КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2010 г. N 1238-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНКИ АПЛИНОЙ ВАЛЕНТИНЫ ВИКТОРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки В.В. Аплиной,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка В.В. Аплина оспаривает конституционность преамбулы Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", согласно которой данный Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, а также положений его статьи 3 "Право на дополнительные меры государственной поддержки" и статьи 5 "Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и его выдача".
Как следует из представленных материалов, 30 января 2007 года В.В. Аплина родила ребенка, а 31 января 2007 года ребенок умер. После рождения 11 января 2008 года второго ребенка она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, приложив в качестве документа, подтверждающего рождение первого ребенка, справку о рождении по форме N 26 (приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния"). Однако в выдаче сертификата В.В. Аплиной было отказано, поскольку ею не было представлено свидетельство о рождении первого ребенка.
Советский районный суд города Томска решением от 24 сентября 2009 года, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, отказал заявительнице в удовлетворении ее требований признать отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области незаконным и обязать выдать ей государственный сертификат на материнский капитал. Определением судьи Томского областного суда от 25 января 2010 года и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2010 года В.В. Аплиной отказано в передаче ее надзорных жалоб для рассмотрения в судебном заседании судов надзорных инстанций.
По мнению заявительницы, оспариваемые ею положения Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" - в той части, в какой они позволяют произвольно, по основаниям, не указанным в данном Федеральном законе, отказывать в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал при рождении второго ребенка матерям, чей первый ребенок, родившийся живым, умер на первой неделе жизни, и ставят тем самым данную категорию женщин в худшее положение по сравнению с матерями, чей первый ребенок также умер, но прожил более одной недели, и которые могут получить свидетельство о рождении ребенка и представить его для подтверждения права на получение сертификата на материнский (семейный) капитал, - являются дискриминационными и противоречат требованиям статей 19 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года (пункт 1 части 1 статьи 3); женщины, родившие второго ребенка, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (часть 1 статьи 5).
В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации ими этого права статьей 4 названного Федерального закона предусматривается ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, который должен содержать информацию о каждом таком лице, в том числе сведения о его детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).
Согласно Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 873) при обращении с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации должны быть предъявлены документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей, а в заявлении приведены реквизиты свидетельств о рождении.
Таким образом, в силу предписаний Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и названных Правил свидетельства о рождении детей относятся к числу документов, представление которых является необходимым для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в редакции, действовавшей до 2 августа 2010 года) не предусматривал возможность получения родителями ребенка, умершего на первой неделе жизни, свидетельства о рождении: пункт 2 его статьи 20 устанавливал, что, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, и на основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. При этом по просьбе родителей (одного из родителей) выдавался документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни (справка о рождении по форме N 26).
Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала", введенным в действие с момента опубликования (2 августа 2010 года), в данную статью внесено изменение, устраняющее запрет выдавать в таком случае свидетельство о рождении ребенка, а также предусмотрено, что родители (один из родителей), чьи дети умерли на первой неделе жизни начиная со дня вступления в силу Федерального закона "Об актах гражданского состояния", имеют право обратиться в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении указанных детей в порядке, установленном Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" (пункт 1 статьи 3, пункт 3 статьи 4).
Следовательно, в настоящее время у В.В. Аплиной имеется возможность получить свидетельство о рождении ребенка, умершего 31 января 2007 года, с тем чтобы представить его в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации для подтверждения права на дополнительные меры государственной поддержки и выдачи ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
3. В соответствии с предназначением Конституционного Суда Российской Федерации как судебного органа конституционного контроля и его компетенцией, определенной Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", по проверке по жалобам граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, конституционное судопроизводство осуществляется в целях восстановления нарушенных законом прав и свобод гражданина.
Поскольку в действующей системе правового регулирования отсутствуют препятствия к получению В.В. Аплиной государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, восстановление ее конституционных прав (если они были нарушены) путем конституционного судопроизводства не требуется, а потому данная жалоба не может быть признана допустимой и принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Аплиной Валентины Викторовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН