КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. N 1751-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА КОЧЕДЫКОВА ЭДУАРДА ПЕТРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Э.П. Кочедыкова,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Э.П. Кочедыков оспаривает конституционность пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону), согласно которому в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, Э.П. Кочедыков, являясь пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации, с 20 июня 1994 года получающим пенсию за выслугу лет, в период с 1 сентября 1994 года по 31 марта 2014 года оказывал содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на основании заключенных с ним контрактов и ему выплачивалось ежемесячно денежное вознаграждение.
С 1 января 2007 года заявителю в дополнение к пенсии по выслуге лет была установлена страховая часть трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом ее размер был определен исходя из его трудового стажа, приобретенного до момента поступления на службу.
В 2014 году Э.П. Кочедыков обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области с заявлением о включении в трудовой стаж для назначения трудовой пенсии периода его сотрудничества с 1 сентября 1994 года по 31 марта 2014 года с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на основании заключенных контрактов. Однако ему в этом было отказано со ссылкой на отсутствие уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску отказало Э.П. Кочедыкову в предоставлении документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж, и перечислении на его индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде Российской Федерации денежных средств в порядке исполнения обязанности по уплате страховых взносов за период его сотрудничества по контрактам с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Считая данный отказ незаконным и нарушающим его пенсионные права, заявитель обратился в Ульяновский областной суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску об обязании предоставить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области справку о периодах его сотрудничества по контрактам с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и перечислить за него страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанный период.
Решением Ульяновского областного суда от 21 мая 2015 года, оставленным без изменения Верховным Судом Российской Федерации, требования заявителя были частично удовлетворены: суд обязал Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску предоставить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области справку о периодах сотрудничества Э.П. Кочедыкова по контрактам с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, с 1 сентября 1994 года по 31 декабря 2001 года с указанием сведений о выплаченных вознаграждениях.
При этом заявителю было отказано в удовлетворении исковых требований об обязании Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску предоставить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области сведения о периодах сотрудничества по контрактам с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, с 1 января 2002 года по 31 марта 2014 года и об обязании ответчика перечислить в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы за период с 1 сентября 1994 года по 31 марта 2014 года. В обоснование отказа суд, ссылаясь на предписания Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в частности, указал, что включение в страховой стаж для назначения пенсии периодов работы и (или) деятельности, имевших место после 1 января 2002 года, предполагает уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а обязанность органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, по начислению (уплате) таких взносов за лиц, заключивших контракт об оказании ему содействия, отсутствует.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение в той части, в какой оно не позволяет включать в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и влияющий на ее размер, периоды сотрудничества гражданина по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий, неправомерно ограничивает пенсионные права таких граждан, а потому противоречит статьям 1 (часть 1), 7, 17 - 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 39 (части 1 и 2), 45 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, осуществляемое в том числе в рамках обязательного пенсионного страхования, реализуемого в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В рамках правоотношений по обязательному пенсионному страхованию за счет страховых взносов и иных поступлений, перечисленных в статье 17 указанного Федерального закона, формируется финансовое обеспечение, предназначенное для осуществления страховщиком - Пенсионным фондом Российской Федерации гарантируемой государством выплаты застрахованным лицам обязательного страхового обеспечения при наступлении соответствующих страховых случаев (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца).
Обязательным страховым обеспечением, предоставляемым застрахованным лицам, в соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются в том числе страховые (до 1 января 2015 года - трудовые) пенсии по старости (инвалидности, по случаю потери кормильца), установление и выплата которых осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (до 1 января 2015 года - Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Право на страховую (до 1 января 2015 года - трудовую) пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством (часть 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", часть первая статьи 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В качестве одного из таких условий законодатель установил наличие у гражданина страхового стажа, определяемого как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях", абзац третий статьи 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). При этом, по общему правилу, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, включаются в страховой стаж, если за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
2.1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, с учетом которых финансируется данный вид пенсионного обеспечения, определяются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3).
Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения. Начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - необходимое условие реализации в обязательном пенсионном страховании основных принципов осуществления обязательного социального страхования и прежде всего принципов устойчивости и автономности финансовой системы, а также принципа государственной гарантированности соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков и исполнения обязательств по данному виду обязательного социального страхования.
Таким образом, оспариваемое заявителем законоположение, закрепляющее правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы и (или) иной деятельности при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, является необходимым элементом правового механизма пенсионного обеспечения в рамках обязательного пенсионного страхования, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, направлено на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и гарантированного исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами и само по себе не может рассматриваться как нарушающее их права и вступающее в противоречие с конституционными предписаниями.
3. Согласно Федеральному закону от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту (часть первая статьи 17). Законодательством предусмотрена возможность получения ими вознаграждений и других выплат, которые налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются (часть пятая статьи 18), а также право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и зачет периода сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий в трудовой (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 173-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан" - в страховой) стаж граждан (часть шестая статьи 18).
Положение части шестой статьи 18 данного Федерального закона, по существу, носит отсылочный характер и до 1 января 2002 года в полной мере согласовывалось с действовавшим до указанной даты пенсионным законодательством, которое предусматривало установление пенсии по старости, а в соответствующих случаях пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца с учетом общего трудового стажа как суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности (статья 88 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). Таким образом, гражданам, сотрудничавшим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий, путем увеличения продолжительности трудового стажа обеспечивалась реализация их права на пенсионное обеспечение.
3.1. После вступления в силу (с 1 января 2002 года) федеральных законов "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" общий трудовой стаж стал использоваться в механизме обязательного пенсионного страхования только для определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав граждан, приобретенных ими по состоянию на 1 января 2002 года. При этом приобретение права на трудовую пенсию по старости, назначаемую на общих условиях, федеральный законодатель связал с наличием статуса застрахованного лица, достижением общеустановленного пенсионного возраста и наличием не общего трудового, а страхового стажа - не менее 5 лет. Размер трудовой пенсии по старости стал исчисляться с учетом расчетного пенсионного капитала, формировавшегося в том числе за счет сумм начисленных (уплаченных) за застрахованное лицо страховых взносов.
В связи с особым характером деятельности граждан, в качестве основного рода занятий сотрудничающих по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и спецификой возникающих между ними правоотношений указанные граждане не были включены законодателем в число лиц, на которых безусловно распространяется обязательное пенсионное страхование (такими лицами являются работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, по договору авторского заказа; самостоятельно обеспечивающие себя работой и другие лица, указанные в статье 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Что касается страхового стажа, необходимого для приобретения права на обязательное страховое обеспечение в виде трудовой пенсии по старости в рамках обязательного пенсионного страхования, то положения федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об оперативно-розыскной деятельности" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 июня 2015 года N 173-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан") не предусматривали зачет периода сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий в указанный вид стажа.
Однако такие граждане не были лишены права на пенсионное обеспечение в рамках обязательного пенсионного страхования, поскольку законодатель предусмотрел механизм добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с целью уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, условия которого были определены статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2002 года.
Так, указанная статья изначально предусматривала, что физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Впоследствии Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" данная статья была дополнена в том числе положениями о том, что физические лица, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты за себя страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Добровольное вступление в указанные правоотношения, таким образом, носит заявительный характер и связано с непосредственным волеизъявлением физического лица.
В таком случае период сотрудничества по контракту в качестве основного рода занятий с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в силу предписаний оспариваемого заявителем пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подлежал включению в страховой стаж постольку, поскольку соблюдалось общее требование об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На это ориентировало и подзаконное нормативное правовое регулирование. В частности, ведомственными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации (Наставления об основах организации и тактике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 апреля 2013 года N 001) предусмотрена выплата резидентам, наряду с вознаграждением, дополнительных средств для самостоятельной уплаты страховых взносов.
Так, из представленных заявителем судебных решений следует, что в соответствии с контрактом, заключенным с ним в 2013 году, ему были выплачены средства для самостоятельной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период сотрудничества с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Следовательно, путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплаты за себя страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации лицам, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, была предоставлена возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права за период такого сотрудничества. В рамках данного правового механизма, неотъемлемым элементом которого являлся оспариваемый Э.П. Кочедыковым пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", им гарантировалось право на пенсионное обеспечение.
3.2. Федеральный закон "О страховых пенсиях" в качестве общего правила также предусматривает включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11).
Вместе с тем в целях обеспечения пенсионных прав граждан, сотрудничающих по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий, федеральный законодатель предусмотрел возможность зачета периода такого сотрудничества на основании сведений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в страховой стаж указанных граждан в том случае, если ему предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть шестая статьи 18 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"; пункт 9 части 1 и часть 2 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Тем самым действующее правовое регулирование предусматривает возможность включения в страховой стаж застрахованных лиц периода их сотрудничества по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий, как нестрахового периода, т.е. независимо от начисления и уплаты за него страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
4. Как следует из статьи 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле.
Пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривавший правило, аналогичное закрепленному в действующем правовом регулировании (в части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях"), направлен на обеспечение прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования и не может рассматриваться как нарушающий права заявителя, который в качестве основного рода занятий сотрудничал по контрактам с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и не был лишен возможности добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с целью уплаты за себя страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период указанного сотрудничества.
При таких обстоятельствах жалоба Э.П. Кочедыкова не может быть признана допустимой и принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кочедыкова Эдуарда Петровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН