ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2007 г. N КАС07-294
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Горшкова В.В., Зелепукина А.Н.,
с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1999 г. N 921 "Об обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих Федеральной пограничной службы Российской Федерации, направленных для несения службы в составе международного полицейского персонала в Косово" и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 г. N 247 "О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН", по кассационной жалобе К. на решение Верховного Суда РФ от 19 апреля 2007 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения К., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Правительства Российской Федерации Кисленко А.В., Кайперта С.К. и Бодрова В.А., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1999 г. N 921 "Об обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих Федеральной пограничной службы Российской Федерации, направленных для несения службы в составе международного полицейского персонала в Косово" (в редакции от 1 июля 2002 г.) предусмотрено сохранение сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащим Федеральной пограничной службы Российской Федерации, направленным для несения службы в составе международного полицейского персонала в Косово, выплату (в рублях) в 100-процентном размере окладов по специальному или воинскому званию и штатной должности по последнему месту службы, процентной надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия службы.
Пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 г. N 247 "О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН" (в редакции от 1 июля 2002 г.) сохраняет офицерам Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудникам органов внутренних дел, направляемым в качестве военных и полицейских наблюдателей для участия в операциях ООН по поддержанию мира, выплату в рублях за время пребывания за границей в размере 100 процентов оклада по воинскому (специальному) званию, оклада по воинской должности (должностного оклада) по последнему месту военной службы (службы), процентной надбавки за выслугу лет.
К. оспорил в Верховном Суде РФ приведенные положения нормативных правовых актов Правительства РФ, сославшись на то, что эти положения противоречат нормам Трудового кодекса РФ и других федеральных законов, распоряжению Президента РФ и Типовому Соглашению между ООН и государствами-членами, предоставляющими персонал и оборудование для операций ООН по поддержанию мира, и на нарушение права на получение денежного довольствия в полном объеме.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе К. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и ошибочность вывода суда о соответствии оспоренных положений нормативных правовых актов Правительства РФ требованиям законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что оспоренные положения Постановлений Правительства РФ полностью соответствуют как распоряжению Президента РФ от 25 июня 1999 г. N 206-рп (Постановление Правительства РФ от 12 августа 1999 г. N 921 принято специально во исполнение данного распоряжения Президента РФ), так и нормам федерального закона.
Так, пунктом 4 распоряжения Президента РФ от 25 июня 1999 г. N 206-рп Правительству Российской Федерации поручено осуществить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с несением сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащими ФПС России службы в составе международного полицейского персонала в Косово, предусмотрев материальное обеспечение указанных лиц и выплату им денежного довольствия, включая предоставление дополнительных гарантий и компенсаций, в том числе членам их семей, в соответствии с федеральным законодательством.
Из содержания приведенного пункта во взаимосвязи с пунктами 1 и 3 того же распоряжения, предусматривающими направление 210 сотрудников органов внутренних дел в состав международного полицейского персонала и подчинение их представителю Генерального секретаря ООН, следует, что в данном случае речь идет не о направлении указанных лиц в служебную командировку для выполнения своих обязанностей по занимаемой должности, а об откомандировании в распоряжение международного органа, в связи с чем специально для этого случая Правительству Российской Федерации предписывалось предусмотреть выплату денежного довольствия.
Федеральным законом "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" также предусмотрено предоставление Российской Федерацией военного персонала для участия в миротворческой деятельности, а не направление в служебные командировки. При этом вопросы денежного довольствия не затрагиваются, а предусматривается установление в соответствии с федеральными законами дополнительных гарантий и компенсаций (статьи 6, 10, 12).
Вопросы денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (в редакции от 30 июня 2003 г.). В соответствии с пунктом 1 статьи 1 этого Закона денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат, перечень которых приведен в пункте 8 этой же статьи.
Из содержания пункта 8 статьи 1 также следует, что дополнительные выплаты непосредственно связаны с исполнением служебных обязанностей по определенной должности и устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками.
Анализируя приведенные нормы распоряжения Президента РФ и федеральных законов, суд первой инстанции обоснованно указал в своем решении на то, что в случае откомандирования сотрудников для участия в миротворческой деятельности они не исполняют свои обязанности по должности в органах внутренних дел, а занимаются деятельностью по реализации задач международной организации.
Кроме того, оспоренные положения нормативных правовых актов Правительства РФ и в принципе не могут противоречить нормам федерального закона, поскольку (как это правильно указано в решении Верховного Суда РФ) вопросы обеспечения денежным довольствием данной категории сотрудников законом не урегулированы.
Более того, отсутствуют какие-либо нормативные правовые акты большей юридической силы, которыми бы для указанной категории сотрудников были бы установлены иные выплаты, чем предусмотренные оспоренными актами.
То обстоятельство, что Правительство РФ полномочно было осуществить регулирование вопроса обеспечения денежным довольствием таких отдельных категорий сотрудников, подтверждается пунктом 7 статьи 1 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти...", согласно которому особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий сотрудников определяются не только федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Именно такими нормативными правовыми актами и являются оспоренные Постановления Правительства РФ.
Кроме того, Правительство РФ уполномочено нормативно регулировать отношения в социально-экономической сфере и обеспечивать соответствующие социальные гарантии в силу статей 13, 20 и 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 983 военнослужащим российского воинского формирования в Сьерра-Леоне предусмотрены более высокие денежные выплаты, в том числе и в иностранной валюте.
Однако данное обстоятельство правового значения для данного спора не имеет, поскольку, как указано выше, вопросы денежного довольствия рассматриваемым категориям сотрудников уполномочено решать именно Правительство РФ и устанавливаемый им объем денежных выплат для отдельных категорий сотрудников не может противоречить нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу по отношению к оспоренным актам в силу отсутствия каких-либо параметров (критериев) для определения размера выплат в таких правовых актах (в том числе и в федеральных законах).
Не свидетельствует о несоответствии закону и указание в оспоренных актах на сохранение за рассматриваемой категорией сотрудников обязательных выплат, входящих в состав денежного довольствия, так как это указание также не противоречит ни Федеральному закону "О статусе военнослужащих", ни распоряжению Президента РФ от 25 июня 1999 г. N 206-рп. Поэтому довод в кассационной жалобе о неправомерности ссылки суда на данное указание актов несостоятелен.
Приведенной в кассационной жалобе норме международного права также не противоречат оспоренные положения актов Правительства РФ, так как денежное содержание рассматриваемой категории сотрудников, которое они имели, осуществляя службу на территории России, не было уменьшено данными актами Правительства РФ.
По изложенным мотивам кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 193, 360 ГПК РФ, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
В.В.ГОРШКОВ
А.Н.ЗЕЛЕПУКИН