ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2007 г. N КАС06-564
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И., членов коллегии Ермилова В.М., Манохиной Г.В., с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании недействующим пункта 25 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 в части расчета коэффициента для определения размера субсидии для льготной категории граждан, как понижающего размер субсидии, по кассационной жалобе Р. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, объяснения представителя Р. Е.А. Славкиной, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителей Правительства Российской Федерации И.Ю. Павловой, Д.П. Гордеева, С.В. Вохминой, возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Е.Л. Воскобойниковой, полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Пунктом 25 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, предусмотрено, что если заявителю и (или) членам его семьи предоставлены льготы или меры социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при расчете размера субсидии соответствующий размер стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг умножается на коэффициент, рассчитанный по формуле:
РП с К = ----, л РП п
где:
К - коэффициент; л РП - размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги с с учетом предоставленной скидки; РП - размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги п без учета предоставленной скидки.
Названные Правила опубликованы в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 51, 19 декабря 2005 года; в "Российской газете" N 288, 22 декабря 2005 года.
Р. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 25 названных Правил в части расчета коэффициента для определения размера субсидии для льготной категории граждан, как понижающего размер субсидии.
В подтверждение требования указала, что в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" имеет право на 50% скидку по оплате жилья и коммунальных услуг. Предусмотренное пунктом 25 Правил применение при расчете субсидий понижающего коэффициента для льготников, а также одновременное снижение начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги на величину льготы приводит к снижению размера субсидии, что противоречит Федеральным законам "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". По мнению Р., при расчете коэффициента для дальнейшего определения размера субсидии не должна быть как одна из составляющей к оплате 50% льгота. Она должна учитываться только после определения размера оплаты жилого помещения и коммунальных услуг с субсидией, чтобы уровень скидки не был снижен.
Представители Правительства Российской Федерации с заявлением не согласились, указав, что оспариваемый в части пункт 25 Правил не противоречит действующему законодательству. Правила не регулируют порядок предоставления льгот, а устанавливают порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления в соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Р., считая его неправильным.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том, что пункт 25 Правил соответствует действующему законодательству, Правила изданы в пределах компетенции, предоставленной Правительству Российской Федерации, и не нарушает прав граждан на меры социальной поддержки.
В силу части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно части 7 этой же статьи порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан.
Во исполнение этой правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" были утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Пунктом 25 названных Правил установлена формула, по которой рассчитывается коэффициент, учитываемый при расчете субсидии, предоставляемой категории граждан, имеющей льготы или меры социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Коэффициент определяется как соотношение размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом предоставленной скидки и размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги без учета предоставленной скидки.
Таким образом, оспариваемым пунктом установлены особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан. При этом граждане не лишены права на имеющиеся у них льготы или меры социальной защиты, определенные законами и иными нормативными правовыми актами.
Меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон "О ветеранах" предусматривает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года граждан определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Разрешая данное дело, суд правильно указал в решении, что установленный Правительством Российской Федерации в пункте 25 Правил порядок определения размера субсидий для граждан, имеющих право на льготы или меры социальной поддержки, не лишает граждан права на имеющиеся у них льготы и меры социальной поддержки.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемый пункт Правил определяет дополнительный показатель, не предусмотренный законом при предоставлении субсидии, ошибочны, основаны на неправильном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела, и не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года оставить без изменения, кассационную жалобу Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
В.М.ЕРМИЛОВ
Г.В.МАНОХИНА