ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 апреля 2011 г. N КАС11-157

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О.Р. о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 950 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325"

по кассационной жалобе О.Р. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2011 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей заявителя - О.С. и Ш., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Президента Российской Федерации - Г., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение).

Положение устанавливает порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 950 внесены изменения в Положение, в соответствии с которыми абзац 3 пункта 10 дополнен предложением следующего содержания: "При отсутствии этих документов у лица, прибывшего в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющего вида на жительство, в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации указываются дата (даты) регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и адрес (адреса) места жительства, а в случае снятия с регистрационного учета - также дата (даты) снятия с регистрационного учета по месту жительства на территории Российской Федерации" (подпункт "а" пункта 1).

Данный нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 25 августа 2009 г., N 157, в Собрании законодательства Российской Федерации, 2009 г., N 34.

О.Р. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 950 в части требования об указании регистрации места жительства на территории Российской Федерации и адреса места жительства.

Заявительница пояснила, что имеет паспорт гражданина СССР образца 1974 г. и неоднократно обращалась в территориальный орган ФМС России с просьбой принять заявление о приеме в гражданство Российской Федерации, но ей было отказано в приеме заявления на основании оспариваемых положений Указа. У нее нет регистрации места жительства на территории Российской Федерации или отметки о снятии с регистрации места жительства, и поэтому она не может указать в графе 21 заявления о приеме в гражданство Российской Федерации такую информацию.

Как полагает О.Р., оспариваемые ею положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации", Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации" и нарушают ее права на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. О.Р. также указала, что регистрация места жительства носит заявительный характер, является исключительно системой учета и не может быть условием для приобретения гражданства Российской Федерации.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2011 г. в удовлетворении заявления О.Р. отказано.

В кассационной жалобе О.Р. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Полагает, что применением оспоренного Указа Президента Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 950 созданы непреодолимые препятствия для получения ею гражданства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В абзаце 3 пункта 10 Положения приводятся основные документы, которые могут подтвердить срок проживания на территории Российской Федерации. К ним относятся вид на жительство, а для лиц, прибывших на территорию Российской Федерации до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о дате регистрации либо свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданное к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина, с пометкой о дате выдачи.

Указом Президента Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 950 абзац 3 пункта 10 Положения дополнен требованием при отсутствии основных документов об указании в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации даты регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и адреса места жительства, а в случае снятия с регистрационного учета - также даты снятия с регистрационного учета по месту жительства на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" одним из условий приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке иностранных граждан и лиц без гражданства является их проживание на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства.

Таким образом, оспариваемое положение принято с учетом требований статьи 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", в связи с чем ссылки заявительницы на его несоответствие закону несостоятельны.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определяет "законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин" как лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абзац 8 статьи 2).

Как правильно пояснил в суде первой инстанции представитель Президента Российской Федерации, оспоренное О.Р. дополнение, указывающее на юридически значимые обстоятельства, которые могут быть установлены на основании любых допустимых доказательств, подтверждающих проживание на территории Российской Федерации, имеет правовое значение для такой категории граждан, как военнослужащие, беженцы, вынужденные переселены, у которых могут отсутствовать необходимые документы: паспорт гражданина СССР образца 1974 года, вид на жительство. Как следует из заявления О.Р., у нее имеется паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в связи с чем нормы оспариваемого Положения на нее не распространяются, поскольку регламентируют случаи, когда у лица, обратившегося с заявлением о приеме в гражданство, отсутствует не только вид на жительство, но и паспорт гражданина СССР образца 1974 г.

Кроме того, оспариваемая норма не препятствует заявительнице подтвердить срок проживания на территории Российской Федерации судебным решением при отсутствии регистрации.

В соответствии со ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Президента Российской Федерации и не нарушают права иностранных граждан и лиц без гражданства на обращение с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.

Ссылка в кассационной жалобе на возможное неправильное применение оспоренной нормы конкретными должностными лицами ФМС РФ и на необходимость, по мнению заявительницы, внести соответствующие дополнения, также не свидетельствует о незаконности обжалованного решения суда, вынесенного при правильном применении норм материального и процессуального права. В соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в статье 10 Конституции Российской Федерации, суды общей юрисдикции не вправе вмешиваться в компетенцию Президента Российской Федерации и предписывать ему вносить дополнения в той или иной редакции в издаваемые им правовые акты.

Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу О.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
И.В.КРУПНОВ