ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2008 г. N КАС08-283

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - А.И. Федина,

членов коллегии - Г.В. Манохиной, В.В. Хомчика,

с участием прокурора В.Ф. Ластовского

рассмотрела в судебном заседании 3 июня 2008 года гражданское дело по заявлению Б. о признании незаконным и недействующим п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237,

по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2007 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., объяснение представителя Президента Российской Федерации Дроздова Л.П., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Ластовского В.Ф., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с приведенным выше заявлением, считая, что оспариваемый пункт Положения, устанавливающий сроки предоставления неиспользованного отпуска и дополнительных дней отдыха не позднее первого квартала следующего года, противоречит п. 5 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку в соответствии с данным пунктом указанной статьи Федерального закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск, однако каких-либо указаний о сроках предоставления отпуска указанным законом не установлено, тогда как пункт п. 14 ст. 29 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, ограничивает предоставление основного и (или) дополнительного отпуска за истекший год первым кварталом следующего года.

Таким образом, п. 14 ст. 29 Положения, по мнению Б., нарушает права военнослужащих на предоставление и использование основного отпуска, а в конечном итоге право на отдых, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2007 года в удовлетворении заявления Б. отказано.

В кассационной жалобе Б., не соглашаясь с решением Военной коллегии, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления, поскольку, по мнению заявителя, этот пункт Положения о порядке прохождения военной службы необоснованно ограничивает предоставление основного и (или) дополнительного отпуска за истекший год первым кварталом следующего года. При этом судом первой инстанции не была принята во внимание правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в определении от 24 января 2008 года N 10-О-О, в силу которой конституционное право на отдых (ст. 37, ч. 5, Конституции Российской Федерации) применительно к военнослужащим конкретизировано в статье 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которая среди прочего предусматривает, что дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели. По смыслу данного положения, оно распространяется на военнослужащего вплоть до исключения его из списков личного состава воинской части.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Так, суд первой инстанции правильно указал в решении, что в соответствии со статьей 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 02.03.2007) и пунктами 1 и 13 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (в ред. от 26.05.2007) Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации и утверждает Положение о порядке прохождения военной службы.

Статья 90 Конституции Российской Федерации устанавливает, что указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Из приведенных положений законодательства следует, что Президент Российской Федерации, издав Указ от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", которым утвердил Положение о порядке прохождения военной службы, действовал в пределах своих полномочий.

Часть 1 ст. 36 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что порядок прохождения военной службы определяется указанным федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными актами Российской Федерации.

Из п. 1 ст. 29 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части.

В случае, когда основной и (или) дополнительные отпуска за истекший год не были предоставлены военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, пунктом 14 статьи 29 Положения установлено, что отпуск предоставляется военнослужащему в первом квартале следующего года с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно.

Из этого следует, что п. 14 ст. 29 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, установлена обязанность командира предоставлять военнослужащему отпуск за истекший год в первом квартале текущего года и никоим образом не ограничивает право военнослужащего на использование основного и (или) дополнительного отпуска.

При этом оспариваемый пункт Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, не противоречит пунктам 1 и 5 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которыми предусмотрено ежегодное предоставление основного отпуска, то есть с января по декабрь текущего года.

Продолжительность основного отпуска, а также порядок учета служебного времени и предоставление дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку оспариваемый заявителем п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, соответствует нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушает прав и охраняемых законом интересов военнослужащих, а также официально опубликован для всеобщего сведения, то заявление Б. не может быть удовлетворено.

Что касается мнения заявителя о том, что п. 14 ст. 29 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 24 января 2008 года N 10-О-О, то с этим мнением согласиться нельзя, поскольку в данном определении о предоставлении военнослужащему дополнительного времени на использование ежегодного отпуска речи не идет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.В.ХОМЧИК

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области