отработку приемов и способов организации страховки и самостраховки.

Практические занятия по горной подготовке проводить в период учебных сборов регионального уровня с выездом в горные регионы не реже 1-го раза в год. Отдельные разделы программ отрабатывать в местах постоянной дислокации формирований с учетом специфики и особенностей регионов.

Подготовку спасателей-альпинистов АСС (АСФ) осуществлять методом учебно-тренировочных сборов в условиях высокогорья в период с апреля по октябрь.

Практические занятия спасателей по водной подготовке проводить в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы программ подготовки отрабатывать непосредственно в местах постоянной дислокации формирований с учетом особенностей водных объектов.

В ходе занятий научить спасателей правилам поведения на воде, эксплуатации плавсредств, организации безопасного плавания, особенностям спасания и оказания первой помощи людям, пострадавшим на воде.

Особое внимание уделить обучению правилам и мерам безопасности при сплавах по рекам повышенной сложности прохождения.

Первоначальное обучение и повышение квалификации спасателей-водолазов и водолазных врачей проводить в условиях специализированных учебных центров (организаций) в соответствии с утвержденными программами по водолазной подготовке и действующими нормативными правовыми актами.

Сборы водолазных специалистов и водолазных врачей ПСФ (АСФ) проводить ежегодно с приемом зачетов и практическими погружениями для подтверждения квалификаций и допуска к водолазным работам и спускам.

Региональные учебные сборы водолазных специалистов, водолазных врачей и спасателей-водолазов проводить не реже 1-го раза в год со сдачей зачетов для подтверждения квалификаций и допуска к водолазным работам и спускам.

Учебно-тренировочные сборы спасателей-водолазов ПСФ (АСФ) с тренировочными погружениями и отработкой учебных задач проводить не реже 1-го раза в полгода.

Основные усилия направить на отработку навыков эксплуатации автотранспорта, аварийно-спасательного оборудования и средств связи в условиях чрезвычайных ситуаций, умение оперативно устранять неисправности, профессионально осваивать новые виды аварийно-спасательного оборудования и техники.

Особое внимание обратить на повышение эффективности и качества отработки упражнений при ведении спасательных работ в условиях дорожно-транспортных происшествий и соблюдение мер безопасности при работе с оборудованием, не допускать эксплуатации не освидетельствованного органами Гостехэнергонадзора аварийно-спасательного инструмента и оборудования.

Подготовку спасателей АСС (АСФ) к работе с АХОВ осуществлять на базе учебно-методических центров по ГО и ЧС, а также в ходе плановых теоретических и практических занятий в местах постоянной дислокации.

Практическую работу с АХОВ осуществлять после аттестации на данный вид работ и при надлежащей технической оснащенности спасателей.

Кинологическую подготовку проводить по направлениям:

поисковой службы - поиск и обнаружение пострадавших, тел погибших, в том числе в горных условиях;

минно-розыскной службы - поиск и обнаружение взрывоопасных предметов.

Основное внимание обратить на отработку слаженности действий кинологических расчетов (кинолога и специально обученной собаки). Подготовку кинологических расчетов осуществлять на договорной основе в образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

Для отработки методики подготовки служебных собак и сертификации поисково-спасательных и минно-розыскных кинологических расчетов проводить (не реже 1-го раза в год) учебно-методические сборы и сертификационные испытания регионального уровня.

Занятия проводить 2 раза в неделю по 2 часа. Особое внимание уделить развитию силовой выносливости, умению длительно переносить высокие физические и психологические нагрузки. Контрольные занятия по физической подготовке со спасателями проводить 1 раз в месяц под руководством руководителей АСС (АСФ) с принятием зачетов, отработкой нормативов и выставлением оценок. Полученные оценки учитывать при последующей аттестации спасателей.

Время между зимним и летним периодами обучения использовать для развития и совершенствования учебно-материальной базы АСС (АСФ), проведения необходимых работ по обустройству (ремонту) спортивных городков и тренажерных комплексов.

Начальникам территориальных органов МЧС России при подготовке АСС (АСФ):

основные усилия направить на постоянное совершенствование учебного процесса, повышение его качества, развитие учебно-материальной базы и эффективности ее использования;

организовать изучение и внедрение передового опыта лучших АСС (АСФ) по организации подготовки спасателей;

обеспечить постоянный контроль мероприятий подготовки спасателей в АСФ;

проверку качества выполнения учебных планов и программ, уровня подготовки спасателей осуществлять комплексными группами в ходе плановых (не реже 1-го раза в год) и внезапных проверок, а также в ходе сборов, учений и соревнований.

5.3. Задачи по подготовке подразделений пожарной охраны

Профессиональную подготовку и проведение занятий в подразделениях пожарной охраны организовать и проводить в соответствии с Порядком подготовки личного состава пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 26 октября 2017 г. N 472.

Подготовка личного состава подразделений пожарной охраны включает в себя следующие виды обучения:

профессиональную подготовку;

подготовку личного состава дежурных смен;

специальную подготовку по должности рядового и младшего начальствующего состава;

служебную подготовку среднего и старшего начальствующего состава;

стажировку;

повышение квалификации;

профессиональную переподготовку;

самостоятельную подготовку.

Подготовку личного состава дежурных смен подразделений пожарной охраны проводить в период дежурства.

Специальную подготовку по должности рядового и младшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны организовывать ежегодно и осуществлять в форме специальных семинаров или инструкторско-методических занятий.

Специальную и служебную подготовку начальствующего состава подразделений пожарной охраны организовывать в органах управления и подразделениях пожарной охраны по месту службы.

В документах планирования учитывать вопросы подготовки личного состава дежурных караулов (дежурных смен) подразделений пожарной охраны на год, проведение пожарно-тактических учений, занятий с пожарными расчетами по решению пожарно-тактических задач, тренировок со звеньями газодымозащитной службы, подготовки технических служб пожарной охраны.

Совместную подготовку подразделений пожарной охраны в масштабах местных и территориальных пожарно-спасательных гарнизонов проводить в ходе пожарно-тактических учений и тренировок под руководством старшего должностного лица соответствующих гарнизонов.

Тактическую подготовку начальствующего состава пожарной охраны проводить в соответствии с Организационно-методическими указаниями по тактической подготовке начальствующего состава ФПС МЧС России, утвержденными установленным порядком.

Занятия, в соответствии с расписанием, по решению пожарно-тактических задач проводить в количестве, устанавливаемом начальниками подразделений пожарной охраны, но не реже 1-го раза в месяц с каждым дежурным караулом (в дневное и ночное время) пожарного подразделения, в районе выезда которого расположен изучаемый объект.

Руководителем занятий по решению пожарно-тактических задач является начальник, заместитель начальника пожарного подразделения.

Начальникам подразделений пожарной охраны при проведении занятий с выездом на объекты проводить корректировку планов тушения пожаров, а также проверку исправности систем пожарного водоснабжения не реже 2-х раз в год: весна и осень.

Пожарно-тактические учения проводить на конкретных объектах или населенных пунктах в условиях и темпе, наиболее приближенных к реальной обстановке на пожаре.

На учения привлекать силы и средства более одного караула пожарно-спасательного гарнизона, службы жизнеобеспечения района (города) и т.д., а также приспособленную для целей пожаротушения или другую технику.

На учениях совершенствовать тактическое мышление и навыки начальствующего состава по руководству действиями пожарных подразделений при исполнении ими обязанностей различных должностных лиц на пожаре, отрабатывать вопросы работы штаба пожаротушения, тыла и связи на пожаре, взаимодействие пожарных подразделений с инженерно-техническими работниками объекта и специальными службами, а также приемы и способы тушения пожаров, наиболее полно совершенствовать физическую подготовку и морально-волевые качества личного состава

Тренировочные учения проводить под руководством начальников (заместителей начальников) подразделений пожарной охраны (не менее одного учения в зимний и летний периоды на каждого, но не реже, чем 1 раз в квартал).

Контрольно-проверочные пожарно-тактические учения проводить при инспектировании деятельности подразделений пожарной охраны или при подведении итогов подготовки за год (т.е. не реже 1-го раза в год).

Обеспечить качественную подготовку подразделений пожарной охраны путем проведения практических занятий по изучению нормативной правовой базы, регламентирующей отношения в области по направлению деятельности и предназначению в мирное и военное время.

Показные пожарно-тактические учения проводить с подразделениями пожарной охраны в масштабе пожарно-спасательных гарнизонов не реже 1-го раза в полугодие (по одному в зимний и летний периоды обучения). На показные учения привлекать весь начальствующий состав, свободный от несения службы.

Количество пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач в границах территориального или местного пожарно-спасательного гарнизона ФПС определяется Программой подготовки.

Привлекать по возможности добровольную пожарную охрану к учениям подразделений пожарной охраны.

6. Доведение Организационно-методических указаний

На основе настоящих Организационно-методических указаний организовать разработку:

федеральным органам исполнительной власти - организационно-распорядительных документов по подготовке органов управления, сил ГО и функциональных подсистем РСЧС;

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил ГО и территориальных подсистем РСЧС, а также в установленном порядке внести изменения в планы основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Первый заместитель Министра

генерал-полковник

внутренней службы

А.П.ЧУПРИЯН

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области