КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2008 г. N 552-О-П

ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА РОЗЕНКОВА АЛЕКСЕЯ ВИТАЛЬЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ
99 И 107 УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЕЙ 208 И 217 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.В. Розенкова,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.В. Розенков просит признать не соответствующими статьям 39 и 41 Конституции Российской Федерации положения статей 99 и 107 УИК Российской Федерации, а также подпункт 7 пункта 1 статьи 208 и пункты 1 и 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, администрацией исправительного учреждения, в котором А.В. Розенков отбывал уголовное наказание в виде лишения свободы, из пенсии по инвалидности, назначенной ему как инвалиду III группы, и ежемесячной денежной выплаты, назначенной ему как ветерану боевых действий, производились удержания на его содержание - стоимость питания (в том числе диетического), одежды и коммунально-бытовых услуг. Исковые требования А.В. Розенкова о взыскании недополученных сумм оставлены без удовлетворения решением мирового судьи судебного участка N 2 Заволжского района города Ульяновска от 4 декабря 2006 года со ссылкой на части четвертую и пятую статьи 99, части первую и третью статьи 107 УИК Российской Федерации, а также на подпункты 7 и 10 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий лиц надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления для этого необходимых денежных средств.

2.1. Статьи 99 и 107 УИК Российской Федерации, конституционность которых оспаривается заявителем, предусматривают удержания из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы для возмещения расходов по их содержанию - стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце, и определяют категории осужденных, которые освобождаются от этих расходов полностью или частично (осужденные, освобожденные от работы по болезни, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы и др.).

Названные положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации находятся в неразрывной нормативной взаимосвязи с другими его положениями, регулирующими материально-бытовое обеспечение и труд осужденных к лишению свободы, в силу которых администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, по возможности по специальности, а также исходя из наличия рабочих мест, и осуществлять учет отработанного времени и трудового стажа осужденного; при этом на осужденных не лежит обязанность проявлять инициативу собственного трудоустройства, равно как и доказывать отсутствие возможности своего трудообеспечения либо неспособность осуществлять трудовую функцию по болезни или в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья; на лицевой счет осужденного зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных доходов; удержание расходов на содержание из средств, имеющихся на лицевом счете осужденного, производится лишь в случаях его уклонения от работы (часть пятая статьи 99, часть первая статьи 103, часть третья статьи 104 и часть третья статьи 107 УИК Российской Федерации).

Возложение на осужденных, получающих пенсию, наравне с осужденными, которым начисляется заработная плата, обязанности нести расходы по своему содержанию при отбывании наказания в исправительной колонии не противоречит целям Российской Федерации как социального государства и предназначению пенсионного обеспечения, поскольку пенсии предоставляются гражданам в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода (статья 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Соответственно, правовое регулирование, предусматривающее возможность удержания из пенсии, которую получает осужденный к лишению свободы, расходов по его содержанию и одновременно устанавливающее нормы и сроки такого удержания, а также гарантии сохранения определенной части пенсии в полном распоряжении ее получателя и освобождение в определенных случаях от несения указанных расходов, само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционное право заявителя на социальное обеспечение. Исследование же фактических обстоятельств, связанных с определением соответствия реальных затрат на его содержание размеру произведенных удержаний, с возможностью освобождения от возмещения расходов на содержание, правомерностью установления III группы инвалидности и выявлением объективных препятствий к его трудоустройству, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2.2. Ежемесячная денежная выплата установлена статьей 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", которая была введена в данный Федеральный закон Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, и представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов, в том числе ветеранов боевых действий; она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение от 27 декабря 2005 года N 502-О).

Особым значением ежемесячной денежной выплаты в системе социального обеспечения обусловливается установление ее специального правового режима. В частности, ветераны имеют возможность самостоятельно определять цели расходования ежемесячной денежной выплаты, например использовать ее для приобретения лекарств (что было существенно важно для заявителя), которыми они до 1 января 2005 года обеспечивались бесплатно. Кроме того, статья 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", введенная Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривает возможность удержания из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты суммы средств, направляемой на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг), а статья 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" запрещает обращение взыскания по исполнительным документам на ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое). При этом в соответствии со сложившейся практикой на ежемесячные денежные выплаты не могут быть обращены взыскиваемые с граждан пожилого возраста и инвалидов суммы на оплату социальных услуг, предоставляемых им государственными и муниципальными учреждениями социального обеспечения (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2007 года N 4-ГО7-44).

Таким образом, положения статей 99 и 107 УИК Российской Федерации - в системе действующего правового регулирования и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и сложившейся правоприменительной практики - не могут рассматриваться как допускающие возможность удержания из ежемесячной денежной выплаты, получаемой осужденным, являющимся ветераном боевых действий, расходов на его содержание. Иное не согласовывалось бы с правовой природой ежемесячной денежной выплаты, целями социального государства и назначением системы социального обеспечения в Российской Федерации.

3. Согласно статье 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Конкретизируя приведенное положение Конституции Российской Федерации, часть шестая статьи 12 УИК Российской Федерации закрепляет право осужденных на получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения, а часть первая статьи 101 данного Кодекса предусматривает, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов (часть первая статьи 29). При этом пункт 9 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу (утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 года N 640/190), с учетом части четвертой статьи 20 Основ устанавливает, что предоставляемая указанным лицам медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Таким образом, объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемой осужденным к лишению свободы, совпадает с тем, что получают иные граждане.

Что касается утверждения заявителя о том, что вследствие травмы, полученной в результате автомобильной аварии, он не мог работать и нуждался в специализированной медицинской помощи, однако оперативное лечение не было произведено по причине отсутствия специальных навыков врачей и предметов медицинского назначения, то установление и исследование этих фактических обстоятельств, а также обстоятельств, которые могут в соответствии со статьями 99 и 107 УИК Российской Федерации служить основанием для освобождения осужденного к лишению свободы от возмещения из пенсии и иных доходов расходов по его содержанию, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации, как следует из его статей 1, 2 и 11, устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации и регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации; при этом используемые в данном Кодексе понятия применяются исключительно для целей налогообложения.

Так, подпункт 7 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации определяет понятие "доходы" для целей главы 23 "Налог на доходы физических лиц", а пункты 1 и 3 статьи 217 перечисляют доходы, не подлежащие обложению этим налогом, в числе которых указаны пенсии, государственные пособия и иные выплаты и компенсации.

Данные положения Налогового кодекса Российской Федерации сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя, гарантируемые статьями 39 и 41 Конституции Российской Федерации. Кроме того, они не имеют непосредственного отношения к предмету его жалобы, поскольку не касаются удержаний из пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы, предназначенных для возмещения расходов по содержанию этих лиц, о которых идет речь в статьях 99 и 107 УИК Российской Федерации и которые не являются ни налогом, ни сбором в смысле налогового законодательства.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Признать жалобу гражданина Розенкова Алексея Витальевича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ