См. Документы Федерального агентства железнодорожного транспорта

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 октября 2011 г. N КАС11-542

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Корчашкиной Т.Е., Харланова А.В.,

при секретаре Л.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании частично недействующими абзацев первого и пятого пункта 29 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111, абзаца девятого пункта 21 и абзаца первого пункта 199 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30,

по кассационной жалобе М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2011 г., которым в удовлетворении заявленного требования было отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Правительства Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации З., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111 утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - Правила оказания услуг). Нормативный правовой акт опубликован 7 марта 2005 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, в "Российской газете" от 18 марта 2005 г.

Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (далее - Правила перевозок пассажиров). Данные Правила перевозок пассажиров зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 2002 г., регистрационный N 3675, и опубликованы в "Российской газете" от 20 августа 2002 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 7 октября 2002 г.

В соответствии с абзацем первым пункта 29 Правил оказания услуг контроль наличия у пассажира проездного документа (билета) осуществляется на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале и остановочных пунктах перед посадкой в поезд дальнего следования, при проходе пассажира к поезду пригородного сообщения через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта), в пути следования поезда дальнего следования или пригородного сообщения и при выходе пассажира через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) после окончания поездки в поезде пригородного сообщения.

Абзац пятый данного пункта Правил оказания услуг устанавливает, что проездной документ (билет), приобретенный пассажиром на поезд пригородного сообщения, сохраняется им в течение всего пути следования поезда и до момента выхода через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале и остановочных пунктах. Пассажир, не предъявивший проездной документ (билет) при выходе через пункт контроля проездных документов (билетов), считается безбилетным и обязан оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, а также штраф в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу девятому пункта 21 Правил перевозок пассажиров билеты, приобретенные пассажирами для проезда в поезде пригородного сообщения, сохраняются ими в течение всего пути следования поезда и до выхода через пункт контроля на станциях (вокзалах) и остановочных пунктах.

Абзац первый пункта 199 Правил перевозок пассажиров устанавливает, что проверка наличия у пассажиров билетов на поезда пригородного сообщения осуществляется в пути следования поезда, перед посадкой и после поездки при проходе через пункт контроля на станциях (вокзалах) и остановочных пунктах. При отсутствии у пассажиров билетов к ним применяются правила, предусмотренные пунктом 201 данных Правил.

М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими абзацев первого и пятого пункта 29 Правил оказания услуг, абзаца девятого пункта 21 и абзаца первого пункта 199 Правил перевозок пассажиров. В обоснование заявленного требования указал, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не соответствуют Гражданскому кодексу Российской Федерации, Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях и незаконно ограничивают право граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, на судебную защиту своих прав и свобод.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2011 г. в удовлетворении заявленного требования М. отказано.

В кассационной жалобе М. просит об отмене судебного решения и об удовлетворении заявленных им требований. Полагает, что обжалованное им решение принято Верховным Судом Российской Федерации с нарушением законодательства Российской Федерации. Заявитель полагает, что прибытие поезда в пункт назначения, выход пассажира из вагона на железнодорожную платформу является моментом окончания действия договора перевозки пассажира, в связи с чем установление контроля наличия проездного документа (билета) при выходе физических лиц через пункт контроля проездных документов (билетов) после окончания поездки в поезде пригородного сообщения является ограничением прав и свобод пассажиров. Как указано в кассационной жалобе, такое ограничение может быть установлено только нормами федерального закона, а не правовым актом Правительства Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа Российской Федерации осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации Постановлением от 2 марта 2005 г. N 111 утвердило Правила оказания услуг.

Согласно статье 5 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", действовавшего до вступления в силу Устава от 10 января 2003 г., федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании данного устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, заинтересованных организаций разрабатывал правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте и правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте, утверждал и регистрировал их в федеральном органе исполнительной власти в области юстиции.

Таким образом, Правила перевозок пассажиров утверждены Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30 в пределах предоставленной ему компетенции.

В соответствии со статьями 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемые положения нормативных правовых актов изданы в пределах полномочий органов государственной власти, их издавших, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы граждан. Сохранение пассажиром проездного документа (билета) до выхода пассажира через пункт контроля (при наличии указанного пункта) после окончания поездки в поезде пригородного сообщения не может рассматриваться как незаконное обременение, а также как ограничение права гражданина на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства.

Так, Устав определяет пассажира как лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее (статья 2).

Следовательно, обязанность пассажира сохранять билет не только в пути следования поезда, но и при нахождении на территории железнодорожной станции непосредственно перед поездкой или непосредственно после нее, установлена федеральным законодателем.

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования в соответствии со статьей 2 Устава представляет технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Пункты контроля проездных документов (билетов) относятся к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.

В рамках гражданско-правовых отношений сам по себе факт контроля перевозчиком наличия у пассажира проездных документов (билетов) при выходе через пункт контроля (при наличии указанного пункта) после окончания поездки в поезде пригородного сообщения, предусмотренный оспоренными правовыми нормами, не может рассматриваться, как ошибочно полагает М., в качестве ограничения конституционных прав граждан на свободное передвижение, выбор пребывания и места жительства, поскольку оспоренные заявителем правовые нормы изданы и применяются в иной сфере гражданских правоотношений, возникающих при оказании услуг по перевозкам пассажиров на железнодорожном транспорте, и предназначены для предупреждения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации при следовании на железной дороге, основаны на нормах действующего законодательства.

Довод заявителя в кассационной жалобе о том, что проход физических лиц после окончания поездки в поезде пригородного сообщения через пункт контроля проездных билетов занимает длительное время, не свидетельствует о незаконности оспоренных правовых норм, принятых уполномоченными органами в пределах предоставленной законом компетенции.

Несостоятелен довод заявителя о противоречии Кодексу Российской Федерации об административных правоотношениях нормы, возлагающей обязанность на пассажира уплатить штраф за безбилетный проезд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (абзац пятый пункта 29 Правил оказания услуг).

Как правильно указал суд первой инстанции, данный пункт Правил оказания услуг содержит отсылочную норму об уплате штрафа и не наделяет перевозчика полномочиями по взысканию штрафа, применяется в системной связи с положениями законодательства об административных правонарушениях и не устанавливает ни субъекта, уполномоченного налагать административный штраф, ни размер штрафа.

Таким образом, утверждения в кассационной жалобе о несоответствии выводов суда нормам материального права и неправильном их применении судом при разрешении данного дела ошибочны.

Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании. В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемых нормативных правовых положений, оснований считать такие выводы суда ошибочными не имеется.

Предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу М. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии
Т.Е.КОРЧАШКИНА
А.В.ХАРЛАНОВ